Звезды-реформаторы: кто и почему не смог изменить Украину

После Евромайдана в обществе были значительные надежды на приход новых лиц и проведение реформ. ВВС Украина напоминает, сколько было и сколько еще осталось реформаторов в постмайданной украинской власти.

Виталий Червоненко

ВВС Украина

В первом постреволюционном правительстве Арсения Яценюка людей оказалось мало, но уже во втором - появились натурализованные иностранные министры-реформаторы, как их тогда называли в прессе.

На высокие должности во власть стали приходить молодые и амбициозные украинцы из бизнеса, а также - так называемая грузинская команда Михеила Саакашвили.

Однако к концу ноября 2016 года в силу различных обстоятельств почти все они ушли из власти.

Незадолго до третьей годовщины начала Революции достоинства покинула должность одна из последних звезд-реформаторов - Хатия Деканоидзе.

"Министры-варяги"

После парламентских выборов в октябре 2014 года в новое правительство Арсения Яценюка попал ряд министров, которые ранее имели иностранное гражданство.

Тогда эту инициативу продвигал глава администрации президента Борис Ложкин.

Министром финансов стала гражданка США Наталья Яресько, которой президент предоставил украинское гражданство.

Яресько была представителем украинской диаспоры и много лет работала в бизнесе в Украине.

Она стала одной из ключевых фигур в правительстве, именно ей эксперты приписывают достижение Украиной договоренности о реструктуризации иностранного долга.

Весной 2016 года именно Наталью Яресько рассматривали как потенциальную замену премьеру во главе "правительства технократов". Однако этого не произошло из-за политических договоренностей, и с апреля 2016 она ушла из власти.

Министром здравоохранения в конце 2014 года стал один из первых грузин в украинской власти Александр Квиташвили.

Но ему не удалось провести существенных реформ в министерстве. Очень быстро у него возник конфликт с профильным комитетом Рады по здравоохранению, и они обвиняли друг друга в плохой работе.

Уже летом 2015 года министр заявил об отставке. Однако Верховная Рада так и не смогла его уволить, и он доработал до конца каденции второго правительства Арсения Яценюка.

За последние два года в сфере здравоохранения было несколько реформаторских шагов - передача государственных закупок лекарств структурам ООН и отмена лицензирования в Украине лекарств с регистрацией США, ЕС, Японии и Канады.

Министерство стало настолько скандальным, что в правительстве Гройсмана до сих пор нет полноценного министра здравоохранения. В июле 2016 года исполнять обязанности назначили канадку украинского происхождения и волонтера Ульяну Супрун. На утверждение Рады ее кандидатуру так и не выносили.

Команда Prozorro

Министром экономики в декабре 2014-го стал до этого гражданин Литвы Айварас Абромавичус, который долгое время работал в Украине.

Он попытался собрать команду молодых украинских реформаторов, в том числе и Максима Нефедова, на должности заместителей.

Одной из крупнейших заслуг министерства стал запуск системы электронных закупок Prozorro, работу которой курирует Нефедов.

Также заместителями министра стали Юлия Ковалив и Наталья Никольская, которых называли частью "команды реформаторов".

В феврале 2016 года Абромавичус подал в отставку из-за политического давления и обвинил политиков в попытках лоббировать назначения в министерстве.

При этом Макс Нефедов сохранил свой пост и в новом правительстве Гройсмана, продвигая систему электронных закупок.

Юлия Ковалив осталась первым заместителем министра, сохранила должность и Наталья Никольская.

Поляки на транспорте

Во втором правительстве Арсения Яценюка реформатором часто называли министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.

Он доработал до конца работы правительства, однако заявлял об отставке из-за недостаточной платы членам команды, которые пришли реформировать ведомство.

Пивоварский основал конкурсы на ключевые предприятия транспортной отрасли.

В новом правительстве Владимира Гройсмана министром инфраструктуры стал Владимир Омелян, при котором завершили конкурс на нового руководителя "Укрзализныци". Им стал известный польский менеджер Войцех Бальчун.

Впоследствии службу автомобильных дорог возглавил еще один поляк Славомир Новак, который обещает реформировать дорожную отрасль.

Команда Саакашвили

С декабря 2014 года начался приход бывшей грузинской команды Михеила Саакашвили в украинскую власть.

Вслед за Александром Квиташвили в середине декабря первым заместителем главы МВД стала один из идеологов грузинской реформы полиции Эка Згуладзе.

Ее основной задачей был запуск реформы милиции, в том числе создание новой патрульной службы.

Впоследствии к ее команде присоединилась и Хатия Деканоидзе, которая осенью 2015 года и возглавила Национальную полицию.

После запуска патрульной службы и создания национальной полиции Эка Згуладзе отошла от дел и уволилась в апреле 2016 года.

Хатия Деканоидзе возглавляла Национальную полицию больше года.

Хотя многие аспекты реформы, в частности переаттестацию, некоторые эксперты критиковали, именно реформу полиции называют одной из самых заметных в Украине со времен Майдана.

Деканоидзе уволилась через несколько дней после отставки Саакашвили, пожаловавшись на политическое давление.

Еще один давний соратник Михеила Саакашвили Давид Сакварелидзе в феврале 2015 года стал заместителем Генерального прокурора.

Сначала он пытался получить должность руководителя антикоррупционного бюро, однако не смог выиграть конкурс.

В генеральной прокуратуре он запомнился делом "бриллиантовых прокуроров", идеологом которого был с Виталием Касько.

Также по совместительству он был прокурором Одесской области, когда туда пришел Михеил Саакашвили.

Весной 2016 года и Сакварелидзе, и Касько ушли из прокуратуры после конфликтов с тогдашним руководителем ведомства Виктором Шокиным.

Сам Михеил Саакашвили получил официальное назначение на должность губернатора Одесской области в конце мая 2015 года.

Руководителем полиции области у него сразу стал его бывший соратник Гиорги Лорткипанидзе.

Работа Саакашвили сопровождалась постоянными скандалами и обвинениями чиновников в коррупции. Заявив об отставке на прошлой неделе, он раскритиковал и президента Петра Порошенко.

Одновременно с отставкой Саакашвили уволился и глава областной полиции, а впоследствии - и глава Одесской таможни Юлия Марушевская.

Остатки грузинского десанта

Почти вся команда Саакашвили покинула власть, но несколько кадров продолжают работать.

В апреле 2015 года года один из бывших руководителей прокуратуры Грузии Гизо Углава получил украинское гражданство и стал первым заместителем руководителя Национального антикоррупционного бюро.

Углава не был участником политических скандалов в Украине и не стал публичной фигурой.

Он курировал работу детективов вновь созданного антикоррупционного органа и получал высокие оценки работы от руководителя бюро Артема Сытника.

Однако и под ним недавно начало шататься кресло.

Полная независимость НАБУ является ключевым требованием США, ЕС и даже МВФ для получения очередного транша кредита.

Артем Сытник не намерен увольнять подчиненного, однако 4 ноября он пожаловался, что кое-кто пытается уволить его оригинальным способом - лишить гражданства Украины через суд.

Еще один бывший грузинский чиновник Гия Гецадзе с февраля 2015 года работает заместителем министра юстиции Украины.

В министерстве он отвечает за борьбу с коррупцией и координацию взаимодействия с международными организациями.

Михеил Саакашвили уже заявил о создании своего партийного проекта, где, как ожидается, могут оказаться его соратники с украинскими паспортами.