Низшие учебные заведения

Низшие учебные заведения
Фото предоставлено автором

Когда мне предложили высказать свое мнение о том, почему украинские вузы вредят своим студентам, мне стало не по себе. Ведь если даже родные для меня британские университеты, безусловно, далеки от идеала, как я могу критиковать систему высшего образования другой страны? Но принимать участие в дебатах - в традициях Оксфордского университета. Поэтому я призвала все свое мужество и принялась за работу.

Как бывший журналист, я решила проверить некоторые факты. Я нашла все основные международные рейтинги университетов, чтобы посмотреть, на каком месте там представлены украинские вузы. Результат вышел обескураживающий. Самый известный рейтинг составляется в шанхайском университете Jiao Tong - там нет ни одного представителя Украины. Затем я посмотрела на второй (по частоте упоминаний) рейтинг, который публикует газета The Times Higher Education - и снова не обнаружила украинского следа. В конце концов удача улыбнулась мне: в рейтинге, который составляет ведущая испанская исследовательская организация CSIC 8 тыс. позиций, и здесь-таки нашлось 1.346-е место для Киевского университета им. Шевченко, и 2.055-е - для Киево-Могилянской академии.

Эти цифры разочаровывают. Конечно, создать хороший университет стоит больших денег, и поэтому верхние строчки подобных рейтингов надежно оккупированы американцами. Но то, что Украина, страна с 46-миллионным населением, не способна создать ни одного высшего учебного заведения, способного попасть хотя бы в тысячу лучших университетов мира, сильно разочаровывает. Особенно если принять во внимание, что в рейтинге CSIC в ТОП-1.000 попал один университет из крошечной Эстонии, один из Сербии и два из Перу. Очевидно, что-то здесь не так.

То, что Украина, страна с 46-миллионным населением, не способна создать ни одного высшего учебного заведения, способного попасть хотя бы в тысячу лучших университетов мира, сильно разочаровывает

Чтобы понять, в чем причина такого печального результата для вузов Украины, я поговорила с молодыми украинцами - преподавателями и студентами (нынешними и бывшими). Почти все они как один сказали мне, что в их альма-матер преподают слишком много теории, но дают слишком мало навыков ее практического применения. И при этом никого не беспокоит, понимают ли студенты, о чем идет речь на лекциях.

Я продолжила свои поиски и составила список проблем, с которыми, по всей видимости, обычно сталкиваются украинские университеты.

Многие из них слишком малы. Размер имеет значение - намного легче преподавать обширную программу, если есть солидная база, без которой сложно давать нужные знания по высокотехничным дисциплинам. Значит, стране нужно намного меньше университетов, но они должны быть намного крупнее. Должна признать, что Киево-Могилянская академия умудряется быть хорошим и маленьким университетом. Но он скорее исключение - благодаря своей уникальной истории и менеджменту.

Правительство создает преграды на пути приема на работу преподавателей, учившихся за рубежом. Власти слишком активно вмешиваются во внутренние дела вузов

Слишком много университетов зациклены на себе самих. Их профессора учат тому, чему учили всегда, причем делают это точно так же, как и многие годы назад. Их не интересует научно-исследовательская работа, а даже если бы интересовала, на нее нет средств. Они не стремятся публиковать свои работы в зарубежных изданиях, которые к тому же эти люди и не читают. Это звучит дико, но некоторые профессора не имеют ни малейшего представления о том, как трактуют их предмет в других странах. Правительство же создает преграды на пути приема на работу преподавателей, учившихся за рубежом, так как Минобразования не признает их дипломы автоматически.

Власти слишком активно вмешиваются во внутренние дела вузов. Например, университет не может ввести новый предмет без разрешения правительства - это смехотворно! Минобразования потрепало нервы президенту одного из украинских вузов за то, что преподавание там велось на английском языке, под странным предлогом - мол, это противоречит Конституции.

Изучению английского на самом деле уделяется слишком мало внимания. Хотя сегодня это международный язык науки. США - столица научной вселенной, и каждый ученый обязан читать по-английски, а в идеале - и преподавать на нем. Студенты же не просто должны понимать английский, но и правильно и уверенно писать и говорить на нем.

Профессорам в Украине слишком мало платят. Среди них есть учителя от бога, но лучшие из них попросту эмигрируют. Маленькая зарплата усугубляется тяжелой работой: нагрузка на преподавателей слишком велика. Я слышала о группе историков, которые читают по 750 часов лекций в год. Университеты не нуждаются в таком объеме преподавания, лекторам нужно больше общаться и взаимодействовать со студентами. Однако в украинских вузах дискуссиям в процессе обучения не уделяют должного внимания. Хотя студентов нужно поощрять за то, что они задают вопросы - и чем труднее вопрос, тем большей похвалы это достойно.

В Оксфорде мы преподаем юриспруденцию - но мы не выпускаем квалифицированных юристов. Вместо этого мы хотим, чтобы студентам были небезразличны вопросы прав человека, чтобы они понимали разницу между разными теориями правосудия и думали о том, как законы влияют на общество. Покинув же университет, они станут превосходными и думающими юристами.

В украинских вузах слишком много мошенничества. Плагиат стал обычным явлением: студенты (и преподаватели) часто выдают чужую работу за свою. В любом британском или американском университете это гарантировало бы исключение. Здесь же это никого не удивляет, более того, как студенты, так и их родные считают, что списывание и взятки - это нормально. Подобное - ужасный урок для молодых людей.

Университеты - это фабрики мозгов. Они должны стать основным источником светлых голов для страны, которая надеется конкурировать на международной арене в XXI веке. Вузы выпускают - или должны выпускать - молодых людей, умеющих задавать вопросы, анализировать, понимать и общаться. Независимо от того, преподают ли там гражданскую авиацию или средневековую философию, эти принципы должны быть неизменными.

Однако в данный момент украинские университеты слишком зашоренны, слишком плохо укомплектованы преподавателями, слишком коррумпированны и слишком бедны, чтобы выполнять свою работу хорошо. Вот поэтому-то многие из них очень сильно вредят своим студентам.

Френсис Кернкросс - ректор колледжа Эксетер (часть Оксфордского университета), член правления Фонда Эффективное управление

***

Эта колонка опубликована в №15 журнала Корреспондент от 23 апреля 2010 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua

Оригинал колонки опубликован в газете Kyiv Post


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK