Корреспондент: Золотые мертвецы. В Лондоне завершилась ярмарка современного искусства Frieze Art Fair

Linda Nylind for Frieze

Если роскошнуюпрогулочную яхту покупать в салоне, она обойдется в 60 млн фунтов стерлингов. Аесли точно такую же яхту снабдить сертификатом с подписью популярного современного художника из Германии КристианаЯнковского о том, что это - произведение искусства, она будет стоить на 10 млн фунтов дороже.

Все это - и яхту, и сертификат -могли лицезреть посетители девятой по счету международной ярмарки Frieze ArtFair, завершившейся 16 октября в Лондоне. Наряду с Art Basel она входит в числокрупнейших в мире площадок продаж современного искусства и в этом году сталарекордной по количеству участников и международному охвату: 173 галереи из 33стран, более 1 тыс. художников, более 60 тыс. посетителей за пять дней.

Шокировать и эпатировать публику в современном искусстве считается хорошим тоном.

Кроме ироничного проекта Янковского, который он назвал The Finest Arton Water (Лучшее искусство на воде), FriezeArt Fair этого года отметился многочисленными скандальными работами - шокироватьи эпатировать публику в современном искусстве считается хорошим тоном.

Так, знаменитый датско-норвежский арт-дуэтМайкла Элмгрина и Ингара Драгсета в одном из залов экспозиции устроилморг. Их инсталляция представляла собой шкаф-холодильник с одним открытымящиком, из которого выглядывали женские напедикюренные ноги, а рядом лежалпакет с мобильником, помадой и прочими мелочами, которые можно найти в дамскойсумочке.

Но наибольший резонанс вызвалаинсталляция братьев Джейка и Диноса Чепменов, изображающая Деву Марию сосвежеванным лицом, держащую на руках младенца Христа, у которого изо ртавылезают черви. За скандальные инсталляции братьев уже не раз обвиняли вбогохульстве, но они только пожимают плечами: "Мы вообще-то православныегреческого обряда".

Наибольший резонанс вызвала инсталляция братьев Джейка и Диноса Чепменов, изображающая Деву Марию с освежеванным лицом, держащую на руках младенца Христа, у которого изо рта вылезают черви.

Впрочем, яхту публика осматривала снеменьшим интересом. "Кажется, Frieze Art Fair потихоньку превращается в ярмаркумиллионеров. Единственное, что ее отличает, это немного лучший вкус", - шутилипосетители.

В каждой шутке есть доля шутки: пооценкам финансово-аналитического агентства Bloomberg, в этом году в Лондоне представилипроизведений искусства на сумму более $ 350 млн. И на многих из них уже навторой день работы ярмарки были таблички Продано.

"Странно, но дела у меня идут дажелучше, чем в прошлом году", - рассказывает Кристиан Майер, совладелец австрийскойгалереи Meyer Kainer, навешивая листки бумаги с заветным для каждогогалериста Sold сразу на две картины.

С подобнымнастроением ярмарку покидали многие его коллеги, рапортуя о прекрасных продажах на всех уровнях - отработ грандов современного искусства стоимостью более 1 млн до начинающиххудожников, которые стоят в 100 раз меньше. Мануэль Мисо из берлинской JohnenGalerie признается, что "приехал, не зная, чего ожидать". Но уезжаетсчастливым: ему удалось продать несколько картин начинающих румынскиххудожников, самая дорогая ушла за 10 тыс. евро.

В этом году в Лондоне представили произведений искусства на сумму более $ 350 млн

Впрочем, посвидетельству экспертов, молодежь в этот раз покупали неохотно - все-такикризис, коллекционеры предпочитают вкладывать в громкие имена. Зато вот на них по-прежнему спрос - нинадвигающийся дефолт в Греции, ни ожидаемый нулевой рост ВВП Великобритании в2012 году не отвернули собирателей от прекрасного. Точнее, от современногоискусства.

Самой дорогой продажей из уже проведенных (многие сделки совершены покатолько на бумаге, как это часто бывает на подобных ярмарках, - посетители"откладывают" понравившееся произведение) стала работа знаменитого немецкогохудожника Герхарда Рихтера Strip (CR921-1). Гигантское прямоугольное полотно,расчерченное разноцветными полосками, было продано за $ 2,4 млн.

Картина Дом учителя его неменее популярного земляка Нео Рауха, изображающая улицу со следами взрыва идвух мужчин, осматривающих дымящиеся развалины, ушла за $ 1,35 млн, пользовалсяспросом также эпатажный японец Такаси Мураками - одна из его скульптур потянулапочти на $ 1 млн.

"Качество представленных галереями работ перешло в количество продаж, иочень солидных. Все это успокоило нервное напряжение, витавшее в воздухе передоткрытием", - не скрывают удовлетворения от ярмарки ее директора Аманда Шарп иМэтью Слотовер.

***

Этот материал опубликован в №41 журнала Корреспондент от 21 октября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь