Голос Америки: Украинская оппозиция - идеологическая угроза для России?
Апелляционный суд Киева отклонил просьбу адвокатов бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко заменить ему содержание в следственном изоляторе на подписку о невыезде. Ближайшие два месяца в СИЗО проведет и бывший руководитель Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко. Ему, подследственному в громком деле о незаконном растаможивании природного газа компании-посредника RosUkrEnergo, снова продлили срок за решеткой.
Такой ход событий, когда может показаться, что власть преследует исключительно оппозиционеров, некоторые аналитики называют политическими репрессиями. В команде президента Виктора Януковича думают иначе. "Когда говорят, что сегодня вроде бы начались политические преследования, что в прокуратуру начали ходить бывшие чиновники, которые нарушали закон, на это есть один простой ответ… В прокуратуру приглашают не только сегодняшних оппозиционеров, но и сегодняшних власть имущих. Я специально истребовала справку, я вам ее передам, о том, сколько уголовных дел возбуждено против сегодняшних власть имущих… Много, две страницы полностью заполнены мелким шрифтом", - цитирует слова заместителя главы администрации президента Украины Анны Герман информационное агентство Лигабизнесинформ.
С момента этого заявления прошло не больше суток, но в прессе все еще не появился список фамилий "власть имущих", о которых говорила Анна Герман.
Первый опыт
За неполные двадцать лет независимости Украина впервые столкнулась с подобного рода явлением, когда официальная власть радикальными методами пытается разоблачить коррупцию. Причем, по некой случайности, подозрения падают лишь на бывших руководителей республики. Как сказал Русской службе Голоса Америки эксперт по вопросам международной безопасности Евгений Жеребецкий, между сегодняшними событиями внутри Украины и новым витком интеграции страны на постсоветском пространстве есть тесная связь.
Эксперт говорит, что до прихода к руководству Украиной Виктора Януковича отношения в обществе "более-менее" приближалась к западноевропейским стандартам.
"Однозначно! Есть связь между сближением между Украиной и Россией и преследованием украинской оппозиции, - заявляет Евгений Жеребецкий. - Украина хотела бы наследовать российскую, а по сути - советскую модель управления страной: всем заткнуть рот, всем молчать! Считается, что при такой форме управления экономика возрастает, и гражданам будет хорошо жить. При этом власть забывает, что строить страну, которая является субъектом, а не объектом международного права, может только вольный народ".
Эксперт говорит, что до прихода к руководству Украиной Виктора Януковича отношения в обществе "более-менее" приближалась к западноевропейским стандартам.
С возможным арестом Юлии Тимошенко эксперт Евгений Жеребецкий прогнозирует закат активных общественных протестов. "Оппозиция, которая сформировалась из бывших соратников Ющенко и Тимошенко, - это не оппозиция советских диссидентов, которые пойдут до конца. Если посадят Тимошенко, а все к этому и идет, то ее соратники быстро разбегутся в разные стороны. Сидеть в тюрьме они не желают", - подчеркивает Евгений Жеребецкий.
STRATFOR об Украине и России
Слова украинского эксперта о том, что с приходом команды Виктора Януковича Россия усилила свое влияние на Киев, подтверждают эксперты американского аналитического центра STRATFOR. В среду они опубликовали статью, посвященную отношениям между Украиной и Россией. Из нее можно сделать вывод, что сближение с "северным соседом" для Украины - часть важной межгосударственной задачи. Точно так же как и для России.
В первых строчках публикации говорится о том, что Россия больше не нуждается в силовых решениях по отношению к Украине, поскольку к власти в Киеве пришли пророссийские силы. Правда, эксперты уверены, что главной целью России не является тотальный контроль над суверенной республикой. Зыбкость позиций Запада в Украине при новой власти - это тоже успех для Москвы, пишут аналитики STRATFOR.
Ушедшие неприятности Кремля
По мнению политического эксперта Андрея Окары, видимый прогресс и нынешние темпы сближения между Украиной и Россией были бы невозможными, если бы в Украине была сильная оппозиция.
Политолог утверждает, что нынешние действия украинской оппозиции все еще рассматриваются как идеологическая, смысловая угроза для России.
"Главной проблемой в российско-украинских отношениях после оранжевой революции было то, что Украина по ее определенному политическому устройству рассматривалась как некий вызов для самой России. Тогда революция в Украине стала поводом для закручивания гаек внутри России", - сказал Андрей Окара Русской службе Голоса Америки.
Политолог утверждает, что нынешние действия украинской оппозиции все еще рассматриваются как идеологическая, смысловая угроза для России: "Оказывается, что в Украине может существовать какая-то иная политическая система. А ведь российские пропагандисты говорят, что Украина и Россия - это одна часть единого целого народа".
Эксперт Андрей Окара считает, что в России, которая также не скрывает своего желания тесной интеграции с Украиной, не могут не считаться с существующей "другой" украинской политической системой. "Правда, сегодня соблюдение тех или иных гражданских свобод в Украине уже не является радикальным вызовом российскому режиму, как это было пять лет назад. Но Кремль испытывает некую неприятность, и для него лучше, чтобы этой неприятности не было вообще", - говорит Андрей Окара.
Россия и ее роль в СНГ
О том, что Россия не имеет никакого отношения к процессам внутри украинской политики, говорит директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
"Россия поднимает перед украинской властью вопрос о стабильности тех отношений, которые заключаются сегодня. Главные условия - это последовательность, чтобы через год или два не было необходимости возвращаться к пересмотру соглашений и договоров между странами", - сообщил Сергей Толстов Русской службе "Голоса Америки".
Развитие отношений с Украиной, по мнению аналитика, действительно могли бы усилить позиции России. Но только на постсоветском пространстве.
Он называет "бессмысленными" доводы некоторых аналитиков о том, что официальный Киев хотел бы скопировать политическое устройство России. Правда, из его ответа можно сделать вывод и о том, что украинская оппозиция более независима по отношению к власти, чем российская. "Поднимать вопрос о том, что если в Москве - управляемая демократия, значит, и в Киеве будет такая, - бессмысленно", - отмечает Сергей Толстов.
Развитие отношений с Украиной, по мнению аналитика, действительно могли бы усилить позиции России. Но только на постсоветском пространстве. О большем пока говорить не приходится, считает Толстов. "Сегодня Россия имеет особый вес в политике небольшого количества государств - Казахстана, Беларуси, Польши, Украины, Турции, Армении. Что касается мирового контекста, то роль России определяется эффективностью взаимоотношений с Евросоюзом и Китаем. Москва балансирует и пытается играть в свою игру, но далеко не всегда это удается", - подчеркивает эксперт.
Вместе с тем, он критикует методы, с которыми украинская оппозиция "идет в народ". "Ни в одной развитой стране нет такого, как у нас - постоянно действующего "оппозиционного Майдана", на котором митингующие граждане ставят палатки и заявляют о желании свергнуть нынешнюю власть", - резюмирует Сергей Толстов.
***
Оригинал публикации: Русская служба Голоса Америки
Перевод ИноСМИ
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.