Корреспондент: Теории заговора. Еврейское несчастье
В американском еженедельнике The Dearborn Independent 22 мая 1920 года стартовала серия публикаций, посвященных так называемому еврейскому заговору. Двумя годами ранее это издание приобрел всемирно известный автомобильный промышленник генри Форд, ирландец по происхождению. Чуть позже Форд издал “еврейские” публикации отдельной книгой — Международное еврейство. Исходная мировая проблема.
“Еврейство является мировой загадкой, — говорилось в книге Форда. — Будучи в большинстве бедным, оно все же господствует над деньгами и капиталами всего мира. Лишенное земли и правительства, рассеянное по всему миру, еврейство проявляет редкое единство и крепость, не достигнутые ни одним другим народом. Подвергнутое почти во всех странах известным законным ограничениям, оно, в сущности, в тени многих престолов сделалось истинным властителем”.
Правда, через несколько лет Форд под давлением американской общественности и бойкота автомобилей Ford публично отрекся от своих, мягко говоря, неполиткорректных взглядов. Но к тому времени его книга в германии была переиздана шесть раз, а сам он стал кумиром антисемитски настроенной немецкой молодежи. Более того, Форда считают вдохновителем самого кровавого из последствий теории иудейского заговора — холокоста.
О влиянии книги Форда на эту постыдную страницу в истории человечества рассказал на Нюрнбергском процессе Бальдур Бенедикт фон Ширах, лидер гитлерюгенда, а затем — крупный военный чиновник вермахта. При этом портрет знаменитого бизнесмена висел в мюнхенской резиденции фюрера Адольфа гитлера.
Биографы самого Форда утверждают, что когда-то на него оказали большое влияние знаменитые Протоколы сионских мудрецов — план завоевания евреями и масонами мирового господства, позже признанный фальсификацией. Однако и книга Форда, и Протоколы были лишь очередной, хотя и самой действенной реинкарнацией теории заговора, хотя его корни теряются на заре становления христианства.
“Неприязнь христиан к евреям возникла в V веке, как только новая модификация иудейской доктрины, христианство, стала официальной религией империи Рима [в IV веке]. Первые христиане считали именно себя “правильными” евреями. Евреи же, конечно, думали наоборот, то есть что христиане — опасные еретики”, — раскрывает историческую подоплеку Елена Костюкович, русско-итальянская писательница и переводчица исторических романов Умберто Эко.
Впрочем, религиозная окраска антииудейской теории с наступлением эпохи Просвещения вскоре отошла на второй план, уступив место иному фактору — экономическому и политическому влиянию евреев на ход истории.
Теорию всемирного господства иудеев эксперты называют самой большой долгожительницей в конспирологии. И главный секрет ее “вечной молодости” в том, что она не имеет четкого центра и организации, распространяясь на целый этнос, рассеянный по всему миру.
Жизнь других
С момента разрушения в 70 году армией римского императора Тита Иерусалимского храма, центрального святилища Древней Иудеи, а также последовавшей потери этой страной автономии от Римской империи возникли первые разговоры о богоубийстве, совершенном руками евреев.
Размолвка между представителями двух родственных церквей, христианской и иудейской, по сути, вышедших одна из другой, еще более усугубилась в IX веке, напоминает Костюкович. Тогда, по ее словам, в литургию христианской пасхальной мессы в отрывок о молитвах за язычников и иудеев внесли предписание — “за евреев молиться, не преклоняя колен”.
В 1179 году Третий Латеранский собор издал положение, согласно которому, клятва еврея имеет меньшую юридическую силу, нежели клятва христианина, а в 1215-м церковь ввела особую форму одежды для представителей этой национальности. Это, по мнению законодателей, должно было упростить, к примеру, развитие уличных конфликтов между представителями двух конфессий и процедуру их полицейского улаживания.
“До XIII века евреи в Европе говорили, питались и одевались так же, как их соседи-христиане, а тут вдруг вводятся правила, явно показывающие: вот он, тот, кого ты искал, вот он, погляди на него, это же другой”, — отмечает Костюкович.
Столетняя война, голод, а затем и эпидемия чумы в Европе в первой половине XIV — XV веке уничтожили треть жителей континента. Ощущение, что такие беды не могли прийти одновременно сами по себе, владело тогда многими, и поиски злоумышленников предсказуемо приводили к евреям с их загадочной религией и замкнутой внутри общины жизнью.
“Церковная инквизиция получила возможность удобного выхода из любого тупикового процесса, а в народную мифологию накрепко вошли фигуры вредителей: дьявол, ведьма и еврей, — рассказывает Костюкович. — Испания, мобилизуясь для освоения Америки, привела в порядок свою внутреннюю обстановку очень радикально. Дабы перестать ссориться с евреями, применили окончательное решение — дали выбор: отъезд, крещение или смерть”.
Жизнь в условии запретов побуждает людей вырабатывать соответствующие привычки: запрет на владение землей и постоянные гонения воспитали в евреях готовность к переселению, способность к овладению языками и традицию вкладывать сбережения в единственную легко перемещаемую форму — драгоценности. Последнее становится новым поводом для конспирологов заметить в евреях природную склонность к торговле и банковскому делу, а затем обвинить их в плетении мирового финансового и политического заговора.
Такой переход с религиозных претензий к более приземленным произошел уже в новое время, когда теократическая христианская цивилизация запада стремительно разлагалась под влиянием эпохи Просвещения, отмечает российский философ Александр Дугин.
“Видя упадок собственной религии, некоторые христиане также связывали его с происками противников их веры, а таковыми не только “мифологически”, но и теологически являлись иудеи”, — говорит Дугин.
От Маркса до Гитлера
Чисто этническая конспирологическая версия антииудаизма, антисемитизм, сложилась на рубеже XIX-XX веков. Например, сторонники теории заговора в России были уверены, что евреи, притесняемые правительством империи, по этой причине стали главным локомотивом революционного движения.
Российский писатель Александр Солженицын в своем исследовании по истории евреев в России 200 лет вместе констатирует: в среде прогрессивной молодежи и интеллигенции — главного средоточия революционных идей — во второй половине XIX века резко увеличилась доля евреев. Впрочем, у этого явления была объективная предпосылка. А именно тогдашний своеобразный еврейский ренессанс — их освобождение от догм собственных религиозных общин и массовое стремление к светскому образованию, ранее для них недоступному.
Позже повальное участие еврейской молодежи в революционных движениях, а также тот факт, что среди лидеров возникшей в 1917-м советской власти было много евреев, дало повод к возникновению очередной теории заговора — теперь уже большевистского.
“Русский марксизм в чистом его виде, списанный с немецкого, никогда не был русско-национальным движением, — говорил юрист Bениамин Мандель, эмигрант из России, член Еврейской народной партии, существовавшей в германии в 1920 годах. — И революционно настроенной части русского еврейства, для которой воспринять социалистическое учение по немецким книжкам не составило никакого труда, естественно было принять значительное участие при пересадке этого иностранного фрукта на русскую почву”.
Тем временем и в западной Европе антииудаизм приобрел черты расовой доктрины, напоминает Дугин. Ее носителями стали англосаксы, немцы и австрийцы, часто либо атеисты, либо неоязычники, либо мистики расистского толка. По словам философа, конспирологи рубежа веков, такие как австрийские поэт и оккультист гвидо фон Лист и публицист Йорг Ланц фон Либенфельс, утверждали, что социально-культурные обстоятельства привели к распространению представления о еврейском народе как об особой общности, неспособной интегрироваться с социально “здоровыми” этносами.
Фон Либенфельс проповедовал еще более экстравагантную конспирологическую версию — теорию происхождения иудеев от древних чудовищ, так называемых обезьян Содома. Поэтому евреи организовали “заговор”, что-бы тайно разложить эти “здоровые” этносы. Позже, к середине XX века, этот сугубо биологический вариант теории заговора был принят за основу национал-социализмом в Германии.
Согласно воспоминаниям шефа гестапо Генриха Мюллера, опубликованным после Второй мировой войны в сборнике документов Католическая церковь и национал-социализм, 26 апреля 1933 года, через три месяца после прихода к власти, гитлер принял у себя католических епископов.
“Меня упрекают в предвзятом подходе к еврейскому вопросу, — сказал им фюрер. — В течение 1.500 лет Католическая церковь считала евреев зловредными существами, содержала их в гетто и так далее, потому как известно, что такое евреи. Вот я и воспринимаю их как вредные элементы для государства и церкви и тем самым оказываю христианству неоценимую услугу”.
Впрочем, сам гитлер был далек от идеалов христианства, полагает Ральф Эпперсон, американский исследователь теорий заговора. По его данным, еще в 1919 году будущий фюрер вступил в тайное оккультное общество Туле. Солнце, чьим древним символом является свастика, позже ставшая нацистским гербом как священный символ древних ариев, члены этого общества противопоставляли Луне, почитавшейся семитскими народами.
“Фюрер видел в еврейском народе с его черными волосами и смуглым цветом кожи темную сторону человеческого рода, тогда как белокурые и голубоглазые арийцы составляли его светлую часть”, — пишет Эпперсон.
Хотя, по мнению исследователя, у Гитлера были и иные “источники силы”, причем прямо противоположные, — немецкая банковская династия Ротшильд, якобы финансировавшая его приход к власти. Эпперсон озвучивает теорию, согласно которой Гитлер сам был на четверть евреем, а кроме того, еще и отпрыском знаменитого рода банкиров.
“Возможно, он обнаружил свое еврейское происхождение и свое отношение к Ротшильдам и, сознавая их огромную власть создавать или уничтожать европейские правительства, таким образом восстановил связь с семьей”, — считает Эпперсон.
Магическое политбюро
В течение почти двух тысячелетий, с 70-го до 1948 года, когда был основан Израиль, у евреев не было центральной власти, напоминает известный американский историк и политолог Дэниел Пайпс. Но конспирологи утверждают, что сионские мудрецы на протяжении столетий контролировали евреев, пытаясь достичь всемирного господства. В этом американский политолог видит одну из важнейших предпосылок любых теорий заговоров — когда в глазах их сторонников отсутствие организованности как раз и свидетельствует о ее наличии.
“Конспиролог игнорирует знаменитую еврейскую несговорчивость (как сказано в известной шутке, где два еврея, там три синагоги) и превращает евреев в послушных пехотинцев какого-то всевластного политбюро, — с улыбкой рассуждает Пайпс. — Причем евреи-атеисты и евреи, отвергающие свое еврейство, — такая же часть заговора, как и религиозники”.
Для сторонника теории заговора видимость всегда обманчива, формулирует исследователь конспирологический принцип, который он называет верным путем к ошибке. По мнению Пайпса, подобный подход безосновательно превращает самые бессильные и гонимые группы — евреев и масонов — в самые могущественные.
“Неученые европейцы считали, будто еврейские книги полны кощунственного колдовства”, — в том же ключе рассуждает Костюкович.
Кроме того, продолжает писательница, средневековое общество Европы передало евреям функцию ростовщичества потому, что христианам церковь прямо запрещала эту профессию. Как реакция на этот род занятий в сочетании с евангельским мотивом 30 сребреников сформировался миф о еврейском стяжательстве, который часто встречается в классической литературе.
В России евреи действительно массово занимались некоторыми видами коммерческой деятельности, пишет Солженицын, — например, ростовщичеством и торговлей алкоголем, вызывая упреки в том, что они спаивают и финансово порабощают русское крестьянство. Эти измышления стали еще одним поводом для подозрения в заговоре.
Также в силу исторических причин в России евреи пользовались привилегиями перед остальными этносами — в частности, они долгое время были освобождены от службы в армии и никогда не были закрепощены, подобно крестьянам, ведь они в массе своей не занимались сельским хозяйством.
Однако, каковы бы ни были исторические факты и как бы они ни формировали отношение к евреям в прошлом, сегодня концепцией заговора многим людям удобно объяснять собственное бездействие, считает социальный психолог и писатель Олег Покальчук. По его мнению, конспирологическое сознание констатирует собственную леность и нежелание конкурировать.
“Почему евреи правят всем миром и почему нам от этого всем плохо? — озвучивает Покальчук главный вопрос сторонников иудейского заговора. — В переводе на обычный язык ответ будет звучать так: “Я — ленивый дурак, не в состоянии учиться и выучиться зарабатывать столько денег и находиться в таком месте, где находится человек, которого я ненавижу, потому что он этнически или религиозно другой”.
Такое мировоззрение хорошо иллюстрирует факт, отмеченный в исследовании 200 лет вместе: даже при введении квоты на прием еврейских детей в гимназии в XIX веке многие директора учебных заведений все же смотрели на это сквозь пальцы, поскольку те учились лучше остальных. Евреи, поступавшие в гимназию, всегда полностью оканчивали курс, а неевреи частенько не доучивались.
Кстати, тяга к образованию, проснувшаяся в евреях, стала причиной их обрусения и социального раскрепощения.
“Еврейство, освобожденное духовно с 1880-х годов, подобно русской интеллигенции петровской эпохи, максимально беспочвенно, интернационально по сознанию и необычайно активно заняло в русской революции руководящее место”, — писал русский историк и религиозный мыслитель Георгий Федотов.
В то же время известный российский политик начала ХХ века Павел Милюков считал, что “легенда о революционности евреев нужна людям из правительства, как примитивному человеку нужна рифмованная проза”.
Тем не менее Дугин называет теорию еврейского заговора “наиболее архетипическим конспирологическим концептом”, получившим тотальное распространение и оставившим далеко позади антимасонскую конспирологию.
“Судьба еврейского народа в XX веке — гонения в Германии, создание государства Израиль, войны на Ближнем Востоке — все это не только подпитывает теоретиков еврейского заговора, но и делает еврейский фактор действительно важнейшей этнополитической концепцией XX века”, — заключает философ.
***
Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 21 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.