Lenta.Ru: Нации – власть
Еще до выборов депутатов Верховной Рады предстоящее голосование рассматривалось многими как некие "праймериз", которые должны определить возможный круг кандидатов на президентство. И пусть следующего главу государства украинцы выберут только в 2015 году, уже сейчас можно сделать выводы, кому парламентские выборы открыли дорогу наверх, а кого затормозили, - пишет Петр Бологов в российском издании Lenta.Ru
Из тех, кто приумножил свой политический капитал, выделяют преждевсего националистов - Олега Тягнибока и его Свободу. Об их успехахне устает твердить западная пресса, их скептически оценивают различныееврейские организации, а эксперты рисуют в своем воображении всевозможныесхемы, в которых националистам отведено одно из самых почетных мест.
Конечно, электоральный урожай, собранный по итогам выборовВиталием Кличко и его УДАРом тоже впечатляет: 40 мест в парламенте- очень даже завидный показатель для дебюта. Но если чемпиону мира по боксупредрекают статус "третьей силы", способной вмешаться в пресловутоепротивостояние востока и запада страны, ныне персонифицированное какпротивостояние Партии регионов и Батькивщины, то потенциалСвободы и, прежде всего, ее идеологические козыри позволяютнационалистам рассчитывать на место главной оппозиционной силы. ПричемТягнибоку и его единомышленникам даже не придется плести интриги против своихнынешних союзников, чтобы занять их нишу - уже сейчас на фоне националистовБатькивщина и примкнувшие к ней партии выглядят не оченьубедительно, более того - бледно.
Потенциал Свободы и, прежде всего, ее идеологические козыри позволяют националистам рассчитывать на место главной оппозиционной силы
В тех протестах, которые недовольная подсчетом голосов наодномандатных участках оппозиция организовала после выборов, националистыиграли ведущую роль. Когда перед митингующими у здания ЦИК Украины выступалилидеры партий - Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок, слова лидераСвободы вызвали наиболее оживленный отклик у собравшихся. Впрочем,этому есть довольно простое объяснение: "свободовцы" сейчас повсюду,где идут выступления против властей. Националисты, как локомотив, тащат засобой и Батькивщину, и УДАР, руководство которых,частью неискушенное в политической борьбе, а частью - ею уже пресытившееся,похоже, слабо понимает, что им надо делать. В Свободе же перспективувидят предельно четко - или мы их или они нас, третьего не дано.
Арсений Яценюк, пошедший на альянс с националистами иперенявший у них некоторые программные установки (на днях, например, лидерпартийного списка Батькивщины признал героями бойцов Украинскойповстанческой армии), вряд ли станет вождем для тех, кто на самом деле готовбороться за признание УПА и преследовать инакомыслящих. В свое время скреститьлиберальные взгляды на развитие Украины с националистическими мотивами пыталсяпрезидент Виктор Ющенко, но чем закончился этот эксперимент, всем известно:Ющенко, даже по признанию бывших соратников, "ушел в ноль". Яценюкныне тоже пытается балансировать на грани, но его толерантность и политическаягибкость в тех случаях, где нужна бескомпромиссность и прямота (чем как разможет похвастаться Тягнибок), представляется больше минусом, чем плюсом.
Публике импонирует готовность националистов драться (в прямом смысле этого слова) за свои интересы в любой ситуации
Публике импонирует готовность националистов драться (впрямом смысле этого слова) за свои интересы в любой ситуации. Тем более что тотналет партизанщины, который сложился вокруг Свободы во многомблагодаря мифологии националистов (Бандера, УПА, крыивки), придает партииубедительность в уличном противостоянии с оппонентами. За последние месяцымногие удостоверились, что активисты Свободы могут успешнопротивостоять и милиции, и коммунистам, и "регионалам".
Ну и, конечно, идеология. По сути Свободаявляется единственной партией на Украине (по крайней мере из представленных вновом парламенте), у кого она есть. Коммунисты, при всей своей левой риторике,долгие годы сидят на коротком поводке у олигархов, представляющих Партиюрегионов, а вроде бы традиционные либерал-демократы из Батькивщинынесут на своих знаменах лик Юлии Тимошенко, которая еще в свою бытностьпремьером вовсю использовала "ручные" методы управления экономикой.Свобода же, являясь партией националистического толка, не пытаетсяцеплять на себя другие, более презентабельные, ярлыки, открыто говоря:"Нации - власть, мы будем строить Украину для украинцев".
В новом парламенте Свобода получает 38 мест,причем если состоятся перевыборы в пяти проблемным округах, то она еще можетувеличить свое представительство в Раде. Оказалось, что партию, которой еще занеделю до голосования никто не мог с полной уверенностью обещать прохождения5-процентного барьера, поддерживают больше двух миллионов украинцев. Причемесли раньше высказываться в поддержку националистов было несколько зазорно, тотеперь избиратель Свободы позиционирует свой выбор как единственноразумный на том основании, что все остальные участники выборов успелидискредитировать себя во власти за предыдущие годы, а к Кличко нельзяотноситься серьезно, поскольку, во-первых, он не политик, а во-вторых,программа УДАРа полна половинчатых мер по переустройству Украины.
Оказалось, что партию, которой еще за неделю до голосования никто не мог с полной уверенностью обещать прохождения5-процентного барьера, поддерживают больше двух миллионов украинцев
В самой Свободе вовремя почувствовали, чтопартия выходит за рамки просто маргинального движения и становится крупнымполитическим игроком, которому не к лицу призывать к физической расправе над"москалями и жидвой", тем более что крайне радикальные взгляды на тои являются крайне радикальными, что их поддерживают лишь наиболее фанатичнонастроенные патриоты. В интервью журналу КорреспондентОлег Тягнибок так очертил портрет своего потенциального избирателя: "Впринципе это украинец и неукраинец, украиноговорящий и русскоговорящий, немногобезразличный и совсем не равнодушный к политике". "По сути это простосреднестатистический украинец, - размышляет главный украинский националист. -Сейчас мы уже понимаем, что не имеет никакого значения, с запада он или свостока, сторонники у нас везде. Мы только в трех областях - Донецкой,Луганской и в Крыму - не преодолели 3-процентный барьер".
Слова лидера Свободы подтверждает и статистика.В Киеве, например, националисты выступили куда успешнее "регионалов"(17 против 12 процентов), а в самом, скажем так, не-украинском городе страны -Севастополе - за "Свободу" проголосовали 2026 человек (1,37 процентаизбирателей), тогда как в 2007 году - всего 170 человек, а в 2006-м - 105человек (ранее партия в выборах участия не принимала). В целом по Украинепартия собрала 10,44 процента голосов по сравнению с 0,76 в 2007-м и 0,36 в2006-м. По словам Тягнибока, четверть нынешних избирателей "Свободы"не является этническими украинцами и говорят в основном на русском языке. Иесли националисты в Раде не затеряются среди прочих парламентских демагогов, тоу них есть все шансы заручиться еще большей поддержкой русскоязычных. Кстати,сохраняя всю свою ненависть к коммунистам и их идеологии, Тягнибок уже называет"мифом" планы националистов избавиться от евреев или"москалей".
В самой Свободе вовремя почувствовали, что партия выходит за рамки просто маргинального движения и становится крупным политическим игроком, которому не к лицу призывать к физической расправе над"москалями и жидвой",
7 ноября Олег Тягнибок отметил свой 44-й день рождения. Всепоследние годы в этот день активисты "Свободы" были больше занятыпротивостоянием с коммунистами, чем празднованием годовщины своего лидера. Вэтом году Компартия традиционно собрала митинг в центре Киева, но, посколькуранее националисты пригрозили сорвать "антиукраинский шабаш", в итогепоследователи идей Ленина-Сталина отказались от ранее запланированного шествияпо Крещатику. Теперь стоит дождаться первого заседания Рады в новом составе,чтобы посмотреть, испугаются ли депутатов от "Свободы" ихколлеги-коммунисты.
В 2009 году лидер украинских националистов сказал в интервью,что "национализма не бывает много". "Об излишке национализмаговорят те, кто без роду и племени, у которых никакой гордости за свое прошлоеи кто представления не имеет, как воспитывать своих детей. Не устаю повторять:национализм - это любовь, в первую очередь - к своему, родному, к своей земле,дому и семье. Может ли такой любви быть много?" - задавался вопросомТягнибок. Тогда же он спрогнозировал, что через сто лет, возможно, Кремля небудет, на месте Красной площади "воцарится деревня Кучкино", а натерритории России возникнут 50 совершенно разных государств. Забавно, нопотенциальные патриоты "деревни Кучкино", то есть русские националистыв лице, например, Андрея Савельева приветствуют успехи "Свободы"."Национализм не предполагает вражды. В момент консолидации своегособственного электората возможны идеологические выверты и грубости,использование идеологических штампов прежних времен. Это все будет. Но кактолько ответственность власти будет направлять, националисты русские иукраинские пожмут друг другу руки", - считает лидер"Великой России".
Нации всех стран, объединяйтесь - не иначе.
Программа партии Свобода
В предвыборной программе Свобода значился импичмент президенту Виктору Януковичу, отставка правительства, отмена Харьковских соглашений, закона о языковой политике, а также принятие законов о защите украинского языка и люстрации. Националисты выступают за отмену депутатской неприкосновенности, запрет коммунистической идеологии, голосование в Раде по отпечаткам пальца, национализацию стратегических предприятий, принятие закона о запрете торговли землей, возвращение в паспорт графы "национальность" и увеличение числа украинцев в органах власти путем введения квот, определенных соответственно национальному составу населения Украины. Кроме того, Свобода предлагает вернуть Украине статус ядерной державы и сделать стратегическим курсом страны "европейский украиноцентризм".
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов