Словарно-денежные отношения
Недавно в Москве прошел очередной саммит СНГ, приуроченный к 19-й годовщине создания этого, как тогда казалось, похоронного содружества. Встреча стала поводом обсудить вопросы развития постсоветского пространства с участием всех глав государств СНГ, за исключением не имеющей до сих пор легитимной власти Молдовы, для того чтобы понять, куда двигаться дальше. И по итогам саммита для Украины стало очевидно следующее.
Новыми лидерами СНГ в перспективе третьего десятилетия его существования, помимо России, становится Казахстан и Беларусь. Это связано с некоррупционностью казахстанской и белорусской моделей развития, в большей степени богатыми запасами сырья в Казахстане и в меньшей - геополитической хитростью Александра Лукашенко. Казахстан активно перенимает пальму первенства в СНГ, и скоро это может стать проблемой: договариваться с ним, в том числе Украине, станет гораздо сложнее.
Казахстан активно перенимает пальму первенства в СНГ, и скоро это может стать проблемой: договариваться с ним, в том числе Украине, станет гораздо сложнее.
СНГ показало свою работоспособность на равноправных условиях, среди которых экономические всегда перевешивают политические. Мы увидели, с какой легкостью интеграция в Таможенный союз, Единое экономическое пространство и ЕврАзЭс меняется на отмену экспортных пошлин на нефть на примере Беларуси (деньги в обмен на амбиции). Однако политически Беларусь вряд ли договорится с Россией ввиду принципиальной несовместимости двух режимов, помноженной на личное недоверие и историческую невозможность существования Беларуси в транскрипции "другого русского государства", известную еще со времен Андрея Курбского.
"Евразийский союз" Астаны, Минска и Москвы, который должен начать работу с 1 января 2012 года, по замыслу своего автора, бессменного лидера всех казахов Нурсултана Назарбаева, является геополитическим продолжением ЕЭП и ЕврАзЭс. А что же Украина? В нынешней ситуации, с утратой геополитического интереса со стороны Европы и фактического экономического нейтралитета, не окажется ли она государством скорее Западной Азии, чем Восточной Европы?
В сегодняшней транскрипции проект является скорее выгодным для Украины, поскольку за скромные декларативные обязательства геополитического порядка, не привязанные к конкретным срокам, Украина, согласно ему, может получить ощутимую скидку на энергоносители с вполне понятной экономической перспективой.
Ввиду этого и наблюдая характерный пример Лукашенко, Президент Украины Виктор Янукович по итогам саммита мог прийти к следующим выводам: для сохранения стабильной экономики внутри страны и поиска источника постоянного внешнего дотирования необходимо предложить эффективную модель экономико-политического (денежно-декларативного) диалога с Россией, инициатором которой станет официальный Киев. Подобный проект уже существует, его авторство приписывается представителям разных лагерей и активно обсуждается в кулуарах Кабмина. Рабочее название - Харьковский приоритет, из чего становится понятен алгоритм взаимодействия (по мотивам харьковских соглашений, суть которых - скидки в обмен на амбиции). В сегодняшней транскрипции проект является скорее выгодным для Украины, поскольку за скромные декларативные обязательства геополитического порядка, не привязанные к конкретным срокам, Украина, согласно ему, может получить ощутимую скидку на энергоносители с вполне понятной экономической перспективой.
В условиях необходимости проведения в жизнь жестких монетаристских директив Валютного фонда для получения очередного эмвээфского пайка и принятия вслед за Налоговым трудового, земельного и жилищного кодексов возможность обретения альтернативного, менее обременительного источника доходов для правительства Николая Азарова становится крайне актуальной.
В президентской заявке Януковича на "расширение влияния в СНГ" кроется гораздо более глубокий смысл - попытка перехвата инициативы у Лукашенко в борьбе за звание главного интегратора постсоветского пространства. Эта тема может обрести свое широкое звучание на Экономическом саммите СНГ - 2011, который, как и заседание глав Совета министров иностранных дел СНГ, Президент Украины предложил провести весной следующего года в Киеве. Если бы была такая возможность, можно предположить, что и аппарат СНГ с удовольствием пригласили бы переехать в Киев, но за него крепко держится Лукашенко в Минске. Потому что выгодно.
Таким образом, Президент Украины наконец понял: для сохранения устойчивого поступательного экономического развития за счет российских дотаций (а больше никто денег не даст, проводить же реформы по рецептам МВФ крайне опасно для собственного рейтинга) необходимо быть декларативным участником, а лучше инициатором евразийских интеграционных процессов. Отвечать же за декларации в нынешней транскрипции российского политического устройства, как мы в очередной раз смогли убедиться на примере Лукашенко, все равно не придется: симулякр - вещь глубоко внутреннего пользования.
Олег Бондаренко - исполнительный директор Российско-украинского информационного центра.
***
Эта колонка опубликована в №48 журнала Корреспондент от 17 декабря 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу