Переизбыток вакцин. Как пропадают COVID-прививки
Пока одни страны не знают, что делать с лишними вакцинами от коронавируса, другие продолжают страдать от их нехватки.
Почему распределение препаратов работает так плохо и как его можно улучшить, - задается вопросом немецкий журнал Der Spiegel.
Вакцины на выброс
В Нидерландах насчитали только на руках у семейных врачей и в аптеках до 200 тысяч доз неиспользованных вакцин от AstraZeneca, которые лежат в холодильниках.
“Центральной базы данных, которая фиксировала бы потерю вакцин по всему миру, не существует, но данные по отдельным странам и оценки вызывают тревогу, - отмечает издание. - По данным ВОЗ, к концу августа из-за истечения срока годности во всем мире может оказаться непригодным один миллион доз препарата AstraZeneca”.
Только в американском штате Джорджия в этом году было выброшено почти 700 тыс. доз вакцины.
Эксперты предупреждают, что скоро в США истечет срок годности доз вакцины, которые можно было бы использовать для вакцинации около 13 млн человек. Польше к концу июля пришлось утилизировать почти 73 тыс. доз вакцин от различных производителей; в Гонконге копятся излишки вакцин от Sinovac и Biontech/Pfizer, которые могут остаться неиспользованными из-за истечения срока годности.
В Германии, по информации Der Spiegel, каждая десятая доза вакцины в настоящее время остается лежать в кабинетах врачей; там хранится около 3,2 млн доз. Вакцины, которой нет в других странах.
По данным платформы Our World in Data, около трети населения планеты уже получили хотя бы одну дозу вакцины против Covid-19, но в более бедных странах хотя бы одну прививку сделали только 1,4% людей. В Нигерии, например, полностью вакцинировано только 0,7% населения - в Гаити всего 0,01%.
Распределение не работает
Международная инициатива Covax Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и глобальные инициативы по вакцинации Gavi и Cepi пока не смогли создать справедливую, глобальную систему вакцинации: вакцина по-прежнему поступает в основном в те страны, где есть деньги.
Большинством из почти 5 млрд доз, введенных во всем мире, были привиты люди в более богатых странах, при этом многие государства, в обход Covax, ведут переговоры напрямую с производителями и заключают двусторонние контракты.
"Ситуация скорее будет ухудшаться, чем улучшаться", - предупреждает Хавьер Гузман, директор направления по глобальной политике в области здравоохранения в американском аналитическом центре Center for Global Development. Мощности производителей можно увеличить только до определенной степени, пожертвования вакцин слишком малы, чтобы покрыть потребности развивающихся стран - и дебаты о третьей прививке также беспокоят эксперта.
"Богатые страны теперь будут использовать свои запасы в основном для ревакцинации собственного населения, а также вакцинировать все больше детей", - считает он.
По мнению Гузмана, только изменения со стороны производителей могут решить проблему дефицита в долгосрочной перспективе. Чтобы ускорить производство вакцин в мире, правительства и международные организации должны повлиять на производителей, а также создать для них стимулы для подписания большего числа лицензионных соглашений с партнерами в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые могли бы производить вакцины на местах.