70 лет операции Висла: как "окончательно решили украинский вопрос"
Украинцев переселяли, чтобы ликвидировать УПА
28 марта 1947 года военные УПА в бою у села Яблоньки, на юго-востоке современной Польши убили заместителя Министра обороны генерала Кароля Сверчевського. Это стало поводом для Центрального комитета Польской Рабочей партии (ЦК ПРП) организовать оперативную группу Висла, которая в течение трех месяцев занималась ликвидацией УПА, арестовывала всех подозреваемых в сотрудничестве с подпольщиками и конвоировала гражданских.
В состав Вислы вошли 7 дивизий численностью более 20 тысяч военных, которые пользовались новейшими средствами связи и поддержкой разведывательной авиации. Им противостояли 2000 повстанцев. Такое соотношение наводит историков на мысль, что оперативную группу создали не только для борьбы с УПА.
Ровно через месяц после убийства генерала в украинские дома пришли военные с требованием собираться. Так началась акция выселения, охвативший территорию Лемковщины, Надсяння, Холмщины и Подляшья.
Переселяли все украинские и смешанные семьи. Военные забирали бывших коммунистических партизан, членов Коммунистической партии Западной Украины, Польской Рабочей Партии и Управления Безопасности украинской национальности.
Борьба с подпольщиками отошла на второй план. Поляки выселяли из населенных пунктов, располагавшихся вдали от очагов Украинской повстанческой армии.
%img2giant%
Украинцы собирались несколько часов
Официально власти давали населению день-два для выезда, но на самом деле украинцы собирались в течение нескольких часов.
Военные приходили в село под утро и уже в обед конвоировали переселенцев к железнодорожной станции. Поляки делали все засветло, чтобы избежать засад УПА.
Украинцы наскоро собирали две разрешенные повозки движимого имущества и покидали дома. Тем, у кого не было своих лошадей, помогали солдаты.
“15 июня 1947 года село окружило войско. 4 часа на подготовку и в путь. Куда? За что? Умоляли, просили - ничего не помогало. Вывезли“ - так кратко описывает те события житель Холмщины Яков Самощук.
Читай также: В Польше назвали законным снос памятника воинам УПА
Переселяли беременных женщин и больных детей, которым приходилось спать на сырой земле, говорилось в рапорте ЦРУ от 11 июня 1947 года. Американцы предполагали, что людей “эвакуировали из-за бесчинств украинского подпольного движения“. Переселенцы просили не одежду или еду, а только молиться за них.
В примитивных санитарных условиях товарных вагонов, рядом с живым “инвентарем“, путешествие переселенцев продолжалось в среднем от трех до семи дней, а иногда еще дольше.
Запечатанные конверты определяли конечный пункт назначения
Читай также: Польские СМИ: Найдены документы УПА с указаниями убивать поляков
По прибытии к месту назначения военный комендант эшелона передавал переселенческими органам запечатанные конверты с характеристиками семей. Согласно директивам, семьи, подозреваемые в сотрудничестве с УПА, селили отдельно, а другие - так, чтобы их численность не превышала 10% от местного польского населения. Украинцев не селили в приморской и пограничной зонах, а также вблизи воеводских городов.
Известно, что 8 августа отправился последний транспорт с 97-ю украинцами и через четыре дня прибыл в город Бялогард. Вместе с тем, приказ о роспуске оперативной группы Висла министр обороны издал еще 31 июля.
Одновременно с переселениями и конвоированием, в Сяноце, Ряшеве и Перемышле работали военные “чрезвычайные суды“, которые приговаривали к смерти за сотрудничество с УПА. С мая по август они вынесли 173 смертных приговора.
Читай также: Украина приостановила легализацию польских памятников
В концлагере Явожно для заключенных проводили “украинские процессии“.
Главным распределительным и контрольным пунктом был Освенцим, через который шли почти все поезда с востока на запад и север. Отсюда жители одной деревни могли разъехаться в разные местности, удаленные на сотни километров. Здесь жестоко допрашивали и при малейшем подозрении в сотрудничестве с УПА потправляли в Явожно.
Крестьяне составляли наибольшую часть узников этого лагеря. Их арестовывали по несколько десятков человек по принципу коллективной ответственности, иногда за колючую проволоку отправляли целые семьи вместе с женщинами и детьми. Среди арестованных были греко-католические и православные украинские священники, учителя, врачи. Некоторые попадали в плен за попытку вернуться с запада на родные земли.
Заключенных периодически грубо допрашивали ,применяя электрический ток, или запирали на несколько дней в бетонных бункерах. Особенно жестокими были “украинские процессии“ во время которых арестованных толкали сквозь шеренги солдат, и те били их палками. Такие экзекуции проводили в дни самых популярных церковных праздников, в том числе 12 июля, в день святых Петра и Павла.
Лишенные языка, веры и имущества
Коммунистическая власть не скрывала свою цель полной ассимиляции переселенцев в новой польской среде, а потому запрещала употреблять по отношению к ним слово “украинец“.
Понимая глубокое значение церкви в жизни переселенцев, поляки преследовали греко-католических священников, не позволяли создавать приходы, а верующих направляли в римско-католических костелы. Православные христиане также находились в сложной ситуации, в частности в Ольштынском воеводстве они не владели ни одним религиозным объектом.
Переселенцы попали в неблагоприятные материальные условия. Несмотря на обещания правительства предоставить зажиточные хозяйства, которые оставили немцы, они часто селились по несколько семей в полуразрушенных домах.
Читай также: Будущее взаимоотношений Варшавы и Киева под вопросом - Качиньский
Через несколько лет, во время политической оттепели, некоторым украинцам повезет вернуться на родные земли. Однако, лишенные юридических прав, они смогут только выкупить собственные хозяйства.
Поляки враждебно относились к украинцам. Вислу не осудила даже католическая церковь. По мнению доктора исторических наук Игорь Ильюшина, организовав эту акцию, непопулярные коммунисты подыгрывали антиукраинским настроениям и пытались понравиться полякам.
Акция Висла “окончательно решила украинский вопрос“ - именно такую задачу зафиксировали министры общественной безопасности и национальной обороны в совместном проекте весной 1947 года.