Викиликс, Астерикс и Обеликс против Цезаря
Как у современной войны, теперь вместо бортового номера есть имя, фамилия и фотокарточка с семьей в кармане, так и у международных отношений вместо абстрактного "национального интереса", сегодня тоже есть имена, фамилии и даже, как оказалось, клички. Маршалл Маклюен (канадский исследователь коммуникации), в связи с появлением телевидения написавший про "глобальную деревню" - безвозвратно устарел. Сегодня мы в буквальном смысле живем не в деревне, а одной квартире, а за обедом всем миром обсуждаем последние новости и сплетни друг о друге. Мир сжался до предела.
Мы в Украине должны еще раз вспомнить, что по шкале времен, наш мир давно прошел аграрную эру, эру ремесел, индустриальную эру, эру услуг и сейчас находится в эре коммуникации. Судя по политической рекламе и лозунгам в 2010 году, кажется, наши партийные лидеры искренне уверены, что в Украине еще эра услуг не наступила.
А тем временем, каждый новый информационный скандал застает Украину врасплох: история с "Кольчугой", пленки Мельниченко, раз за разом проигранные авиа-заводом им.Антонова международные тендеры из-за "появившейся в прессе информации…", "газовые" публикации в европейской прессе.
Викиликс - это своего рода экзамен на знание предмета "Современная информационная культура".
Как реагировать на подобную "утечку"? Проводить "DDOS-атаку"? В судебном порядке требовать лишения хостинга? Преследовать автора сайта через силовые ведомства? Публично угрожать ему расправой "во имя безопасности"? Все отрицать, как россияне? Или наоборот - приветствовать, как турки?
Во-первых, нужно научиться не допускать самого факта начала информационной войны. Если война, пусть и информационная - это значит, что уже опоздали. Особенно это касается Украины с ее "готовностью" к современным информационным отношениям.
В современном мире, хотят этого правительства или нет, правду надо легализовать. Это в итоге - дешевле, чем потом проводить "специальные контр-меры".
Во-вторых, нужно понимать, что преследование "плохих" авторов сайта в качестве противодействия будет носить локальный, а не системный характер. Интернет в мобильном телефоне, по сути, снял гриф секретности с большинства "закрытых совещаний". Теперь о "секретных" решениях, например в штабе партии или в парламентской фракции любой страны мира, может стать известно всему Интернет сообществу в течение 20-30 минут. Нет столько юристов на планете, чтобы угнаться за всеми потенциальными утечками информации.
Преследование "свободных медиа" - все равно, что ввод антиалкогольного "сухого закона". Другими словами - это, по сути, имитация борьбы, т.к. спрос остается. Как сказал недавно Леонид Парфенов, "страх вызывает не то, что журналист написал, а то, что на эту информацию есть спрос". Если у миллионов или даже миллиардов людей есть спрос на правду, значит правда - это ликвидный товар.
Значит, властям имеет смысл не трястись от страха, а самим наладить адекватный экспорт и импорт правды. В современном мире, хотят этого правительства или нет, правду надо легализовать. Это в итоге - дешевле, чем потом проводить "специальные контр-меры".
Сегодня Викиликс - это низвержение мировых великанов. Схватка Викиликса с администрацией Обамы – это, как Абеликс с Остериксом против Цезаря.
Пока единственный выход - это адекватная публичная активность "жертвы", но никак не физическое преследование.
В-третьих, информационные отношения и свободные медиа требуют уточнения в формулировке, касательно "распространеия неправдивой и оскорбительной информации". Народная журналистика (миллионы источников информации из-под каждого дивана планеты), сервера где-нибудь в Северной Корее, миллионы ников, 3- и 4-G модемы - короче, все, что не позволяет пока идентифицировать источник информации, ставят под сомнение полноценную ответственность за ложь или оскорбление в реале, то есть в реальном суде.
Пока единственный выход - это адекватная публичная активность "жертвы", но никак не физическое преследование. Нет, Ассанжа посадить, конечно, смогут, но, ведь таких, как он Интернет-партизанов будет все больше и больше. И всех же не пересажают, если есть спрос на такой ходовой товар - правду, пусть и компрометирующую.
В современном мире и Президенту страны, и дипломату, и блоггеру нужно уметь различать информационные стратегии по используемым средствам воздействия: вербально-ориентированные, невербально-ориентированные и смешанные стратегии, фонетически или семантически ориентированные вербальные стратегии, их смешанные варианты и целый ряд других.
Следующий год Виктор Янукович объявил годом межкультурных отношений. Это отличный повод взглянуть всем нам на межкультурные отношения не с фольклорной, а с точки зрения возможностей и угроз международных информационных отношений. Следующий год должен стать отправной точкой для повышения медиа-грамотности в Украине. В современном мире и Президенту страны, и дипломату, и блоггеру нужно уметь различать информационные стратегии по используемым средствам воздействия: вербально-ориентированные, невербально-ориентированные и смешанные стратегии, фонетически или семантически ориентированные вербальные стратегии, их смешанные варианты и целый ряд других.
Да, все это - сложно. А как иначе?
Например, год назад Европейская Комиссия утвердила новые рекомендации по содействию медиа-грамотности, в которых призвала государства-члены ЕС и медиа-сообщество способствовать развитию медиа-грамотности в Европе с помощью мер, которые помогут людям понять и критически оценить все медиа, включая Интернет и цифровые коммуникационные технологии.
В новых рекомендациях Еврокомиссия подчеркивает, что способы использования медиа и растущие объемы информации требуют не только умений читать, писать или пользоваться компьютером. "Европейцы смогут воспользоваться выгодами высокотехнологичного информационного общества только при условии достаточного уровня медиа-грамотности, умения находить доступ, анализировать и оценивать визуальные образы, звуки и тексты, а также использовать традиционные и новые медиа для коммуникации и создания контента", говорится в рекомендациях.
Другими словами, от Викиликса или его аналога не застрахован никто. Нужно просто всем нам учиться, получать новые современные знания, как минимизировать риски и управлять информацией о себе в свободных медиа.
Андрей Загородский - совладелец коммуникационного бизнеса, директор агентства Overbrand
***
Перепечатка колонок, опубликованных на сайте в разделе Мнение, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу