Выборы в Молдове: смещение в сторону России?
Наташа Матюхина
BBC Monitoring
20 ноября в автономном образовании Гагаузия пройдут выборы в парламент, а 11 декабря жители Приднестровья будут выбирать президента так называемой Приднестровской Молдавской республики.
Все три избирательных процесса имеют одну общую черту: по оценкам экспертов, которые подтверждаются многочисленными соцопросами, политические силы Молдовы, которые ратуют за сближение с Россией, либо победят, либо значительно укрепят свои позиции.
"Лидер, как Путин"
Возврат к прямым выборам президента стал ответом правящей проевропейской коалиции на массовые антиправительственные протесты, которые сотрясали Молдову в 2015-ом и начале 2016 года.
Один из лидеров протестов, глава оппозиционной Партии социалистов Молдовы Игорь Додон, быстро вырвался вперед как лидер президентской гонки.
Как показывают исследования электоральных настроений в Молдове, обещания Додона восстановить в полном объеме экономические отношения с Россией, отменить соглашение об ассоциации с Евросоюзом путем проведения референдума о внешнеполитическом курсе страны и развивать ее, опираясь на православие как "моральный стержень молдован, а также государственности и нейтралитета Молдовы", стабильно находят отклик в сердцах более чем 30% жителей страны, оставляя представителей проевропейского лагеря далеко позади.
41-летний Игорь Додон, который уже в 30 лет возглавлял министерство экономики в правительстве коммунистов, позиционирует себя как "единственный политик, которому доверяют в России".
Противник сближения с НАТО и курса на евроинтеграцию, лидер Партии социалистов не устает повторять: "Никто в ЕС не ждет нас с нашими товарами, а без российского рынка мы не выживем".
Додон обещает запретить унионистские движения, призывающие к объединению с Румынией, а заодно и "все эти сексуальные меньшинства", дискриминация которых запрещена законом "Об обеспечении равенства". Лидер президентской гонки считает, что и этот закон необходимо отменить.
Чтобы воплотить свои обещания, Додон хочет широких полномочий. "Нужно восстановить вертикаль власти, чтоб как в России и Беларуси. А то с этой демократией анархия настоящая!" - заявил он на недавней встрече с избирателями.
По мнению политика, Молдове нужен "лидер, как Путин", а Крым принадлежит Российской Федерации.
А что в проевропейском лагере?
Главными оппонентами Додона в стане сторонников евроинтеграции Молдовы являются лидер оппозиционной Партии действия и солидарности Майя Санду и Мариан Лупу, глава Демократической партии, старшего партнера в правящей коалиции.
И Санду, и Лупу видят будущее Молдовы в Европе при налаживании прагматичных отношений с Россией.
При этом Санду, которая создала свою партию в разгар антиправительственных протестов, объединив тех, кто вышел на улицы с протестами против "контроля олигархов", направляет свою критику и против Лупу, первым заместителем которого является самый богатый предприниматель Молдовы Влад Плахотнюк.
Невзирая на репутацию Санду как политика, не запятнанного скандалами, которые сотрясали проевропейский лагерь со времени его прихода к власти в 2009 году, ее рейтинг не превышает 15%.
Еще скромнее поддержка Мариана Лупу, который однажды уже исполнял обязанности президента страны, - около 12%. Об объединении усилий этих двух команд речь не идет. Поэтому и Санду, и Лупу возлагают большие надежды на второй раунд голосования. В этом случае они надеются на консолидацию проевропейского электората.
Регионы за "будущее с Россией"
Вскоре после выборов президента Молдовы жители Гагаузии, автономии, которая поддерживает более тесные связи с Россией, будут выбирать новый местный парламент.
Ожидается, что партия Додона получит солидное представительство в Народном собрании Гагаузии. Как показывают опросы социологов, 65% жителей региона считают Молдову "частью русского мира", 43% хотят "управление советского типа", а 42% - "суверенную демократию российского типа".
В декабре нового лидера будет выбирать и традиционно пророссийское Приднестровье.
Здесь главным противником нынешнего президента непризнанной республики Евгения Шевчука является спикер ее парламента Вадим Красносельский.
Уроженец России, где он начинал строить военную карьеру, бывший министр внутренних дел ПМР, Красносельский напрочь отрицает возможность возвращения Приднестровья в Молдову, хотя и Запад, и Москва поддерживают именно реинтеграцию как вариант разрешения конфликта.
На фоне резко ухудшающегося экономического положения региона России приходится выделять средства из федерального бюджета на поддержание какого-никакого уровня жизни в Приднестровье, как это было в сентябре с деньгами на небольшое повышений пенсий.
Поэтому заявления Красносельського "Наше будущее в России" практически гарантируют ему избрание на пост лидера самопровозглашенной республики.
Почему в Молдове хотят сближения с Россией?
Приход к власти в 2009 году партий, которые обещали улучшить положение дел в этой беднейшей стране Европы путем проведения радикальных реформ и интеграции в ЕС, вселил в большинство молдован надежды на скорые перемены к лучшему.
Но вместо реформ рядовые жители страны увидели расцвет коррупции и усиление влияния олигархов.
Введение Россией запрета на импорт из Молдовы вина и сельскохозяйственной продукции стало тяжелым ударом для экономики, и без того ослабленной глобальным финансовым кризисом.
Ну а всплывшая в 2015 году информация о пропаже из трех банков Молдовы миллиарда долларов, что равняется 12% ВВП страны, стала последней каплей.
Тысячи молдован вышли на улицы, требуя отставки правительства и наказания для всех причастных к "краже века".
И хотя проевропейские партии удержались у власти, пойдя на различные уступки протестующим, начав расследование кражи миллиарда долларов при помощи США и проведя несколько громких арестов, многим гражданам страны идея евроинтеграции стала казаться не такой уж привлекательной.
Очередной удар сторонники европейского пути развития получили, когда бывший премьер-министр страны и глава некогда крупнейшей проевропейской Либерально-демократической партии Молдовы Влад Филат был приговорен к девяти годам лишения свободы за коррупцию.
Уставшие от обещаний, беднеющие жители Молдовы теперь с ностальгией вспоминают не слишком богатые, но стабильные и предсказуемые годы правления коммунистов. Поскольку коммунистическая партия страны не принимает участия в президентской кампании, на предстоящих выборах многие избиратели, очевидно, отдадут свои голоса за новых проводников уже хорошо знакомых им идей.