Корреспондент.net: Принц и нищие
Во французском кафе-кондитерской Волконский Кейзер в центре столицы 33-летняя Наталья Дадиверина, менеджер среднего звена компании Киевстар, выбирает столик на летней площадке, предварительно припарковав свой новенький Jaguar стоимостью 42 тыс. евро у бутика Yves Saint Laurent. Киевлянка, зарплата которой, по ее словам, колеблется в пределах $ 5 тыс., заказывает мечущемуся между посетителями официанту свежеиспеченный круассан с миндалем и горячее молоко, на столе — солнечные очки от Louis Vuitton.
"Когда в 2005-м я приехала в Киев из Ивано-Франковска, у меня не было Jaguar, - говорит она об автомобиле британских премьер-министров. – И работала я за совсем другие деньги".
Сейчас вместе с мужем, менеджером высшего звена в одном из министерств, Дадиверина живет в двухкомнатной квартире на киевских Липках (в одном из самых престижных районов), одевается в дорогих магазинах Grand Gallery, BGN и Tommy Hilfiger, а отдыхать с семьей ездит в Израиль, Турцию, Египет и Китай.
В 550 км от теперь родного для Дадивериной Киева, в южном городе Херсоне (от столицы поездом - ночь) 28-летняя Алена Москвичева, менеджер среднего звена в компании по установке рекламных щитов вдоль дорожных трасс, пьет сок на летней площадке кафе у проезжей части. На стол соседям Москвичевой официантка шлепает тарелку с яичницей – на ней желе плохо прожаренного белка.
"Дай мне возможность сейчас уехать в Киев - дали бы мне там на 1 тыс. грн. больше, - говорит Москвичева, - даже, если бы на $ 1 тыс. больше, - подумав, добавляет она, - я бы не согласилась. Меня все устраивает".
И действительно, по меркам южного города с населением в 360 тыс., Москвичевой не на что жаловаться. У нее - отличная зарплата, целых $ 500, и это притом, что еще год назад была всего $ 200.
Живет она, хоть и в спальном районе, но в отдельной двухкомнатной квартире, зарплаты ей хватает на питание, на то, чтобы раз в месяц купить две-три вещи, "причем в магазине", и раз в две недели сходить в кафе. Там, "чтоб не накладно было", Алене нужно уложиться максимум в 100 грн. Отдыхать этим летом Москвичева поедет в местную туристическую Мекку - курортный поселок Железный Порт у Черного моря. За границей Москвичева, как и 95% соотечественников (по данным исследовательской компании TNS Ukraine), не была никогда.
Путь из столичного перегламура в провинциальный недоглянец в Украине – короче не бывает. По оценкам столичных экономистов, бюджет одной только украинской столицы равен суммарному бюджету 25 остальных регионов страны. И жить так, как живет европейский средний класс, соотечественники, вернее, небольшая их часть, пока могут только в Киеве и городах-миллионниках. И то не во всех.
Киев как Нью-Йорк
Согласно исследованию, проведенному украинской компанией GfK Ukraine, лучше всего жить в пяти украинских городах: Одессе, Харькове, Днепропетровске, Донецке и, конечно, Киеве (официальная средняя зарплата в столице в мае, по данным Держкомстату, остается самой высокой в стране – 2. 991 грн.). Хуже всего - в Херсоне и Кировограде. С 2005 по 2007 годы GfK анализировала показатели дохода на душу населения в городах, число жителей которых превышает 100 тыс. человек, и рассматривала все возрастные группы - от детей до пенсионеров.
По результатам исследования, самый высокий доход на душу населения - в Одессе (1.132 грн. в месяц – а это на 41% выше среднего дохода по стране). За ней следует Киев (1. 022 грн., что на 33% выше среднего). Практически, на одном месте с Киевом Харьков (1.013 грн.). На пятки ему наступают Днепропетровск - 978 грн. (на 29% выше среднего) и Донецк - 953 грн. в месяц (на 25% выше средней величины дохода). При этом доходы в Херсоне и Кировограде почти в два раза ниже средней величины (481 грн. в месяц).
23-летний певец Виталий Козловский, переехавший четыре года назад в столицу из Львова, города большого, но экономически не развитого, до сих пор не может забыть потрясения от первой встречи с Киевом.
"Я обратил внимание на витрины магазинов, я увидел новостройки, банки и подумал: "В простой одежде туда не зайти", - теперь Козловский легко позирует перед камерой на летней террасе ресторана в торговом комплексе Арена-Сити, сгустке столичной новоиспеченной буржуазности с баснословными по ценам бутиками и развлекательными заведениями.
"Люди, которые приезжают сюда из Львова, они на Киев смотрят как на Нью-Йорк", - уверяет он.
Концентрация деловой активности исключительно в столице и городах-миллионниках и, как следствие, увеличение пропасти в доходах украинцев в развитых городах и глухих провинциях и отток оттуда трудоспособного населения, Сергея Терехина, председателя Комитета по налоговой и таможенной политике Верховной Рады, абсолютно не пугает.
"Посмотрите на Восточную Германию – [там] такая же проблема. Это общемировая тенденция", - говорит он.
Зато волнуется Николай Левченко, секретарь Донецкого горсовета, тот самый, перед которым на пресс-конференции в Киеве, где обсуждался вопрос изучения украинского языка в школах, на стол бросили говяжий язык.
"Централизация экономики - это абсолютно ненормально, - возмущается он тем, что бюджет его родного Донецка выворачивают наизнанку, чтобы оплатить расходы бедных регионов страны. - Это последствия унитарного тоталитаризма".
Однако Глеб Вышлинский, руководитель отдела исследований рынков услуг GfK Ukraine, наоборот, считает, что ничего советского в происходящем нет: "Это <…> новое явление. Во времена СССР экономика развивалась планово, по нормативам на душу населения".
"У нас сейчас, как во всем мире, - чем больше город, тем дороже в нем жить,- подключается к дискуссии Александр Пасхавер, президент столичного Центра экономического развития. - Местоположение в СССР никак не оценивалось - ставка за квартиру на [киевских] Липках и в самом грязном районе города была одинаковой".
Прощание славянки
В те самые времена поголовного равенства большинство жителей портового Херсона ранним утром спешили на работу на крупные городские заводы - нефтеперерабатывающий и стекло- и железобетонных изделий, рассказывает Корреспонденту 29-летний Устин Мальцев, начинающий политик и уже успешный херсонский бизнесмен, совладелец той самой рекламной компании, где работает Москвичева.
В девять утра в рабочий июньский день в южном городе, как и 20 лет назад, почти нет прохожих. "Где люди? – вопросом на вопрос отвечает Мальцев Корреспонденту. - Сейчас проедем через центральный рынок - посмотрите. Херсон превратился в город торгашей".
И, действительно, в Киеве работает около 650 предприятий разных форм собственности и более 70 коммерческих банков. Штаб-квартиры большинства из них (а значит офисы с максимальным количеством персонала) – тоже в Киеве. В то же время в Херсоне основными сферами занятости населения остаются сфера услуг и торговля.
"Нас спасает то, что это город моряков", - говорит спешащая по херсонскому проспекту Суворова 38-летняя Алина, сотрудница страховой компании, не пожелавшая назвать свою фамилию для печати. По данным Держкомстату, уровень безработицы в Херсоне в первом квартале этого года составил 9, 4% (51, 4 тыс. чел.) от общего населения города – а это в три раза выше, чем в столице - 3,07 % (43,7 тыс. чел.) за тот же период времени.
А потому в Херсоне выживают так, как могут. На зеленом Daewoo Lanos Мальцев едет по окрестностям родного города, где чуть от центра - и мужчина в спортивных штанах уже пасет бурых коров. "А если через мост в Цюрюпинск переехать, - Мальцев ничуть не смущается и показывает рукой вдаль на мост через Днепр, - там коровы вообще в центре города".
Вход на главную пешеходную улицу Херсона, проспект Суворова, открывает большой рекламный щит Эмиграция. Недвижимость за рубежом. Молодежные программы Au Pair. Гражданство. Трудоустройство за рубежом. А закрывает, с другого конца проспекта, реклама Международного брачного клуба Kherson Girls .
"Просто к нам очень много иностранцев жениться приезжает", - объясняет Мальцев. Провинциальные прозябающие украинские города - всегда на карте брачных маршрутов престарелых иностранных женихов.
Почему молодые украинки бегут из провинций - кто в столицу, а кто, куда глаза глядят, да так, что только пятки сверкают, многим понятно.
"Там реальная жопа, - говорит о родном городе 25-летний журналист Ольга Байда, переехавшая в Киев из Херсона семь лет назад. - Большинство моих знакомых уехали [оттуда] в Италию, Испанию и Португалию. Мужчины - работать водителями или строителями. Женщины - уборщицами. Те, кто остался, просто бухают".
Марина, 19-летняя жительница соседнего Николаева, города с населением в полмиллиона человек, расположенного в 63 км от Херсона, рассказывает, что мечтает жить в Одессе. Студентке факультета романо-германской филологии по окончании университета работа по специальности (английский язык) в Николаеве не светит, жалуется она. Идти работать туда, куда идет большинство выпускников ее факультета, - в брачное агентство, девушка не хочет.
"Открываешь газету – 20 объявлений подряд: требуются девушки, начальный английский, знание ПК и высокая зарплата, от 1.500 грн., – это в брачные агентства, - рассказывает Марина, сидя за столиком открытого кафе на главной улице города, Советской. - Большинство лапшу вешает иностранцам, общаются от имени невест и не имеют права говорить, что они в агентстве работают".
Покупать некому
Николаев, закрытый для иностранцев в советские времена город, где основными работодателями были заводы, строившие военные суда, и конструкторские бюро, их проектировавшие, вмиг обнищал после развала СССР. Средняя официальная зарплата там – 1.132 грн. Но, по сравнению с Херсоном, Николаев – просто эльдорадо.
Москвичева рассказывает, что из Херсона в Николаев (час езды в душной маршрутке) едут, чтобы, к примеру, поплавать в современном бассейне в спортивно-оздоровительном комплексе Водолей, или сходить в зоопарк, или в один из четырех современных городских кинотеатров. В Херсоне их всего два, и оба – старые, говорит она.
Жительницу Херсона Алину и ее 19-летнюю дочь Галину, студентку из Киева, совсем не удивляет то, что на улицах города магазинов одежды известных брендов - наперечет. Вывески Accessorize, Sash, Motor, Lee, Wrangler и пиццерии Челентано сияют вдоль проспекта Суворова (одного из торговых центров города) редкими столичными звездами. В Херсоне только в этом году открыли первый ресторан быстрого питания, добавляет Мальцев.
"А кто у нас будет покупать? - недоумевает Алина, отказавшаяся назвать свою фамилию. - Зарплата около 3 тыс. грн. по Херсону – это шикарно. Но у нас таких мало. У нас - либо те, у кого масса денег, либо те, кто вымирает. [Зарплата] - от 800 до 1.200 грн. И это нормально!".
И маркетологам это хорошо известно. "Стратегия – города-миллионники. В них – самая высокая покупательная способность. Все инвестиции лучше всего окупаются в Киеве, - Наталья Доильницкая, директор по маркетингу столичной компании Лига Инвест, официального представителя в Украине торговых марок NAFNAF, InWear, Matinique, Chevignon, Minelli, Morgan, объясняет, почему магазинов брендированной одежды в провинциальных городах нет и не будет.
Экономист Пасхавер, тем не менее, полон оптимизма. По его словам, скопление капитала исключительно в региональных центрах, - дело времени.
"Рассредоточение [бизнес инфраструктуры] дорого [обходится компаниям]. Но сейчас с развитием [cредств] связи это станет дешевле", - успокаивает он. По словам экономиста, средний доход на душу населения в год по стране сейчас не превышает $ 3 тыс. Но через 10 лет будет $ 10 тыс. "Мы будем беднее любого европейского государства, но выше средней мировой страны",- совсем на веселой ноте заканчивает он.
Вышлинский из GfK Ukraine тоже призывает не паниковать. Централизацию экономики исключительно в региональных центрах он также считает тенденцией временной, максимум на три-пять лет.
А потому сидящий рядом со студенткой из Николаева Мариной Максим Басенко из родного города уезжать не собирается. По его словам, в 23 года он зарабатывает в собственной фирме, занимающейся установкой кондиционеров, около $ 2 тыс. в месяц на двоих с братом. Недавно, будучи студентом, ездил на заработки в США.
"Работал водителем, спасателем в бассейне и официантом – это не идти работать на стройку", - трезво оценивает он недавние перспективы трудоустройства для молодежи в родном городе. Но в Америке Максим оставаться не захотел: "Я знаю, что успеха я здесь добьюсь", - говорит он.
Это интервью было опубликовано в № 27 журнала Корреспондент от 19 июля 2008 года