Раскол в обществе. Пресса о войне Израиля и ХАМАСа
Новая эскалация на Ближнем Востоке обострила внутренние противостояния в середине Израиля. Кроме евреев в Израиле проживает и примерно 1,9 млн арабов. Они обладают ровно теми же правами, что и еврейское население – правом голоса, социальной защитой и доступом к здравоохранению.
С началом новых обстрелов между Израилем и боевиками ХАМАС, в Израиле вспыхивают ожесточенные противостояния между арабами и евреями. Хуже всего дела обстоят в Лоде, где мэр города уже заговорил о настоящей гражданской войне.
Обстановка анархии – Le Figaro
"Запахло войной между мирными жителями. Насилие распространилось, породив обстановку начинающейся анархии. В одном месте арабские мятежники сожгли музей, зверски нападали на прохожих или автомобилистов, заблудившихся в неподходящем районе; в другом месте они поджигали рестораны и отели. Со своей стороны, еврейские хулиганы нападали на торговцев, совершали набеги и буйства и открывали огонь с намерением убивать. "Смерть арабам!" - кричали они. Ссоры и перепалки сталкивали два лагеря на фоне взаимной ненависти и гнева", - говорится в статье французского издания.
В Бат-Яме, пригороде Тель-Авива, израильтяне вытащили водителя-палестинца из его машины и с беспрецедентной жестокостью избили прямо на земле. Пострадавший доставлен в больницу в тяжелом состоянии. Еврейские демонстранты пришли на битву с намерением штурмовать Яффо, арабскую часть Тель-Авива. В конце концов силы безопасности их разогнали.
В виде зеркального ответа нападение того же типа произошло в Акко, эпицентре вспышек арабского гнева на севере страны. Мятежники громили принадлежащую евреям недвижимость и подожгли полицейскую машину. Они избили камнями учителя-еврея, серьезно ранив его. По иронии судьбы молодой человек пытался воспрепятствовать участию своих учеников в антиарабской демонстрации.
"Два театра военных действий, восстание израильских арабов и конфликт между ХАМАС и Израилем, накладываются на сплав национального и религиозного начала, - отмечает исследователь Дэвид Халфа. - Арабский сектор имеет сложносоставную идентичность. Она все больше и больше становится израильской, но при этом остается палестинской. Общественное мнение требует принятия ответственности за несправедливость и расширения участия государства. Арабский сектор также помнит войну 1948 года и поддерживает семейные связи на Западном берегу и в секторе Газе. В случае кризиса его идентичность склоняется к Палестине, однако без идеи об отделении".
Новый фронт – Süddeutsche Zeitung
В разгар новой битвы за Газу в Израиле неожиданно открылся новый фронт, который в итоге может оказаться гораздо опаснее, чем противостояние с внешним врагом. Ведь эта линия фронта проходит прямо через Израиль, - отмечает немецкое издание.
Ситуация действительно грозит выйти из-под контроля, и это угрожает самим основам государства. Сосуществование евреев и арабов в Израиле всегда было хрупким. Хотя в 1948 году основатель государства Давид Бен-Гурион открыто гарантировал арабским гражданам те же права, что и еврейским, де-факто они живут в параллельном обществе - будучи в значительной степени отрезанными от государственных институтов.
Арабское меньшинство всегда игнорировалось государством. В эпоху Нетаньяху добавилась еще одна составляющая: целенаправленная травля и дискриминация, а принятый в 2018 году закон о национальном государстве превратил израильских арабов в граждан второго сорта. Раскол, создаваемый Нетаньяху, отчасти ответственен за то, что сейчас толпы арабов и евреев сеют хаос на улицах.
"Вокруг Газы орудия когда-нибудь утихнут. Как и в предыдущих войнах между израильской армией и палестинским движением ХАМАС, обе стороны будут продолжать враждовать друг с другом, находясь по разные стороны фронта. Однако в Израиле людям нужно продолжать жить вместе и срочно найти новый баланс", - заключает Süddeutsche Zeitung.
Трудности интеграции – BBC
Еврейское и арабское население Израиля почти не пересекаются. Любой приезжий, даже плохо знающий географию Израиля, без труда отличит арабский населенный пункт - город, деревню или просто район - от еврейского. Кроме состава населения они отличаются манерой постройки, инфраструктрой и даже обычными вывесками.
На нужды арабского сектора из бюджета страны ежегодно тратятся миллиардные суммы, но интеграции это особо не способствует. Израильские левые говорят, что выделять деньги не достаточно, нужны специальные программы по интеграции, которых нет.
Правые отвечают, что обособленность - осознанный выбор общины, имеющей налоговые послабления и предпочитающей собственную систему образования.
Сами израильские арабы, в особенности их лидеры, заявляют, что не намерены ни в каком виде служить "израильской оккупации".
Попытки израильских властей привлечь арабскую молодежь к службе в армии или к альтернативной службе были расценены как намерение исказить национальное самосознание арабов и получить еще больше рычагов для их дискриминации. Правительство Израиля не возвращается к этому вопросу уже почти 20 лет.
Единственная область, в которой арабы и евреи активно пересекаются - здравоохранение. По последним данным, 20% врачей, 25% медсестер и медбратьев и 50% фармацевтов в стране - израильские арабы.
В этом смысле пандемия коронавируса стала редким поводом для еще большего сближения. Арабские и еврейские медики создавали совместные бригады с целью подчеркнуть, что этот тяжелый период - не время для вражды.
В Израиле прошлый год в шутку даже называют годом "коронного перемирия".