Паломничество хасидов в Умань: коммерческие конфликты

В Умани вспыхнули конфликты между местными жителями и хасидами, которые начали свое ежегодное паломничество к могиле цадика Раби Нахмана. Однако конфликты носят не этнический или религиозный характер, а касаются коммерческих вопросов.
Reuters

Жители городка, для которых приезд паломников является основным источником сезонных заработков, утверждают, что хасиды занимаются нелегальной торговлей и самостоятельно строят гостиницы.

Чтобы следить за порядком в районе паломничества, жители Умани даже организовались в Раду общественных организаций города, в то время как представители еврейской общины называют свой приезд "праздником для уманцев".

Всеради долларов

Могила святого Цадика Нахмана, крупнейшая в мире синагога, крупнейшая в Украине столовая на двадцать тысяч человек ежегодно привлекают в Умань хасидов - представителей ортодоксального течения иудаизма. Как ожидается, в этом году к своим святыням приедет около 30 тысяч хасидов из 40 стран мира.

С понедельника, как передает , аэропорт "Борисполь" в Киеве работает в усиленном режиме, принимая чартерные рейсы с паломниками почти каждые полчаса.

Вместе с ними в Украину в этом году прибывают полицейские и медики из Израиля:

"В этом году едут восемь врачей из лучших больниц Израиля, плюс 20 медбратьев и 10 волонтеров, которые работают в Израиле на скорой помощи. И еще - тонна лекарств", - рассказал руководитель медицинской программы раввин Гилель Коэн.

Для жителей Умани паломники - как манна небесная: ради долларов, которые привозят паломники, местные готовы жить в палатках, лишь бы поселить гостей в своих квартирах, домах или гаражах.

"Весь народ ждет, потому что это - нормальные деньги, хотя и сезонно. Цены - от 80 до 200 долларов за кровать. Планирую взять десять человек, будут жить в доме. Мне есть, где пожить. Но люди берут и в гараж, в разные постройки, какие только есть", - рассказал Игорь Забудский из Умани, который учится в Харькове и ежегодно в сентябре приезжает домой, чтобы помочь матери с маленьким бизнесом - поселением хасидов.

Киоскии гостиницы из фанеры

Кульминация паломничества наступит 16-18 сентября, когда приезжие будут отмечать свой 5773-й Новый год. Но первые паломники прибыли в город уже сейчас. Не обошлось и без первых конфликтов.

Схватки возникают, когда паломники пытаются заработать в Умани самостоятельно, продавая одежду, книги, серебряные украшения и даже строя отели. Местные жители убеждены, что все это приезжие делают незаконно и не платят при этом налогов.

Один из отелей уже достраивают на улице Пушкина. Конструкция из фанеры рассчитана на 200 человек. Как утверждают соседи, строительство уже три месяца ведут на границе участков, вопреки строительным и пожарным нормам.

"Рядом, на Пушкина, 30, купил дом хасид, из Израиля, сам священник. Всеми незаконными способами начал достраивать два этажа", - рассказал житель Умани Борис Чукаль, который боится, что из-за строительства его собственный дом зальет водой во время дождя.

Комментарий у владельца здания взять не удалось - на визит журналистов раввин Бергет Аврахам отреагировал неприязненно, и вместо ответов в людей полетели камни и доски. Работники милиции, приехавшие на вызов, владельца гостиницы не нашли, хотя на следующий день он уже был вместе со своими рабочими.

Обвиняя правоохранителей и органы власти в неспособности контролировать ситуацию, жители Умани организовались в Раду общественных организаций города. Теперь они сами выносят предупреждения и разбирают нелегальные, как они утверждают, торговые киоски паломников.

"Праздник для уманцев"

У представителей еврейской общины есть свое объяснение действиям недовольных местных жителей. По словам представителя Международного благотворительного фонда имени Раби Нахмана Шимона Баскиллы, против паломников выступают лишь те, кто не смог найти себе работу на время приезда хасидов:

"Считаю, что Рош Ха-Шана - это праздник для уманцев. Поскольку стоит мне выйти на улицу, меня спрашивают - когда хасиды приедут. Через месяц в городе уже нельзя найти слесаря и электросварщика, потому что все работают".

"Каждый паломник оставляет в Умани минимум тысячу долларов!" - добавляет мужчина.

В прошлом году своими протестами хасидов встречали представители ВО "Свобода", утверждавшие, что таким образом они намеревались защитить украинских граждан от произвола, к которому якобы прибегают приезжие.

Представители еврейской общины Украины отреагировали на намерения националистов, обвинив их в нацизме.

Умань хасиды считают традиционно еврейским городом. По словам гендиректора еврейского комитета Украины Эдуарда Долинского, еврейский святой, раввин Нахман, завещал похоронить себя в этом городе именно потому, что там похоронены тысячи евреев, погибшие в результате погромов в 17 веке. А позже, уже в веке 20-м, во время Холокоста в Умани снова погибли тысячи евреев.

Цадика Рахмана считают основателем бреславского хасидизма. В Умани он поселился незадолго до смерти, где его и похоронили. Захоронение сразу стало местом паломничества, особенно в дни еврейского Нового года - праздника Рош Ха-Шана. В 1920-х годах традиция прервалась, но ее восстановили в 1980-х. С тех пор последователи Нахмана ежегодно посещают его могилу, чтобы вместе помолиться.

В 1991 году место захоронение хасидского лидера по приказу тогдашнего президента Леонида Кравчука получило официальный статус историко-культурного центра бреславских хасидов, а представители сообщества выкупили землю, на которой расположена могила.

Источник ВВС Україна