Корреспондент: Золотые ворота. Размах коррупции на таможне достиг апогея

фото Наталья Кравчук / Корреспондент

В Одесском морском порту таможенники вымогают взятки от имени Виктора Януковича. Этот феномен отечественной экономики озвучил Виталий Макеев, представитель транспортно-экспедиторской компании Маллати. Цитируя свою беседу с одним из инспекторов, работающих в порту, который требовал у него мдзу, Макеев рассказывает Корреспонденту: "Я ему говорю, что это беспредел, а он мне: "А ты что, не знаешь, кто страной правит?". Многие вещи делаются от имени Януковича - может быть, он и не знает, что тут происходит".

С ведома Президента или нет, коррупция на Южной таможне, обслуживающей одесский регион, становится все более тотальной. По подсчетам экспедиторов, общая сумма неофициальных платежей здесь превышает $ 0,5 млрд в год. Но взяточникам и этого мало. "Таможенники всех собрали и объявили, что отныне, чтобы ваши машины не стояли в порту вечно, платить нужно еще больше, - говорит председатель профсоюза грузовых перевозчиков Дмитрий Охримчук. - И чтобы никто не сомневался, намекнули: это приказ сверху".

В Государственной таможенной службе скептически относятся к информации о размахе коррупции в Одесском порту. "Почему Ваши "источники" не идут с этой информацией [о взяточничестве на таможне] в правоохранительные органы? - спрашивает у Корреспондента Сергей Семка, заместитель главы Гостаможслужбы. - Давайте наконец-то называть фамилии. Причем не использовать данные анонимов. <…> Мы со своей стороны заверяем: если Ваши источники назовут конкретных людей, которые требовали от них взятку, служебное расследование будет немедленным".

В Государственной таможенной службе скептически относятся к информации о размахе коррупции в Одесском порту.

Хотя упомянутая анонимность - это уже вчерашний день. Предприниматели, истощенные таможенными поборами, идут ва-банк: не пряча лиц, они называют фамилии, служебные адреса и должности обидчиков.

Например, Макеев уже не раз официально называл фамилии мздоимцев. "Правоохранители обещают разобраться, но пока это только обещания", - недоволен он.

Мастера порта

Вдоль грузовых терминалов Одесского морского порта в длинную шеренгу выстроились огромные контейнеровозы. В этой очереди нет первых - все последние. Более двух сотен таких грузовиков уже больше двух недель ждут своей очереди на растаможивание груза. Они приехали из разных уголков страны, но все надеются на одно - что именно их экспедитор первым сумеет договориться с инспектором. Везет далеко не всем.

Игорь Лавренев - один из тех, кому не повезло. Его компания в Одессе по заказу днепропетровской швейной фабрики встречает контейнер с китайским текстилем. Несмотря на то что таможенные документы на товар были готовы еще за неделю до прибытия контейнера в морпорт, машина Лавренева не может выехать оттуда уже вторую неделю после прибытия груза.

В фискальных органах хорошо знают, как заставить платить даже самых несговорчивых

"В отделе контроля таможенной стоимости с ходу заявили, что за растаможку на Гайдара [в Одессе по улице Гайдара, 21а, находится Южная таможня] нужно занести $ 1 тыс., - делится услышанным экспедитор Лавренев и тут же добавляет: - Но клиент против: мол, я уже занес, больше ничего не дам".

Тем не менее даже после такого эмоционального отказа платить клиент Лавренева не имеет никаких шансов устоять против отлаженной машины коррупции. В фискальных органах хорошо знают, как заставить платить даже самых несговорчивых: таким грузовикам, как у Лавренева, в морских портах бесплатно можно стоять только несколько дней. Сверх отпущенного срока простоя таможенники начисляют до $ 500 штрафа в сутки.

Сэкономить можно, заплатив инспектору за быстрый выезд из порта. После получасовых переговоров с днепропетровским заказчиком к такому выводу приходит и Лавренев.

"Мой клиент уже потерял $ 1 тыс. и к концу этой недели может потерять еще столько же, так что лучше заплатить сейчас и сэкономить хотя бы $ 1 тыс.", - рассуждает экспедитор.

Лавренев говорит, что кроме отдельной платы начальнику грузового отдела ему придется заплатить за визировку - согласование каждого таможенного документа. Средняя сумма молчаливого согласия инспектора в каждой службе - около $ 100. Как правило, по каждому контейнеру приходится подписывать с десяток таких документов.

Охримчук подтверждает слова Лавренева. Как рассказал он Корреспонденту, на Южной таможне первыми растаможивают грузы тех компаний, кто соглашается платить новые взятки чиновникам. Все остальные могут ждать своей очереди неделями.

Золотой прайс

На украинской таможне стараются заработать на всем - только чтобы заехать в таможенную зону, нужно заплатить частным компаниям. Например, на территорию Одесского и Ильичевского портов можно попасть только через специально оборудованные подъезды, которые, в свою очередь, являются собственностью частных компаний и даже просто проезд через них обходится перевозчикам от $ 40 до $ 70.

В итоге за полный пакет документов и растаможку контейнера украинскому клиенту Лавренева нужно выложить до $ 2 тыс. На этом меню не исчерпывается. По словам Галины Вдовиной, члена общественного совета при Южной таможне, в зависимости от суммы мзды импорт могут оценить по-разному - "от минимума до максимума".

Как утверждает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации, за последние полгода эта проблема стала номером один для импортеров. Решить ее практически невозможно. К примеру, таможеннику "кажется", что стоимость занижена, и с этим субъективным умозаключением ничего нельзя поделать - только заплатить.

Неумеренные аппетиты, собственно, и стали последней каплей в чаше терпения сотрудничающих с таможней предпринимателей.

С такой субъективностью не понаслышке знакома Кристина Ксиниас, директор компании-импортера Долмарт-Украина, продукцию которой, намекая на взаимовыгодное сотрудничество, на две недели задержали на Киевской центральной специализированной таможне.

"Я работаю с 1992 года, и такого еще не было, - возмущена Ксиниас. - Сначала нам увеличили инвойсы - таможенную стоимость нашего товара, - а потом озвучили суммы откупа: от $ 1,5 тыс. до $ 10 тыс.".

Неумеренные аппетиты, собственно, и стали последней каплей в чаше терпения сотрудничающих с таможней предпринимателей. Их просто шокировала новость о введении дополнительной мзды с импортеров, брокеров и экспедиторов.

"По внутреннему транзиту с контейнера таможенники потребовали $ 200, по внешнему транзиту - $ 300 и по импорту - $ 500", - рассказывает Корреспонденту Охримчук.

Вместе с другими проплатами, продолжает перевозчик, получаются "безумные цифры", а припортовый бизнес не готов платить такие суммы: прибыль предпринимателей зачастую меньше суммы взяток.

При этом, по словам регионального представителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Дмитрия Сергиенко, в день из Одесского и Ильичевского портов выпускается около 800 контейнеров, на оформлении которых зарабатывают таможенники. Фактически, по оценкам Лавренева, речь идет о $ 1,5 млн в сутки.

Если его подсчеты верны, то за год таможня в Одесском и Ильичевском портах в виде взяток собирает с предпринимателей сумму, сопоставимую с годовым бюджетом Одесской и Николаевской областей вместе взятых, - 4,4 млрд грн.

"После такой арифметики понятно, откуда у рядовых инспекторов таможни дорогие машины и особняки в престижных районах города", - резюмирует Сергиенко.

Обходными путями

Сергей Андриевский, руководитель департамента логистики и планирования компании Филипс Украина, предельно напряжен. Напряжение чувствуется в каждой букве письма, которое он адресовал своему деловому партнеру и перевозчику - судоходной компании Маерск Украина. "Мы несем значительные потери, которые негативно влияют на финансовые результаты компании и снижают целесообразность импорта на территорию Украины (как минимум морем)", - пишет Андриевский.

В результате нагромождения искусственных преград импортеры меняют схемы поставок товара, покидают Украину и везут продукцию в порты соседних стран.

Среди пострадавших - корпорация Samsung, крупнейший импортер бытовой техники в Украину, после нескольких недель простоя в Одесском морпорту также заявившая о значительных убытках, не предусмотренных корпоративным бюджетом.

Тем временем Министерство инфраструктуры, которое возглавляет Борис Колесников, вывесило на своем сайте тревожное воззвание: "В Одесском порту в ожидании таможенного оформления более двух суток стоят 120 автомашин, загруженных импортными контейнерами. На складах порта находится около 5 тыс. контейнеров с импортными грузами, и их количество постоянно растет, что угрожает невозможностью уже в ближайшее время принимать суда-контейнеровозы".

В результате нагромождения искусственных преград импортеры меняют схемы поставок товара, покидают Украину и везут продукцию в порты соседних стран. Согласно сообщению сайта Министерства инфраструктуры, украинские порты уже получили многочисленные предупреждения от своих клиентов о том, что они готовы переориентироваться на морские ворота Российской Федерации, Грузии, Румынии, Прибалтики.

По словам Юрия Васькова, замначальника Одесского порта, крупнейшая международная судоходная компания, CMA CGM, в начале февраля заявила о возможности перевода своих маршрутов на румынский порт Констанца. Там, по словам Сергея Кислицкого, директора экспедиторской компании Югавтотранс, импортеры экономят не только на портовых сборах, но и на главном - на времени оформления грузов.

Срыв поставок в Украину, отмечает Светлана Полевая, сопредседатель комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине, наносит ущерб не только компаниям-импортерам, но и госбюджету, который уже теряет из-за перебоев с растаможиванием товаров.

Недовольство предпринимателей таможня объясняет ликвидацией контрабандных схем. "Задержки в оформлении импортных грузов связаны именно с серьезным контролем над перемещением товаров через порты", - говорит Семка.

Только в январе, когда стараниями СБУ и таможни был организован тотальный досмотр абсолютно всего импорта, в Одесском порту было обнаружено две тонны кокаина и около тонны гашиша. Также была раскрыта цепочка нелегального ввоза ювелирных изделий из Турции. В итоге, сообщили Корреспонденту в СБУ, госбюджет получил около 130 млн грн. дополнительного дохода.

Перевозчикам от такой статистики не легче. Они просят власть навести порядок с законопослушными компаниями. Желание представителей СБУ и таможни встретиться с глазу на глаз Кислицкий воспринимает с минимальным энтузиазмом. После подобных мероприятий ситуация на таможне в лучшую сторону менялась лишь на несколько дней.

Например, после январского визита в Одессу премьер-министра Николая Азарова, рассказывает Кислицкий Корреспонденту, на таможенных портовых постах контейнеры начали отпускать практически без задержек. Но стоило правительственному кортежу скрыться за 101-м км трассы Киев - Одесса, как таможня вернулась к привычному алгоритму работы - "утром деньги - вечером стулья".

В результате перевозчики и экспедиторы, наиболее пострадавшие из-за простоя грузов в портах, уже никому не верят и охотно пополняют ряды созданного накануне импортной депрессии забастовочного комитета.

"Нас 5 тыс. человек, и мы едва сдерживаемся, чтобы не объявить забастовку уже сегодня", - уверяет Охримчук.

***

Эта статья опубликована в №5 журнала Корреспондент от 11 февраля 2011 года.

Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.