Эксперты об обыске в Вестях: Это ошибка, граничащая с преступлением

В связи со скандалом с Вестями ряду экспертов задали вопрос: можно ли действительно считать это нападками на свободу слова и с чем могут быть связаны такие действия властей?

Утром в четверг представители налоговой милиции начали обыск в офисе издания Вести. Сотрудников из здания не выпускали. Позже стало известно, что помимо обыска в офисе, заблокированы счета ООО "Вести Масс-Медиа" и редактора издания Игоря Гужвы.

Как объяснили в Министерстве доходов и сборов Украины, такие меры были приняты в рамках расследования дела об отмывании средств. В то же время в самом издании уверены, что обыск – ни что иное, как давление на СМИ.

Комсомольская правда в Украине задала ряду экспертов вопрос: можно ли действительно считать это нападками на свободу слова и с чем могут быть связаны такие действия властей?

 

Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций:

- Если правоохранители пошли на такой шаг, то надеюсь, что обоснование будет достаточно убедительным. Иначе общество не воспримет это.

Следует дождаться объяснений силовых структур. И оно должно быть настолько обоснованным, чтобы ни у кого, в первую очередь у представителей этого холдинга, не возникло сомнений, почему они пошли на захват здания.

Если таких объяснений не последует, то, безусловно, инициаторы такого захвата должны быть наказаны.

 

Кость Бондаренко, председатель правления Института украинской политики:

- Проблема нынешней власти в том, что она не готова слышать никакие иные мнения, кроме своих. Отсюда и идея запрещать вещание российских СМИ на территории Украины, попытка фактически ввести санкции к тем каналам, которые транслируют российские сериалы, отсюда и попытка закрыть издание.

Газета может нравиться, может не нравиться, но это - СМИ. Популярность или не популярность этого издания должен диктовать рынок, а не репрессивные методы властей. Потому, думаю, то, что произошло в издании, - это ошибка, граничащая с преступлением. К сожалению, власть сегодня действуют по банальному принципу "нравится - не нравится":  не понравилось, что написали – нашлем налоговую.

 

Владимир Цибулько, эксперт аналитического центра Политика:

- Это защитные действия государства. Издание  Вести  носит более агитационный формат, чем информационный. А во время войны государство может защищаться информационно. Так что  такие действия по отношению к изданию  вполне оправданны. И то, что сейчас проходит избирательная кампания, ничего не значит, ведь что делать, если, например, газета работает на грани закона, даже во время выборов?

 

Виктор Уколов, экс-депутат, полит-консультант:

- По моему мнению, «маски-шоу» в Вестях - это неразумный шаг, который нанесет ущерб международному имиджу Украины. Нам может не нравиться контент СМИ, но мы не можем на этом основании блокировать его работу, прикрываясь налоговой.

Каждый раз перед выборами Верховная Рада принимает постановление о моратории на проведение проверок СМИ до завершения избирательной кампании. Жаль, что такое постановление не действует сейчас.

В Украине есть много газет, содержание которых мне не нравится. Некоторые из них брали деньги (я это точно знаю) и взамен дискредитировали заведомой ложью многих политиков и даже кандидатов в президенты. Ни в коем случае и ни разу извинений потом я не видел. Это касается как наших "проукраинских",  так и их "пророссийских" изданий. Вообще, это разделение является искусственным и не отражает истинной картины.

Мои взгляды, как украинского демократа, заставляют меня говорить об этом. Нельзя, убив дракона, нам самим превратиться в "драконят".

Наконец, если налоговые нарушения действительно есть, - их легко обнаружить посредством проведения налоговых проверок и после 25 мая, ведь бухгалтерская документация сохраняется.

 

 

Напомним, 22 мая около 9.00 в редакцию Вестей ворвались несколько десятков вооруженных людей в масках. Тех сотрудников, которые уже были в офисе, заблокировали на рабочих местах. Остальных останавливали на входе и внутрь не пускали. Около 14 часов адвокаты и главный редактор издания смогли со скандалом войти в помещение.