Корреспондент: Украсть по-русски
Год назад, когда улыбающийся премьер-министр России Владимир Путин лично запускал первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), никто и представить не мог, что скоро эта гигантская труба станет эпицентром самого масштабного коррупционного скандала в истории современной России. Поводом для него послужили документы, которые выложил в Сеть известный российский общественный деятель Алексей Навальный.
Согласно бумагам, которые, по данным Навального, были составлены госкомпанией Транснефть, строившей нефтепровод, при его сооружении из госказны украли фантастическую сумму - $ 4 млрд. Другими словами, из кармана каждого совершеннолетнего россиянина вынули примерно по $ 35.
Схемы воровства, названия липовых фирм-подрядчиков, общая сумма ущерба подробно описаны на 150 страницах внутренней проверки Транснефти. В 2008 году все бумаги по строительству представители компании сами передали Счетной палате на аудит. Как утверждает Навальный, сделано это было для того, чтобы приструнить бывшего руководителя компании Семена Вайнштока.
Госревизоры Транснефти проверили, нашли огромные нарушения, но результаты засекретили. Именно вот эту вот повышенную секретность Навальный, который с огромным трудом добыл отчеты, считает главным доказательством того, что власть покрывала воровство на ВСТО.
"Кремль знал о нарушениях в Транснефти, но молчал и не наказывал виновных. Значит, и президент и премьер лично отвечают за нанесенный стране ущерб", - категорично заявляет Навальный. За те несколько дней, которые прошли с момента, когда документы были выложены им в свободный доступ, Навальный стал главным героем рунета.
Невнятные заявления власти на фоне многочисленных коррупционных скандалов с участием крупным российских госкорпораций, которые распоряжаются миллиардами бюджетных средств, звучат неубедительно.
Впрочем, власть уже не молчит. На следующий день после сенсационного разоблачения премьер-министр Владимир Путин отреагировал на скандал, но по-своему. Он официально поблагодарил Транснефть "за большой вклад в развитие сотрудничества в области энергетики меду РФ и КНР [трубопровод идет из Сибири к границе с Китаем]". За имидж крупного госпредприятия вступился и глава Счетной палаты Сергей Степашин. "Нет там $ 4 млрд хищений никаких", - отрезал чиновник. Однако подлинность опубликованных Навальным документов он не опроверг.
Невнятные заявления власти на фоне многочисленных коррупционных скандалов с участием крупным российских госкорпораций, которые распоряжаются миллиардами бюджетных средств, звучат неубедительно. По оценкам экспертов, в ходе строительства железных и автомобильных дорог, возведения небывалых торговых центров, реставрации уникальных памятников архитектуры в России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег. А иногда в карманы нечистых на руку чиновников и приближенных к ним компаний уходит половина бюджета национальных мегапроектов, о которых так много говорит Кремль.
Подобные проекты курируют лично или президент, или премьер, и денег на них официальная Москва не жалеет. К примеру, в строительство Центра исследований и разработок в подмосковном Сколкове в 2011-2015 годах правительство инвестирует $ 3,2 млрд, в подготовку зимней Олимпиады в Сочи - $ 32 млрд. А на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) потратит ориентировочно $ 9,6 млрд.
"В России коррупция не проблема, а система, - выносит суровый приговор известный российский оппозиционер Борис Немцов. - Главный системщик - Кремль. Оттуда нужно начинать борьбу [с коррупцией], а не с липовых подрядчиков и мелких воришек".
В особо крупных
Хотите разобраться в самых масштабных схемах разворовывания российского госбюджета? Спросите у Навального как.
Изучив отчеты Транснефти, он стал экспертом в подобного рода делах. Хотя беспристрастно рассуждать о наиболее вопиющих фактах коррупции у Навального не получается. От масштабов грабежа у него до сих пор "волосы встают дыбом". "Единица измерения воровства на ВСТО - бабло-камазы. И, учитывая объемы украденного, это не фигуральное выражение", - утверждает правозащитник. На вопрос Корреспондента о том, как кураторам стройки века удавалось воровать в таких масштабах, он отвечает не задумываясь: "Легко!". И начинает свой рассказ.
Для проведения работ, говорит Навальный, Транснефть заключала договоры с подрядчиками. В каждом случае стоимость работ завышалась примерно на треть. При этом ни один из подрядчиков строить нефтепровод не мог даже теоретически: некоторые из них были оффшорными компаниями с одним штатным сотрудником, некоторые - созданы накануне подписания договора по фальшивым документам.
Зато воровали фиктивные подрядчики на каждом шагу. По документам, стоимость только проектных работ была завышена на $ 320 млн. Еще $ 80 млн Транснефть "потеряла" из-за невыполнения обязательств одним из генподрядчиков - некой компанией Краснодарстройтрансгаз. Еще сотни миллионов растащили "по мелочевке". Бесследно испарились $ 0,5 млн, которые один из субподрядчиков должен был потратить на вывоз опасного для экологии строительного раствора. Как выяснилось впоследствии, раствор никуда не вывозился: его перемешали с землей и закопали прямо на месте.
"И зная это, власть не подняла шум, не начала разбираться. Значит, справедливость ей была невыгодна", - недвусмысленно намекает Навальный на причастность российского президента и премьера к хищениям на ВСТО.
Навальный: Вайншток - винтик огромной коррупционной системы, которая, за редкими исключениями, в России работает без сбоев. Примеров подобных ВСТО - тьма.
В качестве прямого доказательства своих слов он приводит историю карьерного роста Вайнштока. Тот еще в 2007 году, в разгар строительства ВСТО, покинул Транснефть, но не ушел в небытие: Путин лично перебросил его на еще более хлебное место - сделал руководителем госкорпорации Олимпстрой. Эта структура отвечает за строительство объектов для зимней Олимпиады в Сочи и распоряжается значительной частью тех $ 32 млрд госинвестиций, которые пойдут на международный праздник спорта.
В апреле 2008 года бывший трубный топ-менеджер и эту почетную должность оставил, а позже Счетная палата вскрыла нарушения в работе Транснефти. Но Вайншток не попал на скамью подсудимых, а спокойно выехал из страны. Как сообщил анонимный источник Корреспондента в Великобритании, сейчас большую часть времени бывший протеже Путина проводит в Израиле, гражданином которого он и является.
"Вайншток - винтик огромной коррупционной системы, которая, за редкими исключениями, в России работает без сбоев. Примеров подобных ВСТО - тьма", - уверен Навальный.
Концы в землю
Случай, подобный скандалу с Транснефтью, наделал бы много шума в демократических странах, но для российской власти он стал подобен укусу комара. Ведь на бескрайних просторах России примеров тотального воровства бюджетных денег и без того хватает. Причем воруют не только под покровом непроходимых сибирских лесов.
Например, распилить госденьги можно прямо в центре культурной столицы РФ - Санкт-Петербурге. На берегах Невы сейчас разразился скандал со строительством второй сцены всемирно известного Мариинского театра.
В качестве аналогичного примера бездоказательного воровства он рассказывает о строительстве дороги Адлер - Красная Поляна протяженностью всего 48 км. Как подсчитало российское издание Esquire, за потраченные на нее $ 7,3 млрд, эту трассу можно было выстелить сантиметровым слоем черной икры или щедро покрыть 22 см фуа-гра.
Сметная стоимость работ оказалась выше $ 544 млн. Заметная часть этой суммы - $ 26,7 млн - ушла, по данным госкомпании Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, которая курирует работы, на стену, находящуюся под зданием. Она, мол, должна предотвратить осадку соседних домов. Но в контролирующем органе - Росфиннадзоре - сомневаются, что стена вообще существует. Абсурдность ситуации заключается в том, что проверить наличие этого подземного сооружения опытным путем можно только одним способом - если взорвать все уже построенные поверху конструкции театра, чего делать никто не будет. "Вот как нужно "пилить" бюджетные средства. Деньги в прямом смысле закопали в землю. Сколько? Поди проверь", - иронично замечает Алексей Безбородов, гендиректор российского исследовательского агентства InfraNews.
В качестве аналогичного примера бездоказательного воровства он рассказывает о строительстве дороги Адлер - Красная Поляна протяженностью всего 48 км. Как подсчитало российское издание Esquire, за потраченные на нее $ 7,3 млрд, эту трассу можно было выстелить сантиметровым слоем черной икры или щедро покрыть 22 см фуа-гра.
Но госраспорядители бюджетных миллиардов, как и в случае с Мариинкой, утверждают, что огромные средства ушли в дорожное полотно. Мол, технологии и материалы, использованные во время строительства, дороже гастрономических деликатесов. Неубедительные аргументы приходится принимать на веру: срывать и исследовать состав золотого, судя по финальной смете, асфальта - непозволительная роскошь.
Впрочем, прятать концы в землю получается не всегда. В проектах, где это невозможно, чиновники применяют другую популярную схему. Ее Безбородов вывел, проанализировав ход строительства крупных инфраструктурных объектов. Суть ее в том, что госпредприятие инвестирует средства в перспективный проект. Фактически инвестиция с головой покрывает весь бюджет, но на его реализацию идет всего четвертая часть суммы. Остальные три четверти "пилят" между собой распорядители денег. Затем образовавшуюся в бюджете брешь заполняют частные инвесторы. Они же получают контроль над готовым проектом. В итоге государство теряет огромные суммы и получает ничтожные дивиденды.
"Может, поэтому чиновники так любят мегапроекты: чем больше бюджет, тем больше можно украсть", - размышляет Безбородов. Из последних ненужных и неоправданно дорогих проектов, инициированных властью, он вспоминает облагораживание московской малой кольцевой железной дороги. Грандиозное строительство в конце августа нынешнего года затеял бывший столичный градоначальник Юрий Лужков. За $ 8 млрд возглавляемое им совместное предприятие собиралось строить грандиозные пересадочные узлы с прикрепленными к ним деловыми и развлекательными центрами. При этом Лужкова и Ко не смутило, что примерно за ту же сумму Китай полностью реконструировал тяжелую грузовую железную дорогу протяженностью 12 тыс. км.
Взятки гладки
О тотальной коррупции во всех эшелонах власти уже не могут молчать даже сами чиновники. В конце октября нынешнего года начальник контрольного управления президента России Константин Чуйченко заявил, что "экономический эффект от очищения [от] порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей [$ 32 млрд]". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей?" - переспросил у него президент Дмитрий Медведев и тут же поручил правительству законодательно решить проблему.
"Российская власть против коррупции? Это все равно что пчелы против меда", - комментирует Корреспонденту инициативы Кремля Дмитрий Гололобов, бывший глава правового управления российской компании ЮКОС. Переехав в Лондон после начала судебных процессов над сотрудниками разгромленного властями нефтяного гиганта, он не боится критиковать вождей своей далекой родины.
По словам юриста, российская коррупция очевидна. И чтобы осознать ее масштабы, ни президенту, ни премьеру не нужны доклады контролирующих органов. К примеру, достаточно просто сравнить, во что России и Германии обходится прокладка совместного газопровода Северный поток. За один километр идентичной для обеих стран трубы немцы платят 2 млн евро, россияне - 6 млн евро. Куда уходит разница - вопрос далеко не риторический. Но чтобы внятно на него ответить, России нужно как минимум создать нормальное антикоррупционное законодательство.
Примером может послужить Великобритания. На Туманном Альбионе уже с апреля следующего года вступает в силу новый "закон о взятках". Под его юрисдикцию попадут все компании, деятельность которых хоть как-то связана с Соединенным Королевством. Коррупционеров и банальных растратчиков британское правосудие будет преследовать по всему миру, невзирая на гражданство. За взятки в крупных корпорациях лично будут отвечать их руководители. "Без персональной ответственности побороть коррупцию нельзя. Нужно, чтобы Путин и его команда отвечали за каждого подчиненного им коррупционера - это лично он дал им возможность воровать", - говорит Гололобов.
Навальный в качестве примера для подражания приводит Грузию. Там уровень коррупции был даже выше, чем в России, но за несколько лет реформ власть смогла добиться колоссальных успехов. Согласно отчетам международной организации Transparency International, регулярно исследующей уровень коррупции в 178 странах, с 2004 по 2010 год Грузия поднялась с 124-й на 68-ю позицию. Россия за тот же период скатилась с 86-го на 154-е место.
Однако сам общественный деятель не склонен ждать, когда российское правительство станет брать пример с Великобритании или Грузии. "На власть уповать глупо. Нужно подымать общественность и требовать расследования хотя бы самих громких фактов", - говорит Навальный. Он регулярно размещает свои антикоррупционные расследования в Сети, призывая соотечественников поддержать его в борьбе.
Именно по его просьбе тысячи россиян уже отослали на сайт Генпрокуратуры РФ запросы с требованиями разобраться с воровством в Транснефти. Из-за массированной атаки общественности страница этого ведомства даже перестала работать.
"Нужно вынуждать их [чиновников] реагировать. Пусть что-то делают или врут. Но тогда мы будем ловить их на лжи", - резюмирует Навальный. Он готов продолжать свою борьбу и делает это не только ради прошлого, но и ради будущего. Ведь на постройку второй очереди ВСТО Транснефть просит из госбюджета $ 12,8 млрд.
Золотая труба
При строительстве трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по данным российского юриста Алексея Навального, было украдено не менее $ 4 млрд
Длина: около 4.800 км
Планируемая пропускная способность: 80 млн т нефти в год
Сроки:
апрель 2006 года - декабрь 2009 года - строительство первой части ВСТО, Тайшет - Сковородино (2.694 км)
апрель-сентябрь 2009-го года - строительство отвода от ВСТО на Китай
на 17 ноября 2010 года построено около 900 км второй части ВСТО, Сковородино - бухта Козьмина (2.100 км)
Стоимость:
Согласно первоначальной оценке "Транснефти", весь трубопровод должен был обойтись в $ 11,5 млрд, первый этап до Сковородино - в $ 6,6 млрд.
ВСТО-1 стоила приблизительно в $ 16 млрд, на ВСТО-2 планируют потратить около $ 11 млрд.
Данные информационно-справочной службы Корреспондента
Эта статья опубликована в №46 журнала Корреспондент от 3 декабря 2010 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.