Корреспондент: Петр пятый. Возможен ли союз между Порошенко и Тимошенко

От Порошенко и Тимошенко ждут конфронтации. Но экс-премьер, скорее всего, займет выжидательную позицию. Более того, досрочные выборы в Раду могут привести к временному союзу между давними соперниками, - пишет Дмитрий Русин в №21 журнала Корреспондент за 30 мая 2014 года.
Корреспондент

Петр Порошенко пришел к главному посту в государстве благодаря революции, как и его кум и бывший политический партнер Виктор Ющенко. На старт президентских полномочий оба выходили с огромным багажом доверия избирателей.

Ющенко за пять лет у власти смог сбить свой рейтинг до 5,5 % на выборах 2010 года. Считается, что первой ступенью на этом пути стал конфликт в 2005-м между окружением президента с Юлией Тимошенко, которая на посту премьера не хотела уступать кому-либо власть и влияние.

В 2014 году Тимошенко была готова к проигрышу, но не готова к такому результату, говорят соратники экс-премьера. В ночь выборов в штабе Тимошенко это сильно бросалось в глаза: во время выступления она с трудом скрывала дрожь в голосе, а общение с прессой отложила до лучших времен. Но силы признать выбор украинцев в себе нашла.

“Демократические и честные выборы состоялись”, — заявила она после того, как эксит-поллы сообщили неутешительные для нее данные.

Оспаривать итоги выборов в штабе бывшей узницы не собираются.

“При таком результате это станет политическим самоубийством”, — поясняет источник из окружения лидера Батьківщини.

В мир между Тимошенко и Порошенко, особенно после их конфликта в 2005-м году, никто не верит.

“Зная Юлию Владимировну [Тимошенко], могу предположить, что сейчас она выдержит паузу и будет ждать ближайшего подходящего случая — ошибки президента”, — уверен собеседник Корреспондента.

Поводов может быть много: военные действия на юго-востоке, отношения с Россией, внутриполитические инициативы будущего гаранта. Но первые скандалы могут случиться уже при назначении новых глав областных администраций, министров силового блока и МИДа, руководства СНБО и Администрации президента.

У Тимошенко предполагают, что в их число войдут люди, близкие к олигархам, или представители прошлой власти, что даст повод для критики в адрес Порошенко.

Принуждение к миру

О широкомасштабной войне между политиками речь пока не идет.

“На уровне кадровых назначений будет критика, но не война. Надо пережить “медовый месяц” президента, а когда рейтинг Порошенко будет падать, Тимошенко начнет ему помогать в этом”, — говорит директор Института украинской политики Кость Бондаренко.

Воинственная политика Тимошенко по отношению к Порошенко во время избирательной кампании показала свою непродуктивность.

“В обществе на фоне войны на востоке сейчас есть запрос на созидание”, — поясняет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Оба лидера заявляют о европейском векторе развития и воспринимаются как политики из одного лагеря. Это еще одна преграда для разворачивания между ними конфликта.

“Любой, кто развернет внутреннюю войну на уничтожение, будет считаться поджигателем”, — уверен Карасев.

Не останутся в стороне и западные политики.

“Они будут активно отговаривать Тимошенко от конфликта”, — предполагает директор Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко.

Попытаются отговорить своего лидера от конфронтации и однопартийцы. “Партия войны” в Батьківщині существует, но тех, кому противостояние не нужно, довольно много. Не настроены пока воевать и у Порошенко.

“Сейчас надо думать об усилении власти, расставить кадры, а о Юлии Владимировне и отношениях с ней следует думать в последнюю очередь. Да и силы у нее уже не те, что раньше”, — заявил Корреспонденту один из депутатов от УДАРа, главной пока опоры Порошенко в парламенте.

Открытый конфликт пока не в интересах ни Тимошенко, ни Порошенко. Противостояние между ними начнется, но проходить оно будет “под ковром”. При этом все также констатируют, что экс-премьер воспользуется любым удобным случаем, чтобы ополчиться на президента.

“Оппозиция — это ее природная стихия. Такой у нее нрав”, — считает Бондаренко.

Бес силы

“Порошенко заинтересован в ослаблении Тимошенко и сделает все от него зависящее, чтобы это произошло”, — уверен Фесенко. 

Поэтому основной задачей для лидера Батьківщини в ближайшее время станет усиление собственного влияния. Сейчас похвастать этим она не может.

“[Главу МВД Арсена] Авакова президент точно “уйдет”, наших губернаторов тоже”, — считают в Батьківщині.

В партийной фракции тоже не все гладко. Она хоть и самая крупная — 88 человек, — но значительная часть депутатов давно ориентированы на других политиков и работают с ними.

“Трудно сказать, сколько сейчас у Тимошенко людей, — ближайшие заседания Рады покажут расклад сил, но практически это те, кто был с ней в штабе в ночь выборов”, — говорит источник в партии.

Почти половину фракции Батьківщини в настоящее время можно назвать людьми премьера Арсения Яценюка. Еще более десятка депутатов давно равняются на Порошенко. Последние могут выйти из состава фракции на ближайшем заседании, чтобы создать отдельную фракцию “под президента”. Об этом в кулуарах Верховной Рады говорили задолго до выборов.

Под большим сомнением оказалось возвращение в Батьківщину спикера Александра Турчинова и Яценюка. Оба приостановили членство в партии, чтобы избежать обвинений в применении админресурса в пользу кандидата в президенты Тимошенко. Но восстанавливать членские билеты они не спешат.

Слухи о размолвках между Турчиновым и Тимошенко активно обсуждаются в коридорах парламента и правительства. Якобы у лидера политсилы накопилось много вопросов к своему заму: от формирования списка Батьківщини на выборах и замалчивания ее позиции во время заключения и до расходов партийной кассы. Турчинов, кстати, в отличие от Яценюка даже не приехал в штаб Тимошенко в ночь выборов.

“Турчинов не подпускал ее к власти, к принятию решений”, — поясняет источник причину последних конфликтов.

“Он больше слушался западных политиков, чем Тимошенко”, — добавляет Фесенко.

Но оба считают, что о “разводе” между ними говорить пока рано.

У премьера тоже есть нестыковки с Тимошенко.

“Он [Яценюк] не против начать свою игру. Думаю, что его юристы нашли способ, как сохранить Фронт змін”, — говорит Фесенко, напоминая, что партия до сих пор не снята с регистрации.

На серьезный альянс между Порошенко и Яценюком рассчитывать не стоит, но попытки отколоть премьера от Тимошенко для автономного плавания предприниматься будут.

“Он [Порошенко], еще помнит, кто недавно написал изменения в Конституцию, которые еще больше ограничат его права”, — поясняет Фесенко.

С участков на бал

Тимошенко приняла решение о подготовке к досрочным парламентским выборам.

“В партии есть приказ не сворачивать штабы, а ждать досрочных выборов депутатов”, — говорит источник в Батьківщині.

Правда, попасть в Раду Тимошенко может и в качестве мажоритарного депутата. Сейчас есть два свободных округа — в Одессе, где баллотировался Игорь Марков, и в Ивано-Франковске, где избирался вице-премьер Александр Сыч. По информации Корреспондента, они рассматривались как запасной вариант для Тимошенко.

Роспуск действующего парламента — единственное, что пока может спровоцировать появление временного союза между двумя соперниками.

Проведению перевыборов сопротивляются Партия регионов, которая однозначно потеряет в весе, и мажоритарные депутаты, которым придется искать места в списках, так как выборы в округах отменят. Недовольны даже депутаты, вступившие в феврале в коалицию, ведь им придется тратиться на избирательную кампанию. Поэтому Тимошенко и Порошенко оказываются естественными союзниками в этом вопросе.

Перевыборы Рады для Тимошенко более предпочтительны, считает Фесенко. Предыдущая фракция формировалась без ее участия, а в новом парламенте она получит полностью контролируемую ею фракцию. Ради такого экс-премьер будет готова выступить вместе с Порошенко.

Размеры новой фракции Батьківщини будут значительно скромнее, а соответственно, и шансы возглавить коалицию.

К тому же выборы обозначили новых лидеров на оппозиционном поле — Олега Ляшко и Анатолия Гриценко, с которыми Тимошенко тоже придется конкурировать. Но даже если в новом парламенте экс-премьеру удастся сформировать свою коалицию, то премьерства ей все равно не видать.

“Это путь в 2005 год и очередные раздоры. Порошенко на это никогда не пойдет”, — уверен Фесенко.

Правда, по мнению Карасева, Тимошенко может успешно бороться против президента, даже если парламент не переизберут.

“Чем дальше, тем больше будет недовольных депутатов, из которых можно будет сформировать антипрезидентскую коалицию”, — прогнозирует эксперт.

Сейчас и Тимошенко, и Порошенко публично заявляют о необходимости роспуска парламента.

“Каким образом это будут делать — вопрос десятый. Главное, чтобы он [Порошенко] хотел этого”, — говорит один из депутатов от УДАРа.

Сомнения в необходимости роспуска могут возникнуть, если противникам этого удастся убедить президента создать большинство на основе действующих фракций и депутатов.

“Такой вариант будет предлагаться Порошенко”, — полагает Фесенко.

Подобная попытка концентрации власти может быть понята Тимошенко как личное оскорбление и вызвать из прошлого дух соревновательности между политиками, как это было после оранжевой революции. С той лишь разницей, что теперь в случае обострения политического конфликта вместе с правительством в небытие может уйти вся страна.

Как не стать Ющенко. Корреспондент поинтересовался у участников конфликта 2005 года, так называемых «любих друзів», что должен делать Петр Порошенко, чтобы избежать судьбы экс-президента  Виктора Ющенко

Роман Зварыч, министр юстиции в правительстве Юлии Тимошенко  в 2005 году:

Петр Алексеевич [Порошенко] имеет все необходимые данные. Он сильная личность, он политику понимает, варится в ней, в хорошем смысле этого слова, и понимает, каковы могут быть последствия даже маленького обмана украинского народа.

Ему нужно создать сильную команду, которую он не будет сдавать. Одно из обстоятельств, которое привело к провалу Ющенко, — имея сильную команду, он ее цинично бросил. Люди видели это и понимали, что на этого человека нельзя положиться.

Порошенко правильно делает, что умалчивает кадровый вопрос даже перед своим окружением. Вспомните, какие спекуляции были вокруг будущих должностей в 2005 году еще задолго до окончания выборов и инаугурации Ющенко. Они как раз и заложили ту бациллу, которая начала разносить нас в разные стороны.

Александр Третьяков, руководитель кабинета президента Украины в 2005 году:

Порошенко ответственный человек, который держит свое слово, — это его принципиальное отличие от Ющенко. Поэтому он никак не может стать Ющенко-2. Его главное отличие от Ющенко и от Януковича в том, что он трудоспособный человек.

Он должен выполнять основной лозунг, с которым побеждал Ющенко: Не словом, а делом. Я абсолютно уверен, что Порошенко на деле докажет, что он достоин быть президентом Украины.

И главное, чего он не должен делать, — это обманывать общество. Не так важно, с каким политиком из какого лагеря он общается. Главное, чтобы Порошенко не проводил сепаратных переговоров и информировал общество о происходящем. Я не имею в виду вопросы государственной тайны, то, что касается обороны, СБУ.

Давид Жвания, министр МЧС в правительстве  Юлии Тимошенко в 2005 году,  народный депутат:

Сравнивать Ющенко и Порошенко невозможно — они антиподы. Ющенко поднимал руку раз в полгода, а скорость принятия решений у Порошенко — ежеминутная. У них разная эффективность.

Он [Порошенко] должен не только решить проблему войны на востоке, вернуть Крым — это само собой разумеется. Самое главное, что он должен делать, — это то, что [свергнутый президент] Виктор Янукович обещал и не делал. Так получилось, что Порошенко придется реализовать лозунг Януковича — Стабильность и процветание.

***

Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 30 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.