Остановки по требованию

Фото предоставлено автором

К старости у режиссера Тони Скотта обнаружилась трогательная любовь к рельсам и вагонам. Не прошло и года, как он выпустил экшен Опасные пассажиры поезда 123, в котором персонаж Дензела Вашингтона срывал коварные планы злодеев насчет нью-йоркской подземки. В новом фильме Скотта, Неуправляемый, на перроне все те же плюс молодой артист Крис Пайн (капитан Кирк из ремейка Стар Трека), чья модельная внешность вступает в диссонанс с интерьерами железнодорожного депо.

Локомотив, в кабине которого переругиваются люмпен-инженер со стажем (Вашингтон) и только окончивший курсы по вождению машинист (Пайн), преследует "три семерки" - грузовой состав с ядохимикатами, обхитривший управление железной дороги штата Пенсильвания и мчащийся с крейсерской скоростью по направлению к крупному населенному пункту, чтобы там сойти с рельс и красиво взорваться. Прицепом к погоне идут вдовство инженера и семейная драма машиниста, разыгравшаяся из-за пары sms, - правда, в этом случае никому нет дела до душевных терзаний героев.

Безрассудство и юношеский задор, с которыми режиссер вбухивает $ 100 млн в игру в паровозики, вызывает восхищение и вселяет надежду, что в следующей картине он сможет обойтись совсем без людей.

Ремесленник высшей категории Тони Скотт наделяет одушевленными чертами груду штампованного железа, так что больше всего сочувствуешь сбежавшему поезду, особенно когда взвод полицейских открывает по нему стрельбу из ружей. "Три семерки" сметает заграждения, крошит вагоны, веселит детей, пугает лошадок, сердито скрежещет колесами и бряцает цепями в экстренных выпусках новостей. Прямой, как стрела, и предсказуемый, как траектория веселых горок, фильм пролетает на одном судорожном вздохе.

Безрассудство и юношеский задор, с которыми режиссер вбухивает $ 100 млн в игру в паровозики, вызывает восхищение и вселяет надежду, что в следующей картине он сможет обойтись совсем без людей. Примерно того же мнения, что без многих людей мир стал бы только гармоничнее, придерживаются авторы мистического триллера Дьявол.

Становится понятно, что шутить они не намерены, когда на экран под раскаты симфонического оркестра обрушиваются перевернутые вверх тормашками небоскребы Филадельфии, а камера через дымоход одного из них залетает в темную шахту.

Над городом сгущаются грозовые тучи. Кто-то неизвестный выбрасывается из окна бизнес-центра. Спустя пару часов в лифте той же высотки застревают пятеро: негр-охранник, торговец матрасами, дамочка при деньгах, сварливая дама постарше и парень с навыками технаря. После того как в лифте проливается первая кровь, полиция присылает в здание детектива с алкоголическим прошлым. Исчерпав все попытки найти разумное объяснение происходящему, детектив сдается на милость набожного мексиканского секьюрити, который увидел на записи с камеры наблюдения дьявольский оскал.

В Дьяволе проговаривают важную, пусть и не особо оригинальную мысль, что ад - это, вероятно, не раскаленные угли с чертями, а, скорее, набор бытовых вещей, к которым многие уже успели привыкнуть. Закольцованная фоновая музыка в режиме ожидания в телефонной трубке. Диспетчеры в аварийных службах, третий час подряд советующие набраться терпения и не волноваться.

Даудл, паразитировавший в своих предыдущих работах на открытом Ведьмой из Блэр жанре мокьюментари из преисподней, в Дьяволе освоил искусство простых манипуляций.

Режиссер Джон Эрик Даудл успешно мешает в одну кучу сверхъестественное и земное, Экзорциста и Агату Кристи и скромно встраивается со своей картиной в один ряд с лучшими герметичными триллерами где-то между первой Пилой и хичкоковской Веревкой. Из него вообще получился куда более убедительный Альфред Хичкок, чем из сопродюсера и автора идеи фильма М. Найта Шьямалана (Шестое чувство, Знаки), который в последние годы превратился из киновундеркинда в объект насмешек.

Даудл, паразитировавший в своих предыдущих работах на открытом Ведьмой из Блэр жанре мокьюментари из преисподней, в Дьяволе освоил искусство простых манипуляций. Черный экран страшнее самой жестокой сцены. Из-за унесенной ветром кепки останавливается сердце. Падающий с 50-метровой высоты кусок стекла заставляет зажмуриться и вжаться в кресло.

Оператор Молчания ягнят и главных шьямалановских хитов Так Фудзимото совершает своей камерой такие кульбиты, будто в нее действительно вселилась нечистая сила. Дьявол, чего уж там скрывать, изрядно действует на нервы, и после сеанса выходишь из зала если не верующим, то как минимум верящим в то, что в случае чего в лифт лучше не садиться.

Алексей Тарасов - кинокритик

***

Эта колонка опубликована в №45 журнала Корреспондент от 26 ноября 2010 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua