Корреспондент: Урок физкультуры
В огромном здании Министерства образования разместился большой кабинет Равиля Сафиуллина, возглавляющего Государственную службу молодежи и спорта, входящую в это ведомство. За немаленьким креслом - маленькая дверь. "Это что у Вас там, потаенная комната?" - любопытствует Корреспондент. Сафиуллин уловил иронию. Открыл дверь и пригласил войти в свою святая святых.
Малогабаритная комната - личный небольшой тренажерный зал министра. Здесь 55-летний чиновник в рабочее время дает физическую встряску своему организму. Упражнения на мышцы живота, спины, рук. Спорт уже не роскошь, а средство выживания. Этой идеей Сафиуллин мечтает заразить страну, в первую очередь молодежь, которая, по его данным, пребывает в ужасном состоянии.
Глава украинского спорта приводит печальную статистику. 68% юношей и 64% девушек употребляют алкоголь - это европейский рекорд. За последние десять лет число наркоманов среди несовершеннолетних увеличилась в восемь раз. 80% всех наркозависимых граждан страны - от 14 до 35 лет. Игнорирование здорового образа жизни, по мнению Сафиуллина, привело к росту числа суицидов среди молодежи, причем речь идет буквально о детях от 15 до 19 лет.
Исправить ситуацию чиновник берется с помощью пропаганды здорового образа жизни. Обещает на деньги крупного бизнеса засеять страну спортивными площадками - 500 мини-арен, 15 бассейнов и 15 ледовых катков - программа-минимум на ближайшие годы.
- Откуда у Вас данные о росте самоубийств среди молодежи?
- Эти данные были взяты в Министерстве здравоохранения. В парламенте проходили слушания, вот там я озвучил эти цифры. Речь шла о молодежи, о здоровом образе жизни. Говорилось, что занимающихся спортом практически ноль. Может быть, это несколько утрированно, но недалеко от истины. А действительно случаи суицидов возросли. Почему?
- Интересна Ваша точка зрения.
- Я постарше Вас. Был и октябренком, и пионером, и комсомольцем.
- Я тоже успел.
- И коммунистом.
- Это не успел.
- Мы, детвора, всегда держались вместе. На всех этапах. После занятий в школе сколько было секций. Не уходили домой. Не было этих компьютеров. Не было ничего, что сегодня заставляет молодых людей замыкаться в себе.
- Компьютеры, мобильные телефоны и прочее - они есть сегодня и в Германии, и во Франции. Но там иная картина. Значит, не в этом причина замкнутости.
- Но выйдя на улицу - сколько там увидите спортивных площадок? А у нас? Куда идти? Некуда идти. И это заставляет человека замыкаться в себе. Вот в чем проблема.
- Вы говорите, нет площадок. Они есть. Но они зачастую пустуют.
- Нельзя просто построить площадки и решить проблему. Мы с Сергеем Бубкой - он возглавляет Национальный олимпийский комитет - после первых юношеских олимпийских игр, которые были летом в Сингапуре, пришли к выводу, что нужно сделать фильм, посвященный участию наших спортсменов. Они там заняли [командное] третье место. Просто потрясающе. Мы сделали фильм. Показали его по Первому национальному в 21:30. Но Шустер [ток-шоу Савика Шустера на ТРК Украина] перебил.
- То есть вы сняли неконкурентный [в сравнении с политическим ток-шоу] фильм? Тогда каким образом вы собираетесь достучаться до девушек и ребят, которым от 15 до 19 лет?
- Стучаться не я должен, а мама и папа. У нас число занимающихся спортом - 9%, а в Швеции - 86%.
- Какими же приемами разбудить маму, папу разбудить, детей?
- Это и рекламная кампания, и строительство спортивных сооружений. Вот мы запустили такую программу, назвали ее Тисяча майданчиків. Это такие небольшие площадки 22 м на 40 м. В Ивано-Франковской области, в селе, мы с Бубкой открывали площадку - футбол, баскетбол, большой теннис, бадминтон, ручной мяч… 3 тыс. человек собралось.
- Сколько стоит одна площадка?
- В зависимости от покрытия - от 30 тыс. до 50 тыс. евро.
- Почему бы не привлечь бизнес?
- Мы привлекаем. Есть такая Европейская Бизнес Ассоциация. Их заинтересовали наши открытия. Они к нам сюда привели представителей 68 компаний. В этот же день с компанией Danone подписали договор, что они в течение следующего года построят десять площадок. Были у нас компания McDonald’s, пару западных банков - Эрсте-банк и Райффайзен-банк.
- Какой эффект Вы ожидаете?
- На площадках надо будет проводить соревнования между коллективами, районами, городами, областями, школами. Иначе нельзя. По последним данным, всего 6% детей заканчивают школу относительно здоровыми. Что нас ждет дальше?
- Вы об этом недавно уже говорили, заявив, что к 2050 году население страны опустится к уровню 25 млн человек.
- Это данные ВОЗ. У нас недавно было 52 млн населения. Теперь 46 млн. Идет тенденция к понижению.
- Поэтому Вы и предложили увеличить отчисления в бюджет на оздоровление детей? Связи с этим у меня вопрос. Вы планируете выделять до 750 млн грн. в год на детское оздоровление. Почему бы не предоставить дотацию конкретной семье, и пусть она сама выберет санаторий для ребенка? Можно выдавать не наличными, а, например, сертификаты. Главное не кормить эту коррупционную машину под названием "льготные путевки". Сервис санаториев, которые сидят на дотации, всегда будет некачественным.
- Это правильно. Но то, что Вы предлагаете, это не сегодняшний день. Это завтрашний, послезавтрашний день любой развитой страны и Украины в частности.
- Что мешает?
- У нас много больных детей. Их надо поддержать. Нужно посмотреть, какие у нас санатории. У нас более 17 тыс. объектов отдыха. Из них объектов оздоровления - около 820. Их число уменьшается. Уходят. Уводят. Понятно, кто уводит. Кто-то решил построить себе там дачку. Дом возвести на берегу. Состояние санаториев никакое. Они не в состоянии предоставить тот сервис, какой Вы имеете в виду. Но все же, хорошее или плохое, но есть регулярное питание, свежий воздух, занятия физкультурой. Все равно это оздоровление. Пусть не то, которое мы хотим, оно все равно лучше, чем ничего.
- Вы планируете со следующего года начать подготовку к зимней Олимпиаде 2022 года. [В октябре Министерство по делам семьи, молодежи и спорта предложило выделить $ 500 млн на подготовку зимней Олимпиады 2022 года.] Украина хочет подать заявку на право провести у себя эти игры. Зачем она нужна стране, в которой практически нет зимних видов спорта?
- Когда мы приняли это решение, ко мне сразу стали подходить губернаторы и говорить: вот бы у нас провести Олимпиаду.
- Я понимаю, зачем подготовка к Олимпиаде нужна губернаторам, я не понимаю, зачем она нужна Украине?
- Затем нужна, чтобы потянулись к нам люди. Гостиницы какие будут! Аэропорты какие строятся! Приедут сюда те, кто денежки привезет. Вот мы сегодня говорим о Буковеле [горнолыжный курорт в Ивано-Франковской области.] Вы были там?
- Был.
- Ну так ведь сделали же?
- Без всякой Олимпиады.
- Что такое Олимпиада? Ледовые дворцы, на которых будут заниматься хоккеисты, фигурное катание, керлинг.
- У нас нет этих видов спорта. У нас даже нет внутреннего хоккейного первенства.
- У нас когда-то большого тенниса не было. Баскетбола не было. Будет! Придут люди. В Харькове, Калуше, Донецке и Херсоне были выстроены ледовые стадионы. Я в Херсоне зашел днем во дворец - забит людьми. Нужно создавать. Пойдут люди! Мы объясним, что нужно спортом заниматься. В октябре 1996 года, когда [Ринат] Ахметов пришел в футбол, буквально через год или два он заявил, что хочет, чтобы Шахтер стал чемпионом Украины. Его на смех поднимали. Через 12 лет стали обладателями Кубка УЕФА.
- Сегодня украинский профессиональный футбол чрезмерно конфликтный. Конфликты между собственниками клубов переходят в истерику. Что происходит?
- Вы когда-то брали у меня интервью, тогда я был президентом Профессиональной футбольной лиги. Я скажу так: раньше всегда связывали конфликты в футболе со мной. Любое мое мнение зачислялось в разряд неверных. Пришел другой человек - и те же конфликты. Может быть, вопрос не во мне, а в том, что в футболе неприемлемо никакое другое мнение [кроме мнения президента Федерации футбола Украины Григория Суркиса]. Так или иначе, уровень футбола вырос. И это благодаря тому же Ахметову, [Александру] Ярославскому [президенту ФК Металлист, Харьков].
- Почему же Вы не назвали Игоря Суркиса?
- А какой стадион построил Суркис? Нужно, конечно, отдать должное Игорю Михайловичу за Динамо. Да, сейчас есть некое падение, но это бывает у любой команды. Но я сознательно не назвал Григория Михайловича. Его ошибка и вина в том, что он никого не слышит, кроме себя.
- Но тот же Григорий Суркис привез в Украину Евро-2012.
- Вопросов нет. Да, он привез. Но футбол делают все - и Ахметов, и Ярославский, и [Игорь] Коломойский [президент ФК Днепр, Днепропетровск], и [Петр] Дыминский [ФК Карпаты, Львов], и другие президенты клубов. Вот посмотрите (Указывает на вид с окна - здесь развернулась реконструкция столичного стадиона Олимпийский.): вид просто замечательный. Девять месяцев назад картина была плачевная. И здесь. И во Львове. Девять месяцев УЕФА вполне обоснованно ставило вопрос - будет ли вообще в Украине чемпионат.
- Это правда. Но это уже совсем другая история. И совсем про другого Президента, не ФФУ, а Украины.
***
Эта статья опубликована в №1 журнала Корреспондент от 14 января 2011 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.