Корреспондент: Родные стены. Музей в Пирогово возник из-за Киевского моря и едва не закрылся из-за ретивых советских чиновников

Корреспондент: Родные стены. Музей в Пирогово возник из-за Киевского моря и едва не закрылся из-за ретивых советских чиновников
ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Целых 150 га холмистых полей на окраине Киева в районе села Пирогов, на которых стоит почти три сотни зданий - домов, хозяйственных построек, ветряных мельниц, церквей, - так сегодня выглядит Музей национальной архитектуры и быта.

"Здесь приближаешься к истории украинского народа и его культуре, чувствуешь дух украинского села. А перед глазами у меня будто возникли живые иллюстрации к произведениям [Николая] Гоголя", - так описывает Корреспонденту свои впечатления от похода в Пирогов латыш Гунарс Рукерис, недавно впервые здесь побывавший.

Однако этой уникальной этноплощадки могло и не быть, если бы в 1964 году на другой окраине Киева - в районе Вышгорода, не построили бы ГЭС, из-за которой образовалось Киевское море

Однако этой уникальной этноплощадки могло и не быть, если бы в 1964 году на другой окраине Киева - в районе Вышгорода, не построили бы ГЭС, из-за которой образовалось Киевское море.

Тогда украинские ученые и общественники, озабоченные тем, что множество старинных домов в затапливаемых селах будут навсегда потеряны, решили реализовать идею, которая впервые возникла еще в начале ХХ века, - создать под открытым небом этнографический музей архитектуры и быта.

Водные роды

Создать в Украине открытую всем ветрам экспозицию архитектурных памятников еще в 1917 году предлагал Николай Биляшевский, археолог-этнограф, глава Центрального комитета охраны памятников старины и искусства и директор Киевского художественно-производственного и научного музея. Однако неспокойное революционное время, когда власть переходила из рук в руки, похоронило оригинальную идею.

Через семь лет, уже при советах, о ней вспомнил академик Михаил Грушевский, экс-глава Центральной рады, в те годы занимавшийся научной работой. Он предложил создать на околице Киева музей народного быта, который бы показал посетителям материальную культуру украинских земель - от палеолита до современности. Здесь, считал Грушевский, стоило бы воссоздать даже интерьеры пещерных жилищ древности. Но академик находился в опале, и слушать его не стали.

Через 40 лет идея воскресла вновь. Толчком стало строительство Киевской гидроэлектростанции и состоявшееся в связи с этим создание в 1964 году искусственного водохранилища. С затопленных территорий вывезли жителей множества сел, но оставили под водой уникальные постройки - возраст некоторых из них достигал 300 лет.

Главным двигателем этой затеи стал высокопоставленный чиновник - Петр Тронько, глава Общества охраны памятников истории и культуры

Потеряв такие ценности, украинские общественные организации опубликовали в августе 1965 года в газете Літературна Україна, печатном органе Союза писателей Украины, открытое письмо. В нем активисты предложили создать в Киеве музей народной культуры и архитектуры, собрать и сохранить в нем все существующие народные памятники.

Главным двигателем этой затеи стал высокопоставленный чиновник - Петр Тронько, глава Общества охраны памятников истории и культуры, в те годы - заместитель председателя Совета министров УССР по гуманитарным вопросам.

В то время в республике было несколько подобных музеев под открытым небом, но их экспозиции были небольшими и региональными.

С подачи Тронько в феврале 1969 года республиканский Совмин постановил создать подобный музей уже национального масштаба, для чего выделил землю на окраине Киева, близ села Пирогов. Место оказалось удачным: здесь были холмы и долины, леса и поля, овраги и пруды - все это помогло смоделировать Украину и поместить собираемые по всей республике старинные дома в "естественные" условия.

"Идею [будущего музея] подсмотрел за границей, куда я часто ездил, - Лондон, Нью-Йорк, Оттава, Монреаль", - вспоминал Тронько.

Украинские этнографы, создававшие музей, съездили еще в Грузию и Прибалтику - там были похожие экспозиции.

Бревнышко к бревнышку

Следующие семь лет работники музея посвятили тому, что колесили по Украине в поисках будущих экспонатов. Если находили, строение аккуратно разбирали, перевозили под Киев, здесь вновь собирали, да еще и восстанавливали. Для этого даже создали республиканскую строительно-реставрационную мастерскую и реставрационный отдел при музее.

Такой подход дал уникальный результат: практически все нынешние экспонаты музея - подлинники. Среди них есть настоящие раритеты.

К ним, по словам Павла Федаки, нынешнего директора Музея национальной архитектуры и быта Украины, прежде всего относится хата из волынского села Самары, построенная еще в 1587 году. "Это не только самый старый экспонат в музее, но и древнейший памятник народного зодчества в Украине", - рассказывает директор.

Практически все нынешние экспонаты музея - подлинники. Среди них есть настоящие раритеты

Кроме того, из экспедиций этнографы привезли старинный храм, построенный в 1600 году. Его нашли в Фастовском района Киевщины. А из устья Десны ученые доставили языческий ритуальный дуб XII столетия. В разветвлениях этого культового в прямом смысле слова дерева даже сохранились вставленные туда древними славянами-язычниками челюсти диких животных.

Многие из будущих экспонатов музея не были бесхозными, их приходилось выкупать у владельцев. По словам Николая Ходаковского, в прошлом одного из участников этнографических экспедиций, в среднем одна постройка стоила недорого - порядка 500 руб., то есть примерно четыре месячных зарплаты советского инженера.

"Бывало, приходилось платить за дом и 1,8 тыс. руб., - дополняет Федака. - Но были суммы и поскромнее - 200-300 руб. за постройку. Все зависело от величины здания и его возраста".

В среднем одна постройка стоила недорого - порядка 500 руб., то есть примерно четыре месячных зарплаты советского инженера.

Не обходилось и без казусов: к примеру, Ходаковский как-то вспоминал, как жители одного из сел Тернопольщины отказались отдать музейным работникам деревянный храм 1817 года, приняв их за жуликов. В результате этнографы оказались запертыми в погребе. Лишь после долгих переговоров селяне согласились передать церковь музею.

Национальный дух

К лету 1976 года экспозиция была готова, и музей можно было открывать. Уже и дату назначили, но уверенности, что все получится, не было.

В своих воспоминаниях академик Тронько пишет: в июне 1976-го, за несколько дней до официального открытия, Владимир Щербицкий, первый секретарь ЦК Украины, пожелал лично ознакомиться с экспозицией.

Причиной такого внимания стало то, что руководителю Украины кто-то доложил, будто средства на создание музея бездарно растрачены, вместо экспонатов в Пирогов свезли всякую рухлядь, да и вся затея попахивает "буржуазным национализмом".

Инспектировать музей Щербицкий приехал вместе с целой группой представителей высшего руководства республики. Ради таких гостей сотрудники музея даже запустили ветряную мельницу и кузницу. Им удалось заинтересовать партбоссов: вместо запланированного получасового осмотра территории руководители УССР пробыли там четыре часа.

Кто-то доложил, будто средства на создание музея бездарно растрачены, вместо экспонатов в Пирогов свезли всякую рухлядь, да и вся затея попахивает "буржуазным национализмом".

"Щербицкий тогда в книге отзывов написал: "Коллектив музея сделал большое, полезное дело. Большое вам спасибо за это, дорогие товарищи", - вспоминал Тронько.

Эта положительная оценка дала зеленый свет официальному открытию первой очереди. На площади 120 га экспонировалось 150 построек - вдвое меньше своего сегодняшнего количества. Были представлены лишь четыре (из семи нынешних) раздела: Полтавщина, Слобожанщина, Подолье и Полесье.

Благословение Щербицкого действовало недолго. Скоро местное коммунистическое руководство разглядело в деятельности музея "буржуазный национализм" и "идеализацию патриархальщины". И этнографам предложили дополнить существующую экспозицию демонстрацией достижений современного социалистического села.

Эта задача стала настоящим испытанием для музейных работников, поскольку они понимали, что "социалистическая деревня" не вписывается в общую идею музея. Ее решили разместить в восточном углу территории выставки, в стороне от основной части.

Благословение Щербицкого действовало недолго. Скоро местное коммунистическое руководство разглядело в деятельности музея "буржуазный национализм" и "идеализацию патриархальщины".

По воспоминаниям работников музея, им пришлось проявить смекалку, чтобы создать весь этот "соцреализм". Современные дома (как правило, выбирали большие и хорошо оборудованные) не покупали и не перевозили, а делали точные копии. Роль их интерьеров - мебели, посуды, потребительских товаров - выполняла реальная продукция предприятий конкретного региона.

"Эта экспозиция отражает большие изменения, которые произошли в жизни селян за годы советской власти", - с пафосом писала в 1982 году Украинская советская энциклопедия о малоинтересной советскому посетителю части музея, носившей название Выставка народной архитектуры и быта социалистического села.

Народный музей

Сил, труда и нервов в музей вложили много, но в первые годы его работы большого наплыва посетителей не было: добираться до Пирогова из города было неудобно. И даже дешевые билеты - 30 коп. - ситуацию не меняли. Поначалу главными посетителями этновыставки были школьники, которых массово свозили отовсюду.

Позже, когда в сторону экспозиции под открытым небом пустили городской автобусный маршрут, дела пошли веселее. Через несколько лет после открытия кассы музея ежегодно продавали до 100 тыс. входных билетов. К слову, сегодня эта цифра, по словам Федаки, выросла примерно в два с половиной раза, до 250-260 тыс. билетов в год.

Наибольшей популярностью среди посетителей тогда - как, впрочем, и сейчас - пользовались ярмарочные дни. В советские годы их приурочивали к всесоюзным праздникам.

Через несколько лет после открытия кассы музея ежегодно продавали до 100 тыс. входных билетов.

В такие дни в музей стекались не только посетители, но и народные мастера в национальных костюмах. Они демонстрировали свои работы и обучали желающих тонкостям ремесел.

В советские годы музей посещали и иностранные туристы - к примеру, во время проведения Олимпиады в 1980 году Пирогов стал одним из обязательных пунктов программы визитов зарубежных гостей. Правда, прежде чем допустить сюда интуристов, КГБ убрало всех неблагонадежных сотрудников - их отправили в различные командировки. А остальным разъяснили, как и о чем можно разговаривать с приезжими.

Со временем музей развивался, и его фонд пополнялся все новыми предметами народного быта. В последние годы существования СССР территория экспозиции разрослась до 150 га, на которых насчитывалось 275 образцов народного зодчества. А коллекция старинной одежды, разнообразных предметов быта и музыкальных инструментов состояла из 80 тыс. экспонатов.

В последние годы существования СССР территория экспозиции разрослась до 150 га, на которых насчитывалось 275 образцов народного зодчества.

Музей стал крупнейшим в Восточной Европе среди экспозиций подобного типа, а позже даже вошел в Книгу рекордов Украины.

Отстояв право на свое существование в советскую эпоху, в независимой Украине музей вновь столкнулся с проблемами. Местные власти несколько раз пытались отвести территории, вплотную граничащие с комплексом, под строительство коммерческих объектов. Помешали этим планам только протесты руководства музея и общественности.

***

Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK