Прощание с гаремом. Письмо из Дубая

Большинство мужчин в богатых и щедрых Арабских Эмиратах, обладая возможностью иметь много жен, этим не пользуются. Они резонно полагают, что привыкшая к восточной роскоши лишняя жена - слишком дорогое удовольствие, - пишет редактор рубрики Семь дней журнала Корреспондент Елена Трибушная в № 51 журнала Корреспондент от 27 декабря 2013 года.
АР

Мы улетали в Дубай, вооруженные двумя напутствиями. Первое - во что бы то ни стало забраться на самое высокое здание в мире, потому что вид оттуда “нереально крут”. Второе - майки с короткими рукавами не брать, так как даже в 40-градусную жару плечи и колени в Эмиратах оголять нельзя - “посадить не посадят, но оштрафуют”. Первое оказалось абсолютной правдой. Второе, как и множество других связанных с ОАЭ страхов, - домыслом. Хотя, может быть, нам просто повезло.

О том, что ты попал в некое иное измерение, понимаешь уже в дубайском аэропорту - при виде женщин-пограничников, вместо формы одетых в длинные черные национальные одежды. Мужчины, коренные арабы, в ОАЭ носят белые одеяния, в отличие от женщин, которые в исламском мире считаются тенью мужчины.

Приезжих прятаться под километрами ткани никто не заставляет. Осмотревшись, мы смело надели майки: в городе масса интуристов, которые ходят и в шортах, и в джинсах, и в платьях на бретелях.

Кстати, если увидите на улицах Дубая араба в сопровождении вереницы закутанных дам, не спешите думать, что это гарем: многие местные жители придерживаются правила, запрещающего женщинам выходить на улицу без сопровождения мужчины, поэтому стайка может быть всей женской родней сопровождающего.

О том, что ты попал в некое иное измерение, понимаешь уже в дубайском аэропорту - при виде женщин-пограничников, вместо формы одетых в длинные черные национальные одежды. 

Многоженство в Дубае разрешено, однако по статистике только 6% мужчин имеют больше одной жены и лишь 1% - четыре. Дело в том, что несколько супруг - дело затратное: покупаешь машину одной - не забудь о другой, отдыхаешь с одной на Багамах - свози другую на Мальдивы. Поэтому “дополнительную” жену берут либо богачи, либо “по семейным обстоятельствам” - к примеру бездетные пары.

Коренных жителей на улицах Дубая в разы меньше, чем приезжих. И дело не только в туристах, коих здесь много даже невероятно жарким летом. 80 % обитателей Дубая - экспаты. В здешних офисах и отелях трудятся белые воротнички изо всей Европы, Америки, бывшего СССР, на стройках и в сфере обслуживания - приезжие из Азии.

Дубай - второй по значению эмират. Он не может соперничать с Абу-Даби, где находится столица ОАЭ, по запасам нефти, зато вышел в лидеры в стройиндустрии, туризме, торговле, авиации. Дубай считается самым быстро развивающимся городом в мире и требует очень много рабочих рук.

Жители ОАЭ работают на престижной госслужбе, получая по несколько тысяч долларов в месяц, либо не работают вовсе. По закону иностранцы могут вести бизнес в ОАЭ только при условии, что в доле есть местный соучредитель. Поэтому многие арабы живут на то, что “сдают в аренду” зарубежным коммерсантам собственное номинальное участие в деле.

Государство своих подданных гиперопекает. Так, пособие молодоженам при вступлении в брак в этой стране составляет около $ 19 тыс. Вдобавок новой ячейке общества бесплатно выдается земля или помощь на постройку дома - 50% его стоимости.

Жители ОАЭ работают на престижной госслужбе, получая по несколько тысяч долларов в месяц, либо не работают вовсе

Этой щедрости есть два объяснения. Первое - возвышенное: мол, основатель ОАЭ шейх Зайд утверждал, что богатства - это ничто, если не служат простому человеку. И более приземленное - правители Эмиратов должны были проявлять щедрость, чтобы привязать к земле потомков населявших эти территории кочевников.

Всего полвека назад на месте сегодняшних дубайских небоскребов и линий метро, разъезжающего по городу “на автопилоте”, стояли ветхие хибары, обитатели которых не были знакомы с такими достижениями цивилизации, как санузел, водопровод и электричество. Заметьте, в Советском Союзе в те годы Юрий Гагарин уже полетел в космос. В ОАЭ же первая школа открылась только в 1959-м. Букварем в ней служил Коран. А чтобы родители отпускали детей в школы, ученикам платили стипендии.

Человек, который сумел превратить пустыню в государство, пришел к власти в 1966-м. Его звали Зайд, и его портретами по сей день украшены все ОАЭ. Не получивший образования сам, он помог стране шагнуть из средневековья в век XX или даже XXI, а дубайцам - всего за пару десятков лет “перекочевать” из лачуг с пережитками племенного строя и рабовладения в современные каменные бунгало с кондиционерами и прочими удобствами.

То, что “подняться” стране помогла обнаруженная в Абу-Даби нефть, теперь дело прошлое: сегодня экономика развивается за счет торговли, банковской сферы, туризма и производства.

Гораздо сложнее, чем монетизировать углеводороды, оказалось привязать к земле обитателей региона. На территории ОАЭ проживали в основном кочевники, которые неохотно привыкали к оседлому образу жизни. Им даже бесплатно раздавали землю, саженцы для нее, лопаты и выделяли деньги на наемных работников.

Страна, четыре пятых территории которой занимает пустыня, теперь экспортирует огурцы и цветы и считается крупнейшим в мире производителем опресненной морской воды.

В результате страна, четыре пятых территории которой занимает пустыня, теперь экспортирует огурцы и цветы и считается крупнейшим в мире производителем опресненной морской воды. Впрочем, больше, чем помидоры в пустыне, поражают дубайские стройки. Масштаб явления лучше осознавать на смотровой площадке самого высокого здания мира, башни Бурдж-Халифа, любуясь частоколом строящихся высоток среди бескрайних песков, а также искусственными островами, где находятся роскошные “дачи” арабских и западных богачей.

Гид, с пристрастием допрошенный нами о тонкостях местного быта, пошутил, что в Дубае даже тюрьмы похожи на мини-курорты с отличным питанием. Он заметил, что смертная казнь в Дубае предусмотрена всего за два преступления - распространение наркотиков и изнасилование малолетних. А осужденный на 25 лет преступник может выйти на свободу досрочно, если выучит от корки до корки Коран на арабском языке.

***

Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 27 декабря 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.