Лучше меньше, да лучше. Письмо с Сейшельских островов
Словосочетание “бюджетные Сейшелы” на первый взгляд кажется не более логичным, чем “безалкогольная водка” или “советская демократия”. Однако отдых, не предполагающий многозвездочного отеля, трансфера и исключительно ресторанного питания, сулит не только радость кошельку, но и череду поразительных открытий из жизни местного населения.
Старенький автобус Tata едва взбирается по крутой дороге над Индийским океаном. Пожилая пассажирка-мулатка шепчет соседке что-то сентиментальное : “Понаехали буржуи… А ведь раньше на этом берегу играли мои дети”. Затем островитянки переходят на более актуальные темы, главной из которых является пленение местных рыбаков сомалийскими пиратами. Вопрос не теряет своей актуальности третий месяц подряд.
Автобус этот следует к одному из самых известных пляжей мира, Анс-Лацио, и набит в основном европейскими туристами. Видимо, последних к “понаехавшим” креолки не относят.
Большая же часть “понаехавших”, которых недолюбливает население, дороги островов наблюдает только при отельном трансфере. Типичных визитеров Сейшелов, среди которых преобладают россияне, арабы и китайцы, мало интересуют даже экскурсии. “Если тут, как говорят в турагентствах, лучшие пляжи в мире, то зачем же смотреть что-то еще?” - рассуждает такой отдыхающий.
Каких туристов хочет видеть у себя в стране правительство Сейшельских островов, становится ясно уже в аэропорту. Ежедневно он принимает по несколько рейсов из Дубая, Абу-Даби и Дохи. На этом фоне единственный в неделю рейс из Европы, осуществляемый немецким лоукостом, выглядит так же скромно, как и наряды его стюардесс на фоне щегольского персонала Emirates. Меньше, но богаче - вот стратегия островных властей в отношении интуристов.
Типичных визитеров Сейшелов, среди которых преобладают россияне, арабы и китайцы, мало интересуют даже экскурсии
По поводу рейсов из Африки (“для родственников” сейшельцев) аэропортовые службы имеют особое мнение. Что можно добавить, если меня, прибывшего одним из таких бортов, пустили в страну только после обязательства посетить тамошнюю поликлинику для проверки, не болен ли я желтой лихорадкой.
Это не было формой какого-то пренебрежения - скорее проявлением того легкого аромата “совка”, который ощущает любой, поживший на островах хоть денек за пределами мегадорогих гостиниц. Так, за номер в сетевом индийском отеле, который на Гоа обойдется в $ 90-100, тут за ночь потребуют все $ 700.
Причину “обдираловки” объяснит любой островитянин: высокие налоги. К тому же за каждого индийца или китайца, которых берут на работу в отель, нужно платить сборы, равные их зарплате. После всех этих объяснений сейшельцы, беззаботностью напоминающие африканцев, а жизнелюбием - жителей Карибов, обычно мило улыбаются.
Выбирая отдых за пределами очагов роскоши, можно представить, что приехал отдыхать “дикарем” в советские Ялту или Сочи. Причем съем жилья у хозяев по здешним меркам - это, как правило, аренда целого дома в 100-150 квадратов по цене в пять-шесть раз дешевле их номера. Магазинное же питание напомнит об СССР, если смотреть на полки с местными товарами. Импортные продукты в широком ассортименте есть в лавках индийцев - их здесь великое множество.
Сами Сейшелы выпускают всего-то пять видов продуктов - чай, кофе, пиво, ром (иногда его именуют водкой, вкусовых отличий почти нет) и рыбные консервы. Банки с тунцом имеют ностальгический внешний вид, но благо вкус с советскими аналогами несопоставим: свежую океанскую рыбу не испортит никакой рыбокомбинат.
Магазинное же питание напомнит об СССР, если смотреть на полки с местными товарами.
Последний, как вы уже догадались, креолам подарил “большой северный друг”. О том, насколько глубок был социалистический выбор Сейшелов, который государство сделало в 1970-х, свидетельствует факт, что даже охрану их президента тогда обеспечивали солдаты из КНДР. Они же, кстати, предотвратили попытку переворота. В 1981-м наемники На ЮАР прибыли на острова под видом собравшейся на корпоратив регбийной команды. Корейцам удалось сразу заблокировать “регбистов” в аэропорту, откуда те чудом улетели.
Кроме социалистического влияния тут чувствуются последствия тесной дружбы с Францией, которая дала островам одну из топ-достопримечательностей - домик на Серебряном пляже, где снимали Эммануэль, фильм, столь любимый мужчинами СССР.
Впрочем, советская модель как нельзя лучше подошла местной ментальности. Совхозы и артели самые трудолюбивые сейшельцы до сих пор считают прорывом. Что говорить если, до “коллективизации” на островах даже не выращивали ананасы, а собирали их дикорастущие аналоги в джунглях.
Зная это, не станешь удивляться, когда придешь на островной пляж с утра за рыбой, а застанешь там лишь сухие лодки. Сегодня кто-то явно предпочел сон заработку, подумаете вы. Хотя желания злиться на живущих по принципам брежневского социализма сейшельцев нет.
Ведь вскоре вы все же купите у них свежевыловленную барракуду, попросите рыбаков в качестве бонуса сделать к ней соус из свежесорванных фруктов, зажарите ее половинки на барбекю, запьете дешевым ромом и решите, что даже такой деревенский тип отдыха может быть прекрасен. Особенно если дело происходит на лучших пляжах мира.
***
Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 31 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.