Трагедия Волыни: попытки примирения и стереотипы

В Варшаве высшие иерархи греко-католической церкви и Римско-католического костела подписали заявление о примирении в связи с польско-украинской борьбой на Волыни в 1943 году, пишет ВВС Україна.
Трагедия Волыни: попытки примирения и стереотипы
Reuters

В Греко-католической церкви на улице Медовой в Варшаве Верховный Архиепископ Украинской Греко-католической церкви Святослав Шевчук, в присутствии президента Бронислава Коморовского, извинился перед поляками за преступления на Волыни. Со своей стороны, президент Коморовский призвал к правде о польско-украинском конфликте, поскольку, как он выразился: "правда очищает". Само заявление обеих церквей написано по формуле "прощаем и просим прощения".

Для поляков день 11 июля 1943 - апогей вооруженных операций Украинской повстанческой армии против польского населения на Волыни. Польское государство в этом году большое внимание уделило чествованию 70-й годовщины "резни поляков на Волыни" - как говорят польские историки, публицисты и политики, или "братоубийственной борьбы между поляками и украинцами на западной украинской территории" - как называют историю польско-украинской борьбы в 40-х годах прошлого века украинские историки и публицисты.

Сенат Республики Польша принял даже постановление, в котором польско-украинский конфликт признан "этнической чисткой с признаками геноцида". В документе верхней палаты польского парламента говорится также о украинцах, которые помогали польским жертвам волынского конфликта, при этом упоминаются заслуги польского эмиграционного интеллектуала Ежи Гедройца и экс-президента Леха Качиньского для польско-украинского примирения. Однако, несмотря на просьбу украинской стороны, например экс-президента Леонида Кравчука, польские сенаторы признали целесообразным в принятом документе употребить слово "геноцид".

Украинец как "резун"

После падения коммунизма в Центральной и Восточной Европе в 1989 году и провозглашения Украиной независимости в 1991, политологи не сомневались, что польско-украинские отношения будут иметь основное значение для будущего этой части старого континента.

Польские и украинские интеллектуалы и политики понимали, что в налаживании эффективного сотрудничества между обществами двух соседних государств одной из самых серьезных проблем будут негативные стереотипы: поляка как "жестокого пана, империалиста и оккупанта" - в Украине, и украинца как виновника "резни" - в Польше.

Во времена коммунистической Польской Народной Республики службы безопасности тоталитарного государства получили от центрального руководства в Москве приказ создать, а затем последовательно поддерживать образ украинца как примитивного крестьянина, лишенного языка и культуры, без исторического прошлого, способного лишь "резать ляхов".

Для коммунистических пропагандистам прежде всего нужно было "решение украинского вопроса в Польше", то есть осуществление процесса денационализации украинского населения, которое испокон веков проживало на территориях восточных воеводств нынешней Польши, а в 1947 году, в результате решения коммунистической власти, в рамках операции "Висла" было депортировано на территорию западных земель послевоенной Польши.

Коммунистический аппарат работал очень эффективно: были созданы такие фильмы, как "Сержант Калень", где речь была о борьбе с "бандами УПА" и "украинском национализме". В начальных школах ПНР, в частности на территориях, куда украинцев депортировали в рамках операции "Висла", обязательной частью учебной программы стала книга Ванды Жулкевской "Следы когтей рыси", где говорилось о "бандах УПА". Нетрудно догадаться, как на психику украинского ребенка в польской школе влияли разговоры учителей о "преступлениях украинского бандитизма и шовинизма".

Такому подходу аппарата безопасности тоталитарной Польши к украинскому вопросу пытались противодействовать польские эмиграционные среды - главные заслуги принадлежат интеллектуальному центру в Париже - Ежи Гедройца, и интеллектуалы польского подполья времен антикоммунистического общественного движения "Солидарность" - например, редакторы журнала "Обуз" (Лагерь), где свои статьи печатал выдающийся польский публицист и историк, кандидат наук - Ежи Таргальский под псевдонимом Юзеф Дарский.

Эти центры польской независимой мысли убеждали, что пропагандистская машина ПНР, выполняя приказы Москвы, пытается навсегда посеять между поляками и украинцами вражду с целью сохранения влияния тоталитарной системы.

Успехи примирения

Со времени перелома девяностых годов, очередные польские политики высокого уровня и интеллектуальные среды пытались способствовать эффективному сотрудничеству независимой Польши и независимой Украины. Понимали это настолько разные пары президентов, как Леонид Кучма-Александр Квасьневский и Виктор Ющенко-Лех Качиньский.

Два первых свои политические карьеры начинали в коммунистическом аппарате, но сумели найти общий язык и подписали в 1997 году "Заявление о единении и примирения". Леонид Кучма не блокировал вступление Польши в НАТО, со своей стороны, Квасьневский понимал европейские стремления Украины.

Виктор Ющенко и Лех Качиньский признавали традиции независимой Украины и независимой Польши, без вмешательств "старшего брата" в Центрально-Восточной Европе. Именно поэтому, когда "Газпром" начал очередную украино-российскую газовую войну, Лех Качиньский однозначно поддержал Киев и пригласил Ющенко в Польшу.

Насколько эффективным оказался союз Качиньского и Ющенко, в мире увидели после вторжения российской армии на территорию Грузии в 2008 году. Грузинские публицисты и политики по сей день убеждают, что визит Леха Качиньского, Виктора Ющенко и президентов государств Прибалтики в Тбилиси позволил Грузии остановить российские танки перед вторжением в столицу. Оказалось, что польско-украинское примирение может иметь положительное влияние на отстаивание суверенитета целого региона и его стабильность.

Время Коморовского-Януковича

Политики, стремящиеся к партнерскому сотрудничеству поляков и украинцев, часто задавали вопрос, как склонить к этому общества обеих стран, как прекратить разговоры ненависти о "польском империализме" и "геноциде, совершенном по отношению к полякам украинцами". Коморовский и Янукович получили от судьбы прекрасную возможность - Евро-2012.

Во время праздника футбола украинцы во Львове бегали с польским флагом и поддерживали польскую сборную, а поляки в Перемышле и Варшаве болели за команду Андрея Шевченко. Казалось, что наконец желаемое стало действительным - даже на уровне жителей приграничной полосы поляки и украинцы относятся друг к другу как нормальные соседи.

Однако в начале 2013 года в польских СМИ все чаще стали появляться сюжеты, напоминающие времена Польской народной республики. Гости польского государственного телевидения - TVP и Польского радио и коммерческих СМИ заговорили на языке, с которым украинцы познакомились перед 1989 годом. "Банды УПА", "Резня на Волыни", "геноцид поляков" - такие сроки обильно присутствуют в польских СМИ. Почти отсутствуют голоса о праве украинцев на борьбу за суверенитет своей страны, что для украинских историков борьба за Волынь была борьбой за землю своих предков.

Польские историки имеют полное право называть кровавый конфликт поляков и украинцев в 40-х годах прошлого века так, как им подсказывает совесть историка. Такой же принцип касается украинских историков.

Однако руководители польских СМИ и государственных органов, видимо, понимают, что рядовые поляки не будут читать энное количество страниц монографии о польско-украинском конфликте, не будут они и внимательно следить за заявлениями высших духовных иерархов.

Для рядового гражданина Польши достаточно будет увидеть на государственном телевидении - TVP - украинскую национальную символику, трезубец, на фоне символики фашистской Германии, чтобы вновь сработал негативный стереотип об украинцах, сложившийся во времена Польской Народной Республики.

Андрей Рыбалт, для ВВС Україна



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK