Плахтий: Мы первые на рынке сделали полноценное мобильное приложение по продаже билетов

Основатель агентства Karabas рассказал об особенностях работы в бизнесе по продажам билетов в Украине.

Основатель агентства по продаже билетов karabas.com Максим Плахтий рассказал bigmir)net, как он из обычной компании сделал самый крупный оператор в восточной Европе. 

Читай также: Интервью с Mars Hopper: кто даст денег на украинский марсоход

Максим, как вы создали такое крупное билетное агентство? Были ли камни преткновения?

Создание бизнеса - это всегда большой труд. В первую очередь нужно привыкнуть к рискам, особенно с нашей социально-политической нестабильностью, во вторую – очень важно не потерять энтузиазм и веру в дело, когда сталкиваешься с большим количеством трудностей.

Это был  2010-й год. Я пришел в бизнес по продаже билетов случайно, до этого работал в сфере IT. Началось с того, что нам один из крупных билетных операторов заказал разработку автоматизированной системы по продаже билетов на развлекательные мероприятия на базе нашего программного комплекса FrontManager, а позже мы получили эту компанию за долги.

В тот момент, когда я попал на рынок, электронных билетов почти не было. То есть необходимой инфраструктуры, чтобы заказать билет на сайте, оплатить его картой, получить на почту и попасть в зал на концерт – такого сервиса в Украине не существовало.

Более того, подсчет билетов шел вручную, по “корешкам“ (отрывной части билета).

Читай также: Плахтий: Как концертный рынок Украины за год вырос в пять раз

Мы взялись за построение такой инфраструктуры и сейчас продавцы билетов, залы и организаторы мероприятий находятся в едином билетном поле.

Внедрить электронный билет на государственном уровне стало возможно, когда страна начала готовиться к Евро-2012. Вот тогда государство этим вопросом озаботилось   –  решили  создать возможность продажи электронных билетов, чтобы гости Украины могли купить билеты онлайн. Мы выиграли конкурс, который проводило Министерство культуры. Выиграли сами, за счет качества продукта. Кстати, наша компания сертифицирована по стандартам качества ISO 9001.

Это помогло убедить и воочию доказать государственным театрам, что электронные билеты – это просто и удобно.

В коммерческом секторе нам было проще, хотя, конечно, были организаторы, которые боялись перемен.

В итоге за 4 года серьезных усилий мы сделали электронный билет на концерт обычной частью жизни.

Читай также: Без посредников. Как Укрзализныця будет продавать билеты онлайн

Сейчас  у нас другой вызов – мы первые на рынке сделали полноценное мобильное приложение по продаже билетов на концерты и предлагаем рынку мобильный билет. Это еще более удобная функция – этот билет не нужно распечатывать, его достаточно показать с экрана смартфона на входе на мероприятие. По сути, мы подошли к новому этапу в билетном бизнесе.          

Кто является вашим основным конкурентом?

Если говорить в масштабах страны, то конкурентов у нас нет, мы являемся единственным всеукраинским билетным оператором. Также у нас есть стратегические партнеры - Ощадбанк и Приватбанк, в отделениях которых любой желающий может купить билет и которые покрывают всю Украину.

А вот если говорить о каком-то конкретном городе, то да, тут локальные билетные операторы составляют нам конкуренцию, иногда очень успешно.

Как делите с ними артистов? Возможно, действуете по принципу: кто больше платит, к тому и едет артист?

С артистами работают промоутеры и концертные агентства. Мы же работаем с промоутерами и подключаемся уже на этапе продажи билетов на концерт. Часть мероприятий продается у нас эксклюзивно, часть продают все билетные операторы.

Читай также: В Киеве будут продавать билеты в театры и музеи через интернет

Как часто продажи билетов не окупают расходы на организацию концерта?

Это тоже вопрос к концертным агентствам. Насколько я знаю, достаточно часто концерты не окупаются. При этом даже прошедший с аншлагом концерт не гарантирует повторного аншлага в будущем. Все подобные риски несет на себе промоутер. Поэтому в отрасли существует некий дисбаланс рисков и повышенная нагрузка на организаторов. К сожалению,  у нас нет механизмов кредитования или страхования и рассчитывать промоутеры могут либо на свои инвестиции, либо на средства от продажи билетов.

Сколько часов в день нужно работать, чтобы удержать в работе такое крупное агентство?

Не менее 12-ти. И в субботу и воскресенье часто тоже. Многие думают, что владельцы бизнеса наслаждаются жизнью, ничего не делая, но это миф, реально приходится много работать, а иногда очень много.

Что нужно знать и уметь, чтобы работать в Карабасе?

Читай также: В Словении установили первый банкомат биткоинов

Все зависит от позиции, на которую вы претендуете. Но в любом случае нужно разбираться в электронной коммерции, очень любить концерты и быть готовым работать в то время, когда все другие отдыхают.

Почему мы не можем привезти в Украину, например, Чета Фейкера, Beyonce, Rolling Stones и тд?

Причин несколько. Во-первых, у западных артистов действительно очень высокие гонорары в евро, учитывая сегодняшний курс, стоимость билета становится запредельно высокой.

Во-вторых, все-таки на территории Украины зона военного конфликта и этот факт останавливает менеджмент групп. В-третьих, отсутствие большой концертной площадки. Мы все видели концерт-холл в Швеции, в котором проходило Евровидение. У нас нет ничего подобного, такой зал обязательно нужно строить в Киеве. НСК “Олимпийский” отличный стадион, но его спроектировали без закрывающегося купола и, к сожалению, он функционирует только летом. Так что, учитывая гонорары и райдеры западных звезд, провести концерт и получить прибыль организаторам достаточно сложно.