Ъ: Между Россией и Беларусью разгорается конфликт из-за ОДКБ
Конфликт начался после пресс-конференции посла РФ в Минске Александра Сурикова по поводу подписания договора о создании военной составляющей ОДКБ, отмечает издание.
Сразу после этого белорусская оппозиция забила тревогу по поводу того, что теперь, мол, призывники из Беларуси будут участвовать в военных действиях за пределами страны. 5 февраля глава белорусского МИДа Сергей Мартынов поспешил выступить с разъяснениями, назвав утверждения оппозиции "инсинуациями". По словам министра, "белорусское законодательство не предусматривает участие белорусских солдат в военных действиях за рубежом".
Однако на следующий день со своими разъяснениями выступил посол РФ в Минске, который, по сути, опроверг высказывания белорусского министра. Говоря о КСОР, Александр Суриков пояснил, что "межгосударственные соглашения имеют большую юридическую силу, чем внутреннее законодательство страны".
А на уточняющий вопрос: "Означает ли это, что если на таджикско-афганской границе возникнут осложнения, то белорусские солдаты отправятся туда?" - посол ответил: "Получается так".
Реакция Минска оказалась крайне жесткой, отмечает Коммерсант. В частности МИД Беларуси выступил с резкой критикой заявлений посла РФ. "Есть закон нашей страны, и он будет неукоснительно соблюдаться. Да и упомянутый вами документ ОДКБ по КСОР пока не имеет статуса международного соглашения".
Представитель белорусского МИДа напомнил, что "решения о задействовании КСОР будут приниматься только главами государств ОДКБ и только на основе консенсуса". После чего посоветовал послу "не забегать вперед".
Как пишет газета, в Москве пока не драматизируют разногласия с Минском по поводу КСОР. "Конституция Беларуси, действительно, запрещает ее военнослужащим участвовать в военных операциях за пределами территории этой страны", - признал источник Ъ в МИД РФ.
Вполне вероятно, что белорусские военные смогут участвовать не в боевых действиях, а во вспомогательных операциях, например в тыловом обеспечении. Все упирается в наличие у Минска доброй воли, считают в российском МИД.
Напомним, 4 февраля в Кремле по итогам встречи лидеров ОДКБ было подписано соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Как предусматривает договор, коллективные силы будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.