Мандарином в Азарова: раскрыты секреты митингов власти и оппозиции

Организаторы митингов оппозиции и властей рассказали о режиссуре и домашних заготовках на акциях и в телеэфире
Владимир Шевчук

Актеры вместо шахтеров, фон для лидера, мандариновый пинг-понг и картонки вместо плакатов. Обо всем этом рассказали организаторы митингов со стороны власти и оппозиции - Тарас Черновил, Владимир Гонский и Виктор Уколов, пишет газета Вести.

Тарас Черновил (в 2004 году начальник избирательного штаба кандидата в президенты Виктора Януковича)

%img2huge%

Существуют партийные и протестные (как правило, проплаченные) митинги. На партийные тоже свозят людей, но стоят они не за деньги, а за страх. Режиссура там очень четкая. Помню, я как-то изумился, почему у нас шахтер какой-то странный. Потом выяснилось, что это артист Харьковского театра.

Главный пункт программы — выход партийного лидера. Здесь оформление, как на боксерских рингах.  С лидером серьезно работали стилисты — одежда, улыбка, жесты. Соратников (предполагалось, что лидер не должен стоять на голом фоне, у него за спиной должны стоять сподвижники) время от времени дрессировали.

Накал должен идти по нарастающей. Посмотрите, что сейчас у Яценюка происходит. Кто-то еще выступает, а людей на митинге уже в пять раз меньше, чем было в начале.

СМОТРИТЕ ФОТО: Морковка, драка, БТР: Массовый протест в Киеве (ФОТО)

Наглядная агитация на митинге тоже очень важна. Например, флаги — они о многом говорят. Смотрите, на митинге в Ивано-Франковске Кличко не было. Но ударовцы принесли туда огромное количество флагов, расставили грамотно своих людей и регулярно выкрикивали имя лидера. И походило на то, что больше всего в Ивано-Франковске любят Кличко. Посмотрите на митинги оппозиции, на флаги, и вы поймете, что они воюют между собой, а не против власти. Идет борьба, кто в оппозиции главнее. Или когда Катеринчук выставляет на митинг знаменосцев больше, чем в его партии людей, — это означает, что человек хочет  стать мэром Киева.

Очень желательно, чтобы люди приходили с домашними заготовками. Когда на митинг выходят 20–30 бабулек с портретами Тимошенко, наклеенными на картонку от коробки из-под обуви, прикрепленную на какой-то веник (получается самодельный плакат), то видно, что человек за идею стоит.

Посмотрите на митинги оппозиции, на флаги, и вы поймете, что они воюют между собой, а не против власти", - Тарас Черновил.

Готовились мы не только к митингам. Помню, как нас готовили к последней перед выборами 2007 года дискуссии на телеканале: это были дебаты Партии регионов и "Нашей Украины". пришла девушка с телеканала, которая специализировалась на подготовке к таким мероприятиям. Принесла сумку мандаринов. И вот представьте себе: Кушнарев, Азаров, Богатырева — все мы становимся друг напротив друга, держа в руках по мандарину, и кидаем их друг другу. Так мы отрабатывали моментальное "отбивание" тезисов, умение быстро реагировать. Помню грех: запустил мандарином прямо в Азарова, он не успел его поймать.

Владимир Гонский  (писатель, бард, ведущий митингов оппозиции)

%img3huge%

- Иногда важно даже, с какой стороны солнце светит. Помню: митинг возле Украинского дома, мы с Витей Уколовым поем под гитару — июль, солнце, пот заливает глаза. Я уже не могу их открыть. С трудом доиграл до конца. Некоторые даже подумали, что я расплакался.

Знания что говорить, у меня эти уже вошли в привычку. Ну, скажем, правило суперфразы: она должна быть краткой и запоминающейся. Например, "Банду геть" или "Юле — волю". Есть правило месседжа. Его надо уложить в 20–25 секунд - максимум минуту, иначе его не запомнят. Или правило семи раз: чтобы человек усвоил информацию, ее надо преподнести ему семь раз разными способами, в том числе визуально. Тогда она отложится.

Чтобы человек усвоил информацию, ее надо преподнести ему семь раз разными способами", - Владимир Гонский.

Гонский сам решает кого из депутатов выпускать на сцену и в каком порядке. Может и депутата не пустить. Рвутся ан сцену и провокаторы и просто больные люди.

- Лишь один раз пролез на сцену немного больной дядька. Вроде выглядел нормально, а как вышел на сцену, стал рассказывать, что у него руки колдуна — в общем, бред какой-то. В этот момент я выхватил у него микрофон, закричал: "Да, наши руки — они смыкаются. Мы вместе". Зачитал пародию на Роберта Рождественского: "Станут руки мои, как ноги, станут ноги мои, как брусья". В итоге, никто ничего не заметил.

Виктор Уколов (политтехнолог, в прошлом — руководитель департамента пиара и рекламы штаба БЮТ)

%img4huge%

В общении с телевидением надо говорить короткими фразами — по 20–25 секунд. Синхрон всегда краток. И чем короче фразы, тем меньше вероятность, что часть цитаты "выдернут" из контекста. Есть одна хитрость. Чтобы недружественный канал не смог смонтировать вашу речь на свое усмотрение, надо стать на фоне движущегося предмета. Или активно жестикулировать.

Однажды я понял, что нашу агитационную продукцию не читают вдумчиво не только избиратели, но и оппоненты. Помню, как в 2006 году мы миллионным тиражом выпустили листовку о работе правительства в 2005 году. В тексте была фраза о том, что каждую минуту правительство Тимошенко приносит к бюджету страны прибавку N гривен. Текст должен был символизировать увеличение налоговых сборов без поднятия налогов, только за счет борьбы с коррупцией.

Нашу агитационную продукцию не читают вдумчиво не только избиратели, но и оппоненты", - Виктор Уколов.

Но сначала отредактировал один, потом другой редактор, потом подписала Юлия Владимировна, потом перенабрали текст… Ошибку я нашел через два года после окончания кампании 2006 года. Оказывается, дизайнер случайно дописал к цифре пару нолей, и если умножить количество минут на прибавку, то получалось, что правительство в 2005 году добавочно принесло бюджету несколько сот триллионов гривен! Можете себе представить, какой был бы скандал, если бы вовремя нашли эту опечатку?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стало известно, сколько украинцы заработали на митинге 18 мая 

СМОТРИТЕ ВИДЕО: Марш оппозиции в Киеве

%vid1%