Корреспондент: Треснувший костел. В Польше, самой религиозной стране Европы, кризис веры

В Польше, самой религиозной стране Европы, - кризис веры: католическая церковь, чьи позиции столетиями казались незыблемыми, теряет популярность, - пишет Кристина Бердинских в №10 журнала Корреспондент от 16 марта 2012 года.

АР

26-летняя Юлия Йонек, рыжеволосая девушка с короткойстрижкой, руководитель проектов в варшавском Институте репортажа, сидя в уютномкафе в центре Варшавы, вспоминает поездку на последнее Рождество к родителям. Ониживут в 100 км от столицы, в небольшом городке и, что само собой разумеется,каждое воскресенье ходят на службу в костел. На рождественском богослуженииЙонек составила компанию родителям, но этот семейный поход к Богу не доставилей радости. И проблема не во Всевышнем, а в его слугах - священниках.

Йонек поразило, что проповедь превратилась в поток упреков.“Священник говорил: вы сидите перед телевизорами, запихиваетесь пирожнымивместо того, чтобы думать о Боге, - рассказывает Йонек. - Я этих нравоученийпонять не могу, как и многого другого, что сейчас происходит в церкви”.

Хотя Польша остается лидером по уровню религиозности в Старом Свете - в Бога верят девять поляков из десяти, и половина верующих не менее раза в неделю посещают костел

Впрочем, это церкви впору задуматься над тем, что происходитв обществе. Самую религиозную страну Европы поразил вирус атеизма. За последниесемь лет, по данным Центра исследования общественного мнения (CBOS), числохристиан здесь снизилось на 5 %. И хотя Польша остается лидером по уровнюрелигиозности в Старом Свете - в Бога верят девять поляков из десяти, и половинаверующих не менее раза в неделю посещают костел, - страна на глазахраскрепощается.

Показателен успех скандального политика Януша Паликота. Визбирательную программу своего политдвижения на парламентских выборах 2011 годаон включил практически все, что может раздражать церковь, - легализацию абортови искусственного оплодотворения, а также гражданских и однополых браков, легкихнаркотиков. И сотворил сенсацию - движение стало третьим по итогам выборов, набрав10% голосов.

“Успех Паликота - тревожный сигнал для церкви”, - говоритКазимеж Сова, священник и директор спутникового телеканала Религия. Он считает,что приход в коридоры власти Паликота означает, что отношения между государством,обществом и церковью в Польше еще больше накалятся. И это приведет к тому, чточисло верующих сократится.

Вездесущее око

На фоне остальных стран Старого Света Польша выглядит однимиз оплотов христианства на континенте: здесь 92 % жителей верят в бога. Видущей на втором месте Греции доля верующих равна 91%, в Ирландии и Португалии -на 4-5% меньше, чем в Польше. Но в остальных государствах Западной Европыколичество людей, верящих во Всевышнего, значительно уступает этим показателям -в Великобритании их доля, к примеру, равна 51 %, в Голландии - 47%, а в Эстонии- лишь 23%.

Лидерство поляков не случайно. К религии в стране приобщаютс раннего детства. Попав на воскресную службу в один из костелов в Краковскомпредместье Варшавы, Корреспондент увидел много семейных пар с колясками. Малыши,что научились стоять на ногах, следуют примеру родителей - периодическиопускаются на коленки во время службы. “Для нас поход в церковь - это семейнаятрадиция”, - говорит варшавянин Павел Врубель, стоя посреди костела и держа заруку маленькую дочь.

Едва ли не каждый взрослый поляк ходит в костел, где его не просто укрепляют в вере, но и учат жизни - порой в самых ортодоксальных формах

В масштабе страны эта традиция превращается во всепроникающиеправила жизни. В каждой польской школе проводят уроки религии, от которых можноотказаться, но этого, как правило, никто не делает. А едва ли не каждыйвзрослый поляк ходит в костел, где его не просто укрепляют в вере, но и учатжизни - порой в самых ортодоксальных формах.

На той службе, которую посетил Корреспондент, священник советовалприхожанам искать в интернете что-нибудь полезное. Например, данные о том,почему католическая церковь выступает против контрацепции.

“Это же бред. Я не говорю, что церковь должна рекламировать свободныйсекс. Но существуют венерические заболевания, и так вышло, что люди занимаютсясексом до брака. Лучше чтобы они делали это безопасно, а церковь продолжаетговорить, что нельзя предохраняться”, - замечает Йонек. Она разделила для себяцерковь и веру и, не перестав верить, прекратила походы в костел, решив, чтотамошние проповеди - это неприкрытая пропаганда.

Похоже, что Йонек права. Церковь не стесняясь порой агитируетза консервативных политиков и вмешивается в общественную жизнь.

У нас священники везде - в школе, в больнице, в армии. Ни одно торжественное событие не пройдет без духовных лиц. Такое ощущение, что скоро открытие туалетов будут освящать

К примеру, после смоленской катастрофы, когда в апреле 2010года разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским, его супругой ирядом высших госчинов, именно позиция высшего духовенства привела к чередескандалов.

Во-первых, церковь поддержала родственников Качиньского втом, чтобы президентскую чету похоронили в королевском замке в Кракове. Хотязначительная часть населения посчитала, что такие посмертные почести, фактическиприравнявшие погибших к королям, чрезмерны.

Во-вторых, при молчаливом попустительстве духовенства сторонникиКачиньского установили гигантский деревянный крест перед президентским дворцом.Понадобилось полгода яростных споров и вмешательство лидеров общественногомнения, чтобы убрать его.

“У нас священники везде - в школе, в больнице, в армии. Ниодно торжественное событие не пройдет без духовных лиц. Такое ощущение, чтоскоро открытие туалетов будут освящать”, - говорит скандалист Паликот. Вомногом именно это, по словам политика, и вызывает в обществе - прежде всего умолодых людей - неприятие церкви.

Искушение недоверием

Польская молодежь всегда относилась к церкви с большим недоверием,отмечает священник Сова. В этом для него нет чего-то особенного. К тому жепосле создания семьи молодые люди вновь поворачиваются лицом к Богу и возвращаютсяна службы в храмы, добавляет он.

И все же Сова признает, что за пару последних лет позициицеркви пошатнулись. Это стало возможным по целому ряду причин.

Многим надоело вмешательство церкви в государственные иобщественные дела. Особенно эти страсти подогрели перипетии с жертвамисмоленской катастрофы, уточняет Сова.

После вступления Польши в ЕС на заработки выехали более 2 млн поляков - каждый 20-й житель страны. И лишь10% “заробитчан” поддерживают отношения с церковью

Сыграла роль и трудовая миграция. После вступления Польши вЕС на заработки выехали более 2 млн поляков - каждый 20-й житель страны. И лишь10% “заробитчан” поддерживают отношения с церковью, говорит Томаш Крулак,вице-президент KAI - Католического информагентства. “Оказывается, достаточновыехать на Запад, и вера куда-то улетучивается”, - констатирует он.

По словам Совы, ослабление веры связано с особенностями стран,в которые приглашают работать поляков. Там - в самых популярных среди трудовыхмигрантов Великобритании, Ирландии и Нидерландах - уровень религиозностизначительно ниже, чем в Польше.

“Мне иногда кажется, что Голландия - это испытательное поле длядьявола. Все, что приживется там, приживется везде”, - говорит Сова, имея ввиду свободные нравы голландцев, легализацию проституции, наркотиков и прочее.В таких условиях религиозность сходит на нет - так же как и в Ирландии, где впоследние годы разразилось несколько громких педофильских скандалов внутрикатолической церкви.

“В Польше священник - большой авторитет. И вдруг люди попадаютв страну, где видят по телевидению, как священников выводят в наручниках. Дляполяков это шок”, - уверяет Сова.

Открытые границы с Европой повлияли, по мнению Паликота, ина молодежь. Мол, подрастающее поколение все чаще выезжает в Европу на учебуили ради путешествий и видит, что и без религии можно нормально существовать.

Подрастающее поколение все чаще выезжает в Европу на учебу или ради путешествий и видит, что и без религии можно нормально существовать

Кроме того, гражданам, уверен Паликот, не нравится, что церковьсегодня находится в привилегированном положении и практически все еепотребности оплачивает казна.

Так, в 2011 году в Фонд костела государство выделило $ 28,5млн - на пенсии, оплату медуслуг и прочие соцпрограммы для священников. Еще $112 млн пошло им на зарплаты за преподавание религии в школах. За тот же периодразмер госдотаций для духовных вузов достиг $ 70,8 млн, а на ремонт храмов выделилиеще $ 8,5 млн.

Налогоплательщики содержат священников при больницах, тюрьмах,полиции, пограничной и пожарной службах, при бюро охраны правительства. Всего, поданным KAI и минобороны, в 2011-м на нужды церкви государство выделило не менее$ 231 млн.

Свою отрицательную роль, по словам Паликота, сыграло и то, чтоцерковь уже не выступает, как во времена коммунизма, символом сопротивлениясистеме. Проблема и с авторитетами: среди нынешних священников нет личности,соизмеримой с Каролем Юзефом Войтылой, то есть Иоанном Павлом II, 264-м римскимпапой, умершим в 2005 году.

Осознать перемены

За последние семь лет, по данным CBOS, количество верующих вПольше сократилось с 97% до 92%. Ровно на столько же выросла доля атеистов.

Внутри общества возникло скрытое давление, что привело к егополяризации. С одной стороны, появился Паликот, который устраивает эпатажныеантиклерикальные акции и провел в парламент 57-летнюю транссексуалку АннуГродзкую и Роберта Бедроня - первого польского депутата, не скрывающего, что онгей.

С другой стороны, церковь подвигла на общественную деятельностьотца Тадеуша Рыдзыка, возглавляющего Радио Мария и телеканал Trwam. Оба этих медиа,аудитория которых - люди старше 65, очень категоричны, объясняет Сова, - онирассказывают верующим, за кого нужно голосовать на выборах, а кого (речь оПаликоте) нужно считать “антихристом”.

Одни юные поляки открыто критикуют церковь, другие же, напротив, с ней сближаются.

 Особенно сильное напряжение ощущается среди молодежи. Одниюные поляки открыто критикуют церковь, другие же, напротив, с ней сближаются.

Причем отцы церкви идут им навстречу. К примеру, теперь, венчаясь,молодым не нужно будет оформлять брак в госучреждении - священнослужители сами отправятвсе нужные документы для регистрации брака.

Передовые религиозные деятели верят, что нынешние разброд ишатания не сделают католическую Польшу царством атеизма. “Обыкновенный поляквсе-таки не считает, что церковь - это коррумпированная организация педофилов.Потому что практика общения с церковью свидетельствует о другом”, - говоритКрулак.

Костелы, по его мнению, не опустеют хотя бы потому, что они -одна из самых сильных традиций. Два столичных храма, которые посетил Корреспондентвоскресным утром, были забиты. Верующие хором произносили молитвы, по сигналусвященника в знак любви к ближнему жали друг другу руки, что создавало дружелюбнуюатмосферу.

Видя это, нетрудно поверить Круляку, который убежден: в ближайшиегоды часть молодых людей отойдут от религии, зато оставшиеся лишь укрепятся в вере.“Это будет христианство по собственному выбору. Люди будут ходить в костел,потому что верят, а не из-за того, что родители их с детства к этому приучили”,- оптимистично заявляет эксперт.

***

Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 16 марта 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .