Би-би-си: Рудольф Гесс. Как проникнуть в мысли нациста?
Дождливым летним днем 2 июня 1941 года доктор Генри Дикс прибыл в укрепленную ведомственную тюрьму британской разведки МИ-5 в графстве Саррей, чтобы обследовать заключенного там Рудольфа Гесса.
Его проводили на второй этаж и отвели в хорошо охраняемую комнату для приватной беседы с человеком, который занимал третий пост в нацистской Германии - после Адольфа Гитлера и Германа Геринга.
Дикс надеялся, что ему удастся понять логику Гесса и природу его преданности фюреру, а это, в свою очередь, поможет лучше понять все германское руководство - в те времена приверженность немецкого командования нацистской идеологии казалась массовым помешательством.
"Психопат шизоидного типа"
В прессе Гесс представал в образе крутого парня, на фото его часто можно было увидеть рядом с Гитлером. Впрочем, эта иллюзия скоро рассеялась - во плоти он производил другое впечатление.
"Первое впечатление - вне всяких сомнений, психопат шизоидного типа", - написал Дикс в своем блокноте. Лишь недавно эти записи были опубликованы родственниками доктора.
"В отличие от фотографий в газетах его лицо напоминает скорее загнанного зверя. Само лицо - звериное, похоже на волка или обезьяну, хотя в юности оно, вероятно, было - или могло быть - привлекательным", - продолжает он.
По ходу разговора Дикс все больше поражался тому, насколько Гесс и Гитлер восхищались англичанами, несмотря на то, что военный перевес в то время был на стороне Германии.
"Мне кажется, что они пытаются запугать нас, но они сами нас боятся", - пишет он.
"Они всегда нам завидовали и обезьянничали во всем: в образе жизни, в манере одеваться, пунктуальности и т.д. Они - по меньшей мере, частично - просто амбивалентно влюблены в нас. Мы - та самая практически недостижимая высшая раса, которой они так неистово пытаются стать", - продолжает доктор.
"Мы - та самая практически недостижимая высшая раса, которой они так неистово пытаются стать", - Генри Дикс,
психиатр Рудольфа Гесса.
Дикс решил, что именно эта страсть, возможно, послужила причиной, по которой Гесс решился на одиночный полет в Шотландию 10 мая 1940 года - как утверждал он сам, с целью заключения мира.
Гитлер заявил, что ему ничего неизвестно о целях визита Гесса, а вскоре нацистская партия объявила заместителя рейхсфюрера сумасшедшим.
Некоторые историки, однако, полагают, что Гесс в действительности исполнял волю фюрера, желавшего накануне вторжения в СССР заключить сделку с англичанами, чтобы ему не пришлось воевать на два фронта.
Мотивация нацистов
Возможность обследовать Гесса дала Британии шанс попытаться понять, что двигало нацистами. Как говорит профессор истории Университета Эксетера Ричард Овери, "вычленить корни безумия".
"Думаю, для некоторых людей было очень важно попытаться понять, что сказал бы Гитлер, лежа на диване [у психоаналитика], тогда можно было бы попытаться представить, как он может себя повести", - говорит он.
После ареста в Шотландии Гесс был вне себя от того, что его содержат как узника - вместо того, чтобы обращаться с ним как с посланником мира. Он потребовал, чтобы ему организовали встречу с представителем высших британских властей, и правительство решило подыграть ему, устроив Гессу 10 июня 1941 года свидание с лордом-канцлером Джоном Саймоном.
Перед этой встречей Дикс зафиксировал у Гесса крайнюю степень тревожности и приписал ее подсознательному ощущению своей ущербности в окружении британцев. После того как лорд Саймон отверг предложения вице-фюрера, Дикс начал опасаться, что поведение его пациента выйдет из-под контроля. И его опасения подтвердились.
Несколько дней спустя Гесс потребовал встречи с Диксом, а затем сам помчался за психиатром, перепрыгнув перила лестницы дома, где его держали, и сломав себе ногу.
Гесс выжил, но его непредсказуемое поведение продолжало удивлять британских тюремщиков. Он был по-собачьи предан Гитлеру - считается, что именно это обеспечило ему столь высокий пост в нацистской партии.
Дикс и его коллеги-психиатры пытались разработать стратегию "денацификации" германской нации. Одной из его последних идей - незадолго до того, как он передал дело Гесса своему коллеге 15 июля 1941 года - была идея повторного образования.
Влечение к Англии
"Из его [Гесса] заявлений различным офицерам, зафиксированных в рапортах майора Фоли, кажется очевидным, что его подсознательное восхищение Англией проявляется все больше", - пишет Дикс.
"Должно быть, это связано с мудрым решением предоставить ему доступ к английским новостям и периодическим изданиям с последующим обсуждением их с майором Фоли и другими офицерами. Такого рода образование сыграло огромную роль в развенчании его иллюзий", - продолжает психиатр.
Джессика Рейниш, преподаватель в Университете Лондона, однако, считает, что вера профессора Дикса в то, что ему удастся урезонить Гесса и освободить его от поклонения Гитлеру, была неожиданно оптимистичной для психиатра того времени.
Большинство его коллег не рассчитывало на благоприятный исход. Самым распространенным мнением в академическом мире было то, что по менталитету германцы неукоснительно авторитарны, параноидальны и милитаристски настроены.
"Дикс использует свой опыт общения с Гессом как с британским военнопленным, чтобы показать: этот опыт можно напрямую применять для денацификации Германии, а также для подбора подходящих кандидатов на важные посты в новой администрации страны", - говорит Рейниш.
Британские врачи пытались увидеть более общую картину того, как повлиять на бессознательное фанатичное обожание нацистами своих руководителей, поясняет профессор Дэниел Пик из лондонского Бербек-колледжа, который в ходе своих исследований этой проблемы и обнаружил ранее не публиковавшиеся записи психиатра Дикса.
"Я думаю, что они использовали Гесса как пример нацистского фанатика крайней степени выраженности, чья тяга к Гитлеру базировалась, в том числе, и на личных бессознательных факторах, включая поиск властной фигуры, которая смогла бы заменить ему авторитарного отца", - утверждает Пик.
"В то время как психиатры изучали Гесса, американские спецслужбы выделили психоаналитика для изучения мозга Гитлера", - добавляет он.
В 1942 году - по-прежнему в статусе заключенного - Гесс был переведен в военный госпиталь в Абергавенни, где он оставался до конца войны.
В ходе Нюрнбергского процесса Гесс был приговорен к пожизненному заключению. В то время многие считали, что состояние психического здоровья бывшего вице-фюрера не позволяет ему быть подсудимым, и даже премьер-министр Уинстон Черчилль позже признавал, что считает случай Гесса скорее медицинским, чем уголовным делом.
По словам Дикса, никто из тех, кому доводилось встречаться с Гессом, не мог поверить в его былое могущество.
"При виде его люди чувствовали скорее жалость, чем угрозу или неприятие", Генри Дикс,
психиатр Рудольфа Гесса.
"При виде его люди чувствовали скорее жалость, чем угрозу или неприятие, - сказал Дикс в одном из интервью. - Мы, окружавшие его люди, постоянно чувствовали, что он был очень уязвимым человеком, пережившим в жизни сильную травму."
Гесс умер в тюрьме в 1987 году в возрасте 93 лет. Официально причиной смерти было названо самоубийство, однако - как это нередко случалось и при жизни Гесса - вскоре появилось множество теорий относительно истинных причин его смерти. Одна из версий гласит, что его убили союзники.
Источник: Русская служба Би-би-си