Жизнь во время войны. В Славянск и обратно

Жительница Славянска, которой дважды пришлось уезжать из города, рассказала Корреспонденту о том, как местное население живёт между украинскими военными и сепаратистами.
Жизнь во время войны. В Славянск и обратно
AP

Завершившимся перемирием на Донбассе не смогли воспользоваться стороны конфликта, зато это сделали жители городов и посёлков, находящихся в эпицентре боевых действий. В Славянcке люди, ранее покинувшие город, во время относительного затишья смогли туда вернуться, чтобы проверить жильё, забрать документы, вещи и повидаться с соседями.

В разговоре с Корреспондентом местная жительница Ирина не сдерживает эмоций. Но больше всего переживает, чтобы по рассказу её никто не узнал. “Вы понимаете, мы боимся всего подряд, не хочу, чтобы мной заинтересовались “ополченцы”. И в СБУ не хочу ходить. Меня и так жизнь поставила в такую ситуацию, в которой я уже не представляю, что делать”, — сетует собеседница. 

Читай также: О чем говорят жители Славянска в очередях за гуманитарной помощью

Ирина, директор частной компании, работавшей в Славянске в течение последних нескольких лет, была вынуждена покинуть город первый раз 4 июня.

“Когда перебои с электричеством закончились его полным отсутствием, мы лишились возможности работать: ни зарядить оборудование, ни выйти в интернет. Тогда приняли решение распустить персонал. Из оставшихся денег выплатили людям зарплаты. Постоянная стрельба, картинки разрушенных улиц и домов, которых тогда ещё было не так много, всё это подталкивало к решению уехать. Мои дети живут в других городах, поэтому я тоже решилась покинуть город”, — рассказывает Ирина.

По её словам, универсального рецепта того, как можно эвакуироваться из Славянска, нет. Централизованно вывозом жителей, несмотря на заверения киевских властей, занимался только Красный Крест. Его сотрудники регулярно формировали автобусы, на которых люди могли выехать в Изюм, Харьков и Святогорск.

%img2big%

Сама Ирина пыталась выехать на нанятых машинах. Стоимость такого вояжа через блокпосты сепаратистов, армии и Нацгвардии составляет в среднем 1 тыс. грн. Дважды водителей такси разворачивали обратно и говорили, что даже если пропустят машину из города, то назад ей въехать не дадут. На третий раз её повёз пожилой мужчина в сторону Харькова. Без особых проверок прошли блокпост ДНР, затем — два поста украинской армии, где машину тоже строго не стали досматривать.

Читай также: На Луганщине из-за боев обесточены 28 населенных пунктов

“В Лозовой на посту Национальной гвардии двое мужчин уже готовы были нас пропустить, но вышел их командир и приказал нам возвращаться в Славянск, поскольку в Лозовую пускают только местный автотранспорт и машины, обеспечивающие армию припасами. Однако нам подсказали объездную дорогу. В конечном итоге мне удалось попасть в Харьков, откуда я потом перебралась в Донецк”, — делится Ирина впечатлениями.

Как оказалось позже, уехала вовремя. В один из вечеров во дворе её дома разорвался то ли снаряд, то ли мина. Вынесло окна, сорвало часть кровли, но в целом дом выстоял, хотя соседний взрывная волна потрепала гораздо сильнее.

Опасный и чистый город

Когда стало известно об объявлении перемирия, на следующий же день Ирина засобиралась обратно в Славянск: “Нужно съездить посмотреть, что с домом, забрать необходимые вещи. Ну да, стреляют. Но кто знает, что там будет, когда это закончится?”.

Ирина пыталась выехать на нанятых машинах. Стоимость такого вояжа через блокпосты сепаратистов, армии и Нацгвардии составляет в среднем 1 тыс. грн

Обратный маршрут в самую горячую точку вооруженного противостояния начался от Святогорска. Небольшой курортный городок, громко именовавшийся “донецкой Швейцарией” за свои покрытые лесом меловые горы, сейчас стал одной из баз для переселенцев. Здесь в лагерях отдыха живут дети, которых удалось вывезти из Славянска и Краматорска. Сюда же приезжают семьи в начале своего пути от родных стен в неизвестность.

%img3big%

По словам Ирины, на пути в город ей пришлось проехать через три блокпоста украинской армии. А вот количество контрольных пунктов ополченцев во многом зависит от того, в какую часть Славянска необходимо попасть. Почти каждый крупный перекрёсток превращён в самый настоящий укрепрайон.

“На каждом блокпосту в городе мешки с песком или бетонные блоки, почти везде вкопана тяжёлая техника или вооружение. Сложно сказать, что это конкретно — БМП или БТР”, — рассказывает Ирина.

За прошедшее с момента отъезда время женщина заметила, что в городе стало гораздо больше повреждённых домов. В районе вокзала перед церковью в фасаде пятиэтажки на уровне четвёртого этажа зияет закопчённая дыра. Чуть в стороне — разворочена крыша. Кто-то говорит, что разрушения — это результат обстрела украинской армией. Кто-то убеждает, что в некоторых случаях под обстрел попадало имущество тех жителей и предпринимателей, кто не нашёл общего языка с руководством сепаратистов.

Смотри также: Как выглядит освобожденный Славянск с высоты птичьего полета

При этом на улицах много людей, гуляют дети. Горожане спешат на рынок, который до сих пор продолжает работать рядом с вокзалом. Возле кафе Палермо в очереди стоят около 30 пожилых людей. Здесь местные предприниматели организовали бесплатные обеды для нуждающихся, пополняют запасы воды, которой в отдельных районах нет уже вторую неделю.

Если не обращать внимания на последствия боёв, в городе чисто. Мусор, несмотря ни на что, продолжают вывозить. За мародёрство, по словам местных жителей, в городе наказывают строго. Если не доходит до расстрела, то, как минимум, заставляют копать окопы. А ещё могут мобилизовать или отправить на блокпост.

 
 AP

Многие временно вернулись в Славянск, чтобы забрать с собой родных. “Видела одного из руководителей местной организации Партии регионов. Он приехал, чтобы вывезти мать в Святогорск. А одна моя знакомая до сих пор ходит на работу в отдел соцзащиты”, — удивляется Ирина. 

На каждом блокпосту в городе мешки с песком или бетонные блоки, почти везде вкопана тяжёлая техника или вооружение

Это тот самый отдел, которым заведовал нынешний “руководитель” Славянска Владимир Павленко, пришедший на смену “народному мэру” Вячеславу Пономарёву, 10 июня отстранённому от своих обязанностей по распоряжению “министра обороны” ДНР Игоря Стрелкова Гиркина.

Бои на улице

Люди на улицах стали общительнее. Завидев знакомое лицо, стремятся подойти и поговорить, расспросить об общих знакомых, даже если давно не общались. Но долго не задерживаются — все спешат успеть по делам или поскорее вернуться домой.

“В самом начале моей улицы показалось, что бои её не затронули. Несколько первых домов оказались практически не тронуты. А вот самый красивый дом на улице полностью остался без крыши от прямого попадания. Солнце светит в пролом, и даже кажется, что внутри горит свет”, — делится впечатлениями Ирина.

Читай также: Поймали на сосиски. В Славянске задержали группу диверсантов

Её жилище тоже пострадало. “Мои металлические ворота теперь напоминают кружево. Никогда не думала, что пятимиллиметровый металлический лист можно так посечь осколками. В земле зияет воронка. В доме выбило несколько окон, а пару осколков застряли в потолке. С крыши сорвало несколько листов шифера. Но хорошо, что пока ничего не подтекает”, — рассказывает она.

 
 AP

На скорую руку подправив повреждения и заколотив окна, Ирина спешит проведать соседок. Женщины в возрасте не захотели уезжать из Славянска. Теперь, может, и жалеют — в округе не работает ни один магазин. Поэтому очень радуются пакетам с продуктами, которые доставляют им с оказией с “большой земли”.

“Люди очень устали жить под обстрелом и в полном неведении. Очень боятся окончания перемирия. При этом по городу ходит слух, что нужно ещё подождать неделю и станет спокойнее. Мол, стрельба сойдёт на нет. Почему это должно произойти, мнения расходятся, кто говорит, что бои уйдут дальше от Славянска, кто-то надеется на то, что город освободят. На блокпостах, по крайней мере тех, что я видела, местных стало намного меньше. Однако среди жителей города всё ещё достаточно большое количество людей, поддерживающих Донецкую народную республику. Кто-то выступает за единую Украину, кто-то ждёт Путина и почему-то ещё больше людей ненавидят [губернатора Днепропетровской области, активно поддерживающего АТО, Игоря] Коломойского”, — описывает она настроения горожан.

Никогда не думала, что пятимиллиметровый металлический лист можно так посечь осколками. В земле зияет воронка

Обратная дорога Ирины заняла больше времени. Это был четверг, последний день первого срока перемирия. Многие решили уехать до того, как истечёт срок прекращения огня.

“Блокпосты мы делим на “лояльные” и “непримиримые”. Последние стараемся обходить стороной. В результате там, где пропускают без особых проблем, выстраиваются очереди. Мы простояли около двух часов. Хотя, говорят, недавно было столько людей, что все желающие не успели пройти в светлое время суток. Людям пришлось оставаться в городе на ночь и пытаться выехать утром”, — говорит Ирина.

 
 AP

Процедура проверки стандартная на всех блокпостах: машину останавливают, проверяют документы, смотрят прописку, осматривают багажник, салон и пропускают дальше. При этом время от времени раздаются выстрелы со стороны горы Карачун. Сказать, кто и по кому стреляет, сложно. Но людей это уже не пугает — после пяти таких остановок начинается мирная земля.

P. S. Ирине повезло и во второй раз. Она снова вовремя покинула город. Знакомый мужчина, который возвращался в Славянск за документами позже неё, попал под обстрел и погиб, когда пытался выехать в направлении Изюма.

После истечения срока перемирия возобновилась стрельба с обеих сторон. Центр города она не затронула, основной удар пришёлся на район Рыбхоза и на спальный район на горе Артёма. Там, помимо небольших разрушений на улице Вольная, рухнула стена пятиэтажного жилого дома.

Читай также: Осторожно, город закрывается. В Донецке прекращают работу банки и почта

Больше всего местные жители, практически лишённые электро- и водоснабжения, боятся остаться без связи, газа и медицинской помощи. Из-за возобновившихся боёв на горе Карачун упала телевышка с передатчиками, на Рыбхозе повреждён газовый ввод в город, а в больницах не осталось ни одного хирурга. 

На связи

Работу городских коммуникаций Славянска из последних сил поддерживают газовщики, электрики и связисты, которые остались, несмотря на боевые действия. Корреспондент пообщался с одним из сотрудников местного отделения Укртелекома, обеспечивающих связь в городе и с “большой землей”. По понятным причинам, он попросил не называть своего имени и должности

“Трудно работать сейчас в Славянске не только в сфере связи. Но все, кто занят в отраслях жизнеобеспечения, прекрасно понимают, насколько от них зависят жители города. Фиксированная связь в настоящее время оказалась единственной работающей, более надёжной. Мобильная связь практически не работает около месяца. Часто обычный проводной телефон оказывается последней возможностью связаться с родными, сообщить о себе или узнать что-то. Мы в Славянске остались единственным оператором, который продолжает работать, пусть и с вынужденными перебоями.

Абоненты обращаются часто. Кто-то интересуется, как в нынешних условиях оплатить счёт за услугу, кто-то хочет приостановить действие договора из-за отъезда, кто-то сообщает о пропадании сигнала интернета. Стараемся оперативно всем помочь.

Больше всего местные жители, практически лишённые электро- и водоснабжения, боятся остаться без связи, газа и медицинской помощи

Работать, конечно, сложно, а иногда и просто страшно. Из-за боевых действий передвигаться по городу весьма проблематично. Выезд за пределы Славянска вообще невозможен. Исключением был разве что период перемирия.

Повреждений на объектах связи стало очень много. То кто-то траншеи выроет и перебьёт кабель, то разорвутся снаряды и повредят аппаратуру. Из-за повреждений в городе практически отсутствует электроэнергия. В таких условиях восстанавливать связь ещё сложнее. Делаем всё, чтобы починить, как только выдаётся такая возможность.

Читай также: Всех жителей освобожденных городов проверяют на причастность к терроризму

Иногда приходится ночевать на объектах. Если наши сотрудники попадают под обстрел во время ремонта, то пользуются сооружениями гражданской защиты — укрытия, подсобки и т. п. Они остались на многих объектах с прежних времён. Вот и пригодились. Стараемся сделать всё, чтобы уменьшить риск для здоровья и жизни сотрудников.

Подразделения из соседних городов недавно передали нам “гуманитарную помощь”. Пока действовало перемирие, нам привезли кое-что из материалов для ликвидации аварий, повреждений и проведения ремонта. Конечно, не забыли и о продуктах первой необходимости.

Наши люди работают вне графика — для восстановительных работ используют каждую минуту затишья. Работаем внеурочно — и ночью, и по выходным. Некоторые вообще круглосуточно сидят на рабочем месте.

Часть сотрудников находятся в вынужденных отпусках. Не все, кто раньше покинул город, чтобы вывезти, например, детей, могут вернуться обратно. Свою семью я успел вывезти и теперь вот тружусь со спокойной душой.

У некоторых коллег разрушены дома. Но мы стараемся поддерживать друг друга”.

Читай также: На Донбассе люди начали возвращаться в свои дома – МВД

***

Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 4 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Читай также: Война добралась до Луганска: фото, видео

 



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK