НГ: Голая политика
Считается, что организаторами движения стали Анна Гуцол и Александра Шевченко, приехавшие покорять Киев из провинциального Хмельницкого. Поработав некоторое время "менеджерами" и пожив в весьма скромной съемной квартире, девушки, как они теперь говорят, задумались об общественной деятельности. И придумали FEMEN. Соратницы у активисток появились благодаря социальным сетям, через которые планируются и готовятся все акции.
Говорят, сейчас движение насчитывает пару сотен более или менее активных участниц. Хотя студенток привлекает слава, но расширение движения сдерживается традициями и устоями общества: граждане с любопытством глазеют на акции FEMEN, но с ужасом относятся к возможности участия в таких действах своих родных. Гуцол и Шевченко во всех интервью рассказывают, что с ними, как и с многими другими активистками, перестали общаться родители, что многие девушки были отчислены из вузов и лишились работы. Далеко не все готовы заплатить такую цену за идеи, продиктованные исключительно женской логикой: то против конкурса красоты, то за освобождение порабощенных женщин Востока.
Идея обнажаться, привлекая внимание публики, милиции и информагентств, пришла к активисткам случайно. По их словам, однажды у одной из участниц неожиданно сползла бретелька – так фотографии акции протеста попали в прессу.
Идея обнажаться, привлекая внимание публики, милиции и информагентств, пришла к активисткам случайно. По их словам, однажды у одной из участниц неожиданно сползла бретелька – так фотографии акции протеста попали в прессу. После чего общественность, выработавшая стойкий иммунитет к ежедневным протестам и демонстрациям, живо заинтересовалась лозунгами нового движения. А девушки, в свою очередь, якобы осознали, в чем их сила и как ее можно использовать.
Легенда легендой, но первая запомнившаяся журналистам акция FEMEN была вполне невинной, а обнаженность участниц имела хоть какое-то объяснение: летом 2008 года, когда в Киеве начались прижившиеся с советских времен плановые отключения горячей воды, десяток девиц в купальниках с мылом, мочалками и тазиками пришли в центр города и стали мыться в фонтанах на Майдане Независимости. "Нет воды в кране – моюсь на Майдане!" – кричали девчонки, вызывая недоумение и улыбки прохожих.
Позже, нарядившись путанами, они – навстречу Евро-2012 – протестовали против секс-туризма: "Украина – не бордель!" Были и совершенно неожиданные выходки – вроде протеста против запрета абортов, проведенного во время заседания комиссии по биоэтике в Академии наук. Онемевшие академики тщетно пытались понять, что происходит. Речь о запрете абортов в Украине пока не шла. "Мое тело – мое дело!" – орали ворвавшиеся в зал девицы, пока их не увела милиция.
Для милиционеров противодействие несанкционированным акциям FEMEN до последнего времени было, похоже, любимым развлечением.
Для милиционеров противодействие несанкционированным акциям FEMEN до последнего времени было, похоже, любимым развлечением. Их задерживали, составляли протоколы об административных нарушениях, выписывали штрафы и отпускали – до новых встреч. Поэтому раскрепощенные девушки стали использовать любой повод, чтобы публично раздеться.
Во время президентских выборов они явились на избирательный участок, где голосовал Виктор Янукович, объявив, что выступают за честные выборы. Затем в ходе визита в Киев президента РФ Дмитрия Медведева грудью встали на защиту украинской земли от российского флота. Еще, помнится, протестовали против бытового и церковного патриархата, избрав поводом приезд в Киев Патриарха Кирилла, а средством – живую пародию на распятие. Последняя акция, приуроченная к недавнему визиту в Украину Владимира Путина, тоже вышла за пределы политики и за общепринятые нормы допустимого. Смысл "протестов" зачастую теряется в форме, а целью провокации становится сама провокация.
Действия FEMEN противоречат даже самому названию этой организации: феминистки относятся к членам скандального движения, как к париям. Ведь те подчеркивают половое неравенство, делая ставку на женское тело. "Настоящие" феминистки возмущены: протесты против проституции, которые проводятся в самых откровенных нарядах из секс-салонов, на самом деле являются рекламой украинских путан и стимулируют процесс торговли украинскими женщинами.
"Настоящие" феминистки возмущены: протесты против проституции, которые проводятся в самых откровенных нарядах из секс-салонов, на самом деле являются рекламой украинских путан и стимулируют процесс торговли украинскими женщинами.
Члены движения обычно путаются в понятиях, но к настоящему времени уже четко знают, что они не феминистки. "Как можно требовать сильной женщины, если в стране нет ни свободы слова, ни полноценной демократии?" – пояснила в одном из интервью организатор движения, уточнив, что ее соратницы борются за права человека в самом широком смысле.
Сами девушки, судя по их комментариям прессе, далеко не всегда осведомлены о нюансах ситуаций, в которые они вмешиваются. Не оскорбили ли чувства верующих? Не помешали ли ученым? Не сорвали ли важнейшие межгосударственные переговоры?
Вероятно, последние "внешнеполитические" выходки заставили краснеть украинское руководство, после чего активистками FEMEN якобы заинтересовались спецслужбы, а организаторов акций на сутки задержала милиция. Но девушки в веночках попытались и эту ситуацию превратить в свою игру: в предельно откровенных нарядах явились сдаваться в отделение милиции, где томились их соратницы. "Нары в каталажке были твердые, но убеждения активисток еще тверже!" – гласит последнее обновленное сообщение на странице движения. Окрыленные вниманием, девушки уже планируют новые акции, поводом для которых может стать что угодно. Благо в Киеве на удивление теплая осень, можно раздеваться.
"Их создали для работы против Тимошенко: голые бабы на улицах – это и раздражающая обывателя иллюстрация хаоса в стране, и одновременно демонстрация новых секс-символов".
Украинские политики с настороженным удивлением относятся к FEMEN. "Девки – не семи пядей во лбу, конечно. Но смотреть на них приятно. Вносят какое-то разнообразие", "Доиграются либо до успешного замужества, либо до тюрьмы", – примерно так относятся к женским штучкам солидные мужчины в Верховной Раде. Все они уверены, что движение имеет щедрых спонсоров, хотя Гуцол и Шевченко клянутся, что никто им не помогает и денег не дает. Девушки утверждают, что до сих пор ютятся в съемных квартирах, не имеют ни машин, ни сбережений. "Ну да! Они не похожи на бедных сироток. А когда Шуфрич (экс-министр МЧС Украины Нестор Шуфрич) с одной из них на людях стал появляться летом – в газетах были фотографии – помните ее наряды?" – отметила одна из представительниц прекрасного пола в Верховной Раде. Кстати, после публикации упомянутых фотографий активистки FEMEN в своем фирменном стиле разгромили презентацию в издательстве, которое воспользовалось услугами папарацци.
Ранее в Украине предполагали, что женское движение придумала Юлия Тимошенко, чтобы скандальными, но безобидными акциями отвлечь внимание общественности от реальных проблем. "Да нет, я вам точно говорю. Их создали для работы против Тимошенко: голые бабы на улицах – это и раздражающая обывателя иллюстрация хаоса в стране, и одновременно демонстрация новых секс-символов. И действенное вовлечение молодежи в политику: те, кто на последних президентских выборах – не без влияния FEMEN – проголосовал против всех, помогли Януковичу стать президентом", – уверяет один из депутатов. Его коллега считает, что проект скандального женского движения был создан с прицелом на еще только предстоящие парламентские и президентские выборы: "Как пластилин: они узнаваемы и популярны – лепи из них, что хочешь". Лозунг на странице движения действительно позволяет воспринимать и применять его максимально гибко: "Пришла, разделась, победила!"
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.