Корреспондент 10 лет назад: Призрак румынского сепаратизма

Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В материале за март 2004-го года речь пойдет о том, что черновицкие чиновники опасаются перехода церковных общин области под юрисдикцию Румынской православной церкви. Они видят в этом проявления сепаратизма.
Reuters

 Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьиБан­чен­ский Свя­то­воз­не­сен­ский муж­ской мо­на­с­тырь – са­мый боль­шой на тер­ри­то­рии Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти. Как и все пра­во­слав­ные мо­на­с­ты­ри Бу­ко­ви­ны, он на­хо­дит­ся в юри­с­дик­ции Ук­ра­ин­ской пра­во­слав­ной церк­ви Мос­ков­ско­го па­т­ри­ар­ха­та. Тем не ме­нее боль­шин­ст­во ли­тур­гий в церк­ви про­во­дит­ся на ру­мын­ском язы­ке. Ведь монастырь рас­по­ло­жен в Гер­ца­ев­ском рай­о­не Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти, 97,5% на­се­ле­ния ко­то­ро­го – эт­ни­че­с­кие ру­мы­ны.

“Нам да­же смеш­но слы­шать что-то про пе­ре­ход под кры­ло Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви”, – го­во­рит ие­ро­мо­нах отец Ону­ф­рий. Сре­ди 85 мо­на­хов Бан­чен­ско­го мо­на­с­ты­ря есть и бра­тья, быв­шие в ми­ру граж­да­на­ми Ру­мы­нии, но сей­час все они под­чи­ня­ют­ся ис­клю­чи­тель­но Мос­ков­ско­му па­т­ри­ар­ха­ту. “У Бо­га нет ни мол­да­ван, ни рус­ских, ни ру­мын, – счи­та­ет ие­ро­мо­нах. – А раз­го­во­ры о Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви – это об­ман чи­с­той во­ды”.

Но не­смо­т­ря на та­кую уве­рен­ность пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, свет­ские вла­с­ти все же обес­по­ко­е­ны цер­ков­ны­ми де­ла­ми на Бу­ко­ви­не и да­же го­во­рят о воз­мож­но­с­ти оче­ред­но­го рас­ко­ла пра­во­сла­вия.

Меж двух церк­вей

В Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти на­счи­ты­ва­ет­ся 106 цер­ков­ных па­ра­фий, в ко­то­рых бо­го­слу­же­ние ве­дет­ся на ру­мын­ском язы­ке. Хоть они и на­хо­дят­ся в ка­но­ни­че­с­ком под­чи­не­нии Мос­ков­ско­го па­т­ри­ар­ха­та, по сло­вам Ва­си­лия На­ста­са, на­чаль­ни­ка от­де­ла по де­лам ре­ли­гий Чер­но­виц­кой об­лго­сад­ми­ни­с­т­ра­ции, ту­да ча­с­то при­ез­жа­ют ру­мын­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли. “Ино­гда в про­цес­се этих ви­зи­тов про­ис­хо­дит и со­от­вет­ст­ву­ю­щее про­ру­мын­ское ори­ен­ти­ро­ва­ние, – ут­верж­да­ет На­стас. – За­ру­беж­ные гос­ти, бы­ва­ет, го­во­рят о том, что в Ру­мы­нии луч­ше жи­вет­ся, спе­ку­ли­ру­ют на бо­лее вы­со­ких бы­то­вых и со­ци­аль­ных ус­ло­ви­ях жиз­ни”.

 
 Reuters

Точ­ных дан­ных о том, сколь­ко ру­мын­ских свя­щен­ни­ков при­ез­жа­ет в Ук­ра­и­ну, нет, по­сколь­ку по­ка что на ру­мы­но-ук­ра­ин­ской гра­ни­це дей­ст­ву­ет без­ви­зо­вый ре­жим. Но чи­нов­ник ус­ма­т­ри­ва­ет в этих ви­зи­тах тен­ден­цию, спо­соб­ную при­ве­с­ти к рос­ту ру­мын­ско­го се­па­ра­тиз­ма в об­ла­с­ти. По его сло­вам, здесь уже не­од­но­крат­но под­ни­мал­ся во­прос о со­зда­нии в Чер­нов­цах так на­зы­ва­е­мо­го ви­ка­ри­а­та ка­но­ни­че­с­кой Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви. “Речь идет не про­сто о ви­кар­ном епи­с­ко­пе, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись бы 106 ру­мы­но­языч­ных па­ра­фий, а о том, что он дол­жен пред­став­лять имен­но Ру­мын­скую пра­во­слав­ную цер­ковь”, – под­чер­ки­ва­ет Настас.

Бес­по­ко­ит его и тот факт, что со­зда­ние ви­ка­ри­а­та ини­ци­и­ру­ют не ре­ли­ги­оз­ные де­я­те­ли, а ру­мын­ские куль­тур­ные или об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, а так­же про­ру­мын­ски на­ст­ро­ен­ные по­ли­ти­че­с­кие де­я­те­ли.

Меж­на­ци­о­наль­ная и ре­ли­ги­оз­ная си­ту­а­ция в об­ла­с­ти се­го­дня пол­но­стью уре­гу­ли­ро­ва­на. Воз­мож­но, имен­но для ее ис­кус­ст­вен­ной де­с­та­би­ли­за­ции во­прос ви­ка­ри­а­та под­ни­ма­ют вновь и вновь.
“Ес­ли про­бле­ма су­ще­ст­ву­ет, то ре­шать ее долж­ны мос­ков­ский и ру­мын­ский па­т­ри­ар­хи, – го­во­рит Василий На­стас. – И ког­да они о чем-то до­го­во­рят­ся меж­ду со­бой, то у нас не бу­дет ни­ка­ких во­про­сов. А си­ту­а­цию на­гне­та­ют свет­ские лю­ди, ко­то­рые не зна­ют ни цер­ков­ных пра­вил, ни цер­ков­ных дог­ма­тов”.

Мос­ков­ский па­т­ри­ар­хат вы­сту­па­ет ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив объ­е­ди­не­ния ру­мын­ских па­ра­фий.

По сло­вам ар­хи­ерея Ону­ф­рия, ми­т­ро­по­ли­та Чер­но­виц­ко­го и Бу­ко­вин­ско­го, цер­ков­ный ус­тав, ко­то­рый дей­ст­ву­ет в дан­ный мо­мент, пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет, что в каж­дом рай­о­не об­ла­с­ти есть бла­го­чин­ный – стар­ший над все­ми свя­щен­ни­ка­ми. Это­го, по его мне­нию, впол­не до­ста­точ­но.

“У нас есть 11 бла­го­чин­ных, – от­ме­ча­ет На­стас. – Чет­ве­ро из них – ру­мы­ны. Прак­ти­че­с­ки нет нуж­ды иметь од­но­го епи­с­ко­па, ко­то­рый вряд ли смо­жет ох­ва­тить всю об­ласть”.

 
 Reuters

Са­ми же ук­ра­ин­ские ру­мы­ны не счи­та­ют же­ла­ние при­над­ле­жать к сво­ей ка­но­ни­че­с­кой церк­ви се­па­ра­тист­ским. “Наш язык – ру­мын­ский, тра­ди­ции – ру­мын­ские, свя­тые на ико­нах – те же, что и в Ру­мы­нии, по­это­му, ес­те­ст­вен­но, хо­те­лось бы, что­бы на­ша цер­ковь бы­ла в под­чи­не­нии ру­мын­ско­го па­т­ри­ар­ха, – го­во­рит Ар­ка­дий Опа­ец, ли­дер об­ще­ст­ва ру­мын­ской куль­ту­ры и ли­те­ра­ту­ры име­ни Ми­хая Эми­не­с­ку. – Ког­да сто­ит вы­бор меж­ду Моск­вой и Ру­мы­ни­ей, то пре­иму­ще­ст­во мы от­да­ем Ру­мы­нии”.

Опа­ец под­чер­ки­ва­ет, что это лишь же­ла­ние ук­ра­ин­ских ру­мын, а на цер­ков­ном уров­не кон­крет­ных ша­гов в этом на­прав­ле­нии не де­ла­ет­ся. По его мне­нию, это обус­лов­ле­но бе­зы­ни­ци­а­тив­но­с­тью и опа­се­ни­я­ми ме­ст­ных свя­щен­ни­ков. “Лю­бое ина­ко­мыс­лие в ло­не церк­ви на­ка­зу­е­мо, – го­во­рит он. – По­это­му ни­кто и не вы­ска­зы­ва­ет­ся за при­со­е­ди­не­ние к Ру­мын­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Но, мо­жет, на­ста­нет вре­мя, ког­да этот во­прос бу­дет ре­шать­ся”.

Ук­ра­ин­ская Ру­мы­ния

Го­ро­док Гер­ца – один из са­мых ма­лень­ких в Ук­ра­и­не. При­ме­ча­те­лен он еще и тем, что бук­валь­но в не­сколь­ких сот­нях ме­т­ров от зда­ния гор­со­ве­та по ок­ре­ст­ным хол­мам про­хо­дит ли­ния го­су­дар­ст­вен­ной гра­ни­цы с Ру­мы­ни­ей. Кста­ти, до 1944 го­да Бу­ко­ви­на на­хо­ди­лась в со­ста­ве это­го го­су­дар­ст­ва.

Се­го­дня в го­ро­де про­жи­ва­ет чуть боль­ше 2 ты­с. че­ло­век, чет­верть из ко­то­рых – пен­си­о­не­ры. С 1991 го­да Гер­ца – центр рай­о­на, со­здан­но­го для ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния ук­ра­ин­ских ру­мын. Как след­ст­вие это­го – вы­ве­с­ки офи­ци­аль­ных уч­реж­де­ний, таб­лич­ки с на­зва­ни­я­ми улиц и да­же ме­ст­ные га­зе­ты дуб­ли­ру­ют­ся на двух язы­ках. Мно­го­на­ци­о­наль­ным рай­он не на­зо­вешь, од­на­ко кро­ме ру­мын, здесь про­жи­ва­ет не­мно­го ук­ра­ин­цев, рус­ских и да­же три ев­рея, о чем не без гор­до­с­ти го­во­рят пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ных вла­с­тей.

 
 Reuters

“Ни­ка­ких меж­на­ци­о­наль­ных, а тем бо­лее ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов у нас нет, и ни­ког­да не бы­ло, – ут­верж­да­ет Ма­рия Бель­че­ви­че­на, мэр го­ро­да. – Я са­ма, к при­ме­ру, бол­гар­ка. Од­на­ко знаю и ру­мын­ский, и ук­ра­ин­ский, и рус­ский язы­ки”. Бель­че­ви­че­на рас­ска­зы­ва­ет, что жи­вет здесь уже 25 лет, по­это­му мо­жет су­дить о на­ст­ро­е­ни­ях лю­дей не по­на­слыш­ке.

Го­род­ской го­ло­ва так­же уве­ре­на, что раз­го­во­ры о се­па­ра­тист­ских на­ст­ро­е­ни­ях ме­ст­ных ру­мын – вы­дум­ка. И хо­тя 70% жи­те­лей го­ро­да Гер­ца име­ют род­ст­вен­ни­ков в Ру­мы­нии, ча­с­то ез­дят ту­да по лич­ным де­лам, ни­кто из го­ро­жан не вы­ска­зы­ва­ет же­ла­ния при­нять ру­мын­ское граж­дан­ст­во.     Хо­тя пе­ре­ехать ту­да на по­сто­ян­ное ме­с­то жи­тель­ст­ва се­го­дня про­ще про­сто­го. Но с 1991 го­да та­ким пра­вом не вос­поль­зо­ва­лась ни од­на ру­мын­ская се­мья Гер­ца­ев­щи­ны.

“Вспом­ни­те, как в се­ре­ди­не 1990-х го­дов в Мол­до­ве про­ве­ли ре­фе­рен­дум сре­ди граж­дан о при­со­е­ди­не­нии к Ру­мы­нии, – го­во­рит Иван Или­ка, гла­ва Гер­ца­ев­ской рай­ад­ми­ни­с­т­ра­ции. – Оп­рос по­ка­зал, что за при­со­е­ди­не­ние вы­сту­па­ют все­го 7% на­се­ле­ния Мол­до­вы – как раз та групп­ка лю­дей, ко­то­рая и за­кру­чи­ва­ла всю се­па­ра­тист­скую по­ли­ти­ку”. Он не ис­клю­ча­ет, что ка­кой-то про­цент та­ких лю­дей есть и в Гер­ца­ев­ском рай­о­не, но по­го­ды он не де­ла­ет.

О не­же­ла­нии ме­ст­ных жи­те­лей объ­е­ди­нять­ся с Ру­мы­ни­ей, по сло­вам гла­вы рай­ад­ми­ни­с­т­ра­ции, го­во­рит и тот ку­рь­ез­ный факт, что они по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве вос­ста­но­ви­ли за­бор, раз­де­ля­ю­щий две стра­ны. По­сле окон­ча­ния де­ли­ми­та­ции гра­ни­цы и ру­мын­ская, и ук­ра­ин­ская сто­ро­ны пе­ре­ста­ли об­нов­лять двух­ме­т­ро­вые за­бо­ры, опу­тан­ные ко­лю­чей про­во­ло­кой, – не­из­мен­ный ат­ри­бут со­вет­ской гра­ни­цы. Со вре­ме­нем они об­вет­ша­ли, не­ко­то­рые об­ва­ли­лись. В ре­зуль­та­те жи­те­ли ста­ли чи­нить ог­ра­ду сво­и­ми си­ла­ми и воз­во­дить но­вые за­бо­ры. Прав­да, при­чи­ны для это­го у них бы­ли весь­ма про­за­ич­ные – ско­ти­на на вы­па­се ста­ла за­бре­дать в Ру­мы­нию, а что­бы вер­нуть ее, уже при­хо­ди­лось пе­ре­ез­жать  гра­ни­цу.

 
 Reuters

По­хо­же, что ру­мы­нам в Ук­ра­и­не жа­ло­вать­ся не на что. В том же Гер­ца­ев­ском рай­о­не с на­се­ле­ни­ем око­ло 32 ты­с. жи­те­лей 30 школ с ру­мын­ским язы­ком обу­че­ния. Все­го в Чер­но­виц­кой об­ла­с­ти 82 та­кие шко­лы. Их учи­те­ля сетуют  лишь на про­бле­му с учеб­ни­ка­ми на ру­мын­ском.

“Рань­ше у нас бы­ла воз­мож­ность по­лу­чать учеб­ни­ки из Ру­мы­нии”, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Ту­ту­на­ру, учи­тель ру­мын­ско­го язы­ка Гер­ца­ев­ско­го ли­цея име­ни Ге­ор­ге Аса­ки. По­том Ми­ни­с­тер­ст­во об­ра­зо­ва­ния за­пре­ти­ло поль­зо­вать­ся ими. Ту­ту­на­ру го­во­рит, что сей­час де­тям за­ча­с­тую при­хо­дит­ся изу­чать ру­мын­ский язык по мол­дав­ским учеб­ни­кам, из­дан­ным в Ки­ши­не­ве еще при СССР.
Каж­дый год 35 вы­пу­ск­ни­ков ру­мын­ских шко­лы Ук­ра­и­ны про­дол­жа­ют обу­че­ние в Ру­мы­нии. Столь­ко же при­ез­жа­ет от­ту­да в чер­но­виц­кие ву­зы. Так дей­ст­ву­ет меж­го­су­дар­ст­вен­ная про­грам­ма об­ра­зо­ва­тель­но­го об­ме­на. “Ес­ли на­шим де­тям уда­ет­ся най­ти ра­бо­ту в Ру­мы­нии по окон­ча­нии ву­за, то они, бы­ва­ет, ос­та­ют­ся там, но ча­ще все-та­ки воз­вра­ща­ют­ся”, – го­во­рит Ма­рия Бель­че­ви­че­на.

Кто за­ка­зал се­па­ра­тизм?

В на­сто­я­щий мо­мент ни­ка­ких тер­ри­то­ри­аль­ных пре­тен­зий Ру­мы­нии к Ук­ра­и­не на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не нет. Ведь это в пер­вую оче­редь бы­ло бы не вы­год­но са­мой Ру­мы­нии, ко­то­рая пла­ни­ру­ет при­со­е­ди­нить­ся к НА­ТО и Ев­ро­со­ю­зу. А член­ст­во в этих ор­га­ни­за­ци­ях воз­мож­но толь­ко при от­сут­ст­вии тер­ри­то­ри­аль­ных про­блем со стра­на­ми-со­се­дя­ми.

Од­на­ко ис­кра ру­мын­ско­го се­па­ра­тиз­ма на Бу­ко­ви­не тле­ет все-та­ки бла­го­да­ря по­ли­ти­кам. Да­ют о се­бе знать ли­де­ры раз­но­об­раз­ных про­ру­мын­ских ор­га­ни­за­ций, по обе сто­ро­ны гра­ни­цы. Так, в ру­мын­ском Се­на­те при­сут­ст­ву­ют пред­ста­ви­те­ли пар­тии Ве­ли­кая Ру­мы­ния, ко­то­рая, сто­ит на по­зи­ции вос­со­е­ди­не­ния Бу­ко­ви­ны и Ру­мы­нии. Хва­та­ет ру­мын­ских на­ци­о­на­ли­с­тов и в Ук­ра­и­не.

 
 Reuters

К при­ме­ру, уже не­сколь­ко лет в Чер­нов­цах вы­хо­дит на ру­мын­ском язы­ке га­зе­та Ар­ка­шул, где за­ча­с­тую пуб­ли­ку­ют­ся ма­те­ри­а­лы шо­ви­ни­с­ти­че­с­ко­го ха­рак­те­ра. “В 1997 го­ду, ког­да был под­пи­сан ру­мы­но-ук­ра­ин­ский трак­тат [ба­зо­вый до­го­вор, под­тверж­да­ю­щий не­ру­ши­мость гра­ниц по со­сто­я­нию на 1961 год], этим бы­ло по­ру­га­но на­ше на­ци­о­наль­ное до­сто­ин­ст­во, – пи­са­ло в од­ном из вы­пу­с­ков это из­да­ние. – Те, кто под­пи­сал его, не бу­дут про­ще­ны да­же в мо­ги­ле. Из-за то­го, что пре­до­ста­ви­ли Ук­ра­и­не, го­су­дар­ст­ву, чей воз­раст мож­но по­счи­тать на паль­цах двух рук, тер­ри­то­рии Ру­мы­нии, дер­жа­вы, воз­раст ко­то­рой на­счи­ты­ва­ет бо­лее двух ты­сяч лет”.

Бу­ко­вин­ские же ру­мы­ны уве­ре­ны, что  подобные за­яв­ле­ния  де­ла­ют­ся ис­клю­чи­тель­но по чье­му-то за­ка­зу. “Этих лю­дей кто-то фи­нан­си­ру­ет, и очень пло­хо, что до сих пор не­из­ве­ст­но, кто да­ет день­ги та­ким ак­ти­ви­с­там”, – го­во­рит Ар­ка­дий Опа­ец. По его мне­нию, эти дей­ст­вия при­но­сят вред как Ук­ра­и­не, так и Ру­мы­нии.

А по­ка вла­с­ти Бу­ко­ви­ны об­суж­да­ют не­про­стые во­про­сы при­гра­нич­но­го ре­ги­о­на, мо­на­хи Бан­чен­ско­го мо­на­с­ты­ря еже­днев­но мо­лят­ся за про­цве­та­ние Ук­ра­и­ны, за ее пра­ви­тель­ст­во и Пре­зи­ден­та. Мо­лят­ся на ру­мын­ском язы­ке. И уве­ря­ют, что по­доб­ной мо­лит­вы за ру­мын­ских вла­с­тей пре­дер­жа­щих в мо­на­с­тыр­ском рас­по­ряд­ке дня не пре­ду­с­мо­т­ре­но.    

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 6 марта 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.