Корреспондент: Солдаты Ататюрка. Что спровоцировало народное сопротивление в Турции

Стремление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превратить страну в подобие Османской империи затмило его экономические успехи и натолкнулось на самое масштабное народное сопротивление за последние десятилетия , - пишет Наталия Мечетная в № 22 журнала Корреспондент от 7 июня 2013 года.

АР

В концемая жителям разомлевшего на солнце Стамбула трудно было представить, что совсемскоро их город превратится в центр протестного движения, которое затем охватит всюТурцию и станет самым масштабным и многолюдным в новейшей истории страны.

Изначально жителистолицы выступили против планов властей вырубить деревья в парке Гези, для тогочтобы восстановить здания казарм времен Османской империи и открыть новый торговыйцентр. Однако небольшое и частное недовольство местной властью быстро перерослов массовые выступления против премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, в его адресзазвучали обвинения в исламизации страны и отказе от принципов создателя светскоготурецкого государства, легендарного Мустафы Кемаля Ататюрка.

Бариш Демир, жительАнкары и выпускник Мерсинского университета, на всех своих страницах в соцсетяхв качестве главного фото выложил перечеркнутое лицо Эрдогана. Демир не скрывает,что участвует в акциях выступлениях против премьера.

“Он [Эрдоган] приказал полиции избивать людей, которым он не нравится.Это нормально? Все госпитали переполнены”, - турок не может сдержать эмоций, рассказываяКорреспонденту о происходящем в столице.

Демир называетантиправительственные группы в соцсетях: мол, там можно посмотреть фото и видеотого, что на самом деле происходит и как ведет себя полиция с демонстрантами. Затемон снова спешит на улицу, чтобы вновь присоединиться к протестам. Там нужно будетспрятать телефон, уточняет демонстрант: правоохранители следят за тем, чтобы протестующиене использовали гаджеты и с их помощью не координировали свои действия.

Участникам протестов противостоит верный и многочисленный электорат премьер-министра - глубоко верующие мусульмане

У Демира, каки у сотен тысяч его соотечественников, действия полиции вызывают негодование: намомент сдачи номера в печать число пострадавших в ходе акций протеста составлялоболее 3 тыс. человек, а количество задержанных перешагнуло отметку 1.700 человек.Также известно о трех погибших демонстрантах, однако кем именно они были убиты,пока не сообщается. Полиция разгоняет людей слезоточивым газом и водометами, а те,в свою очередь, запасаются противогазами и самодельными средствами защиты и сновавыходят на улицы.

Вслед за Стамбуломподнялись Анкара, Измир и другие крупные города. В целом выступления охватили67 из 81 турецкой провинции - только в Стамбуле в акциях принимают участие сотнитысяч человек.

В то же времяаналитики по-прежнему называют Эрдогана сильным политиком и утверждают: несмотряни на что, о его отставке говорить рано. Участникам протестов противостоит верныйи многочисленный электорат премьер-министра - глубоко верующие мусульмане.

 “Сейчас самым важным является то, извлечет ли Эрдоганурок из происходящего и станет ли он более скромным или же будет себя вести ещеболее властно”, - поясняет Корреспонденту Дэниел Пайпс, американский специалист по исламу, директор независимойисследовательской организации Ближневосточный форум.

Султанам здесь не место

Протесты в Стамбулеи других городах приобрели огромный размах, потому что большое количество людейв Турции не желают, чтобы им указывали, как жить, что делать можно, а что нельзя,отмечает Карина Толстякова, студентка Университета Мармара в Стамбуле. Они не хотят,чтобы государство вмешивалось в вопросы морали, уточняет она.

Наблюдая за протестующими,Толстякова условно разделила их на три группы. Первую составляет молодежь: студенты- самые легкие на подъем и способные сопоставить жизнь в США и Европе с жизнью вИране и Саудовской Аравии и понять, куда может привести постепенная исламизация.

Еще одна частьманифестантов - образованные люди среднего и выше среднего достатка, которые четкопредставляют себе, что происходит в стране. По мнению студентки, они понимают, что“политик, который уже десять лет находится при власти и пытается обеспечить себееще один срок, слишком приблизился к авторитаризму”.

Политик, который уже десять лет находится при власти и пытается обеспечить себе еще один срок, слишком приблизился к авторитаризму

И, наконец, третьягруппа недовольных - приверженцы Ататюрка, по сей день благодарные ему за масштабныереформы, превратившие в первой половине ХХ века Турцию из султаната в республикус законами, сопоставимыми с европейскими и соответствующими демократическими свободами.

Некоторым достаточноуслышать фразу “Это против принципов Ататюрка”, и они готовы стоять до последнегоза давно умершего лидера, говорит Толстякова.

В противовес легендарномулидеру опрошенные Корреспондентом граждане Турции характеризуют Эрдогана как жесткого, не терпящеговозражений человека. Тахсин Абали, студент из Анкары, отмечает, что в начале своейпремьерской карьеры Эрдоган пользовался популярностью у населения, однако чем дальше,тем больше граждане начали ощущать на себе бремя его запретов.

Также, по словамАбали, местные власти берут на себя смелость решать, на что можно, а на что нельзясмотреть гражданам, и нередко блокируют некоторые интернет-сайты, если считают ихизлишне откровенными. А эксперты констатируют: все ключевые чиновничьи должностив стране теперь занимают религиозные активисты, которые кроме своих основных занятийследят за выполнением норм ислама.

Граждане Турции характеризуют Эрдогана как жесткого, не терпящего возражений человека

К примеру, нетак давно администрация метрополитена Анкары вывесила объявление, согласно которому,пассажиры должны придерживаться моральных норм и не проявлять своих чувств на публике.В знак протеста сотни молодых пар устроили акцию Свободу поцелуям!. Они были атакованы группой исламистов, вооруженныхножами.

Также среди введенныхнедавно властями ограничений, возмутивших граждан страны, - запрет на продажу алкоголяпосле 22:00 и запрет на курение кальяна в общественных местах, причем цена сигаретза время правления Эрдогана подскочила в несколько раз.

По мнению местныханалитиков, религиозные активисты в последние годы позволяют себе критиковатьвсе, начиная от внешнего вида граждан и заканчивая предметами искусства - к примеруслишком откровенные статуи или книги. От Эрдогана лично досталось даже сериалу Роксолана, где, по его мнению, не показан масштаб личностисултана, проведшего полжизни в военных походах.

СветскаяТурция Ататюрка сейчас превращается в Турцию Эрдогана, который открыто возрождаетОттоманскую империю с собой в качестве султана, констатирует в разговоре с Корреспондентом Евгений Сатановский, президент российскогоИнститута Ближнего Востока.

Все ключевые чиновничьи должности в стране теперь занимают религиозные активисты, которые кроме своих основных занятий следят за выполнением норм ислама

“Произошелколоссальный слом всего того, что было сделано в Турции на протяжении XX века”,- отмечает эксперт. Он считает, что действия властей не могли не привести к мощномусоциальному взрыву, а парк Гези оказался последней каплей, переполнившей чашутерпения.

Турция сталастраной, где происходит активная исламизация образования, мусульманские традициивернулись в государственные учреждения и армию, перечисляют турецкие проблемыаналитики. Посажены в тюрьмы или находятся под следствием высокопоставленныевоенные, командовавшие военно-воздушными, военно-морскими и сухопутными силамистраны, уточняет Сатановский. А это те самые люди, которые ранее не позволяливойти исламистам в правительство.

Однако дажесамые заядлые критики премьера не отрицают того факта, что Эрдоган - легитимныйглава государства с 2003 года, переизбранный в 2011-м при поддержке 48 % населения.Более того, за время его правления из разбитой кризисом страны Турция превратиласьв 15-ю экономику мира с чрезвычайно привлекательными условиями для иностранныхинвесторов.

С 2002 годаВВП Турции увеличился более чем втрое, достигнув $ 783 млрд. Ошеломительныйуспех государства позволил аналитикам говорить об экономическом феномене,сравнимом с Китаем.

Все включено

Многочисленныесоциальные группы в Facebook пестрят фотошоп-карикатурами на премьера, накоторых он изображен в костюме падишаха. А снятые на телефон видео того, какполиция избивает демонстрантов, подобно вирусу, распространяются пользователямиинтернета и в считаные минуты становятся достоянием мира.

В то же времясам Эрдоган называет социальные сети самой страшной угрозой обществу. Власти,как могут, противостоят эпидемии: на момент сдачи номера в печать сталоизвестно об аресте как минимум 25 пользователей соцсети Twitter за распространение“клеветы” и “дезинформации”.

Ущемлениесвободы слова теперь больной вопрос в Турции, говорят эксперты. Международнаяправозащитная организация Репортеры без границ назвала эту страну “самойбольшой тюрьмой для журналистов”, предоставив ей 154-е место в рейтинге свободыпрессы (для сравнения: Россия находится на 148-м месте, Беларусь - на 157-м).

Именно Турция является лидером по числу отбывающих тюремный срок представителей прессы (49 человек), за ней следуют Иран (45) и КНР (32).

По даннымнью-йоркского Комитета по защите журналистов, именно Турция является лидером почислу отбывающих тюремный срок представителей прессы (49 человек), за нейследуют Иран (45) и КНР (32). А самыми распространенными обвинениями против турецкихработников массмедиа стали терроризм и антигосударственная деятельность - этомуспособствуют размытые формулировки в местных законах.

Теперь, послерасправы над СМИ, охоты на критиков в социальных сетях и жестких действий полициив отношении участников манифестаций, против действий турецких властей выступил весьцивилизованный мир. Евросоюз на официальном уровне резко осудил насилие,примененное к демонстрантам, однако противостояние между полицией и митингующимипродолжается.

И еслинекогда вступление в ЕС стояло в Турции на повестке дня, то теперь это вряд ливозможно.

К тому же впрошлом году Эрдоган заявил, что, забывая о процессе вступления в ЕС, страна ничегоне теряет. Более того: после визита в РФ и переговоров с российским президентомВладимиром Путиным премьер-министр заговорил об отказе от вступления в Евросоюзвообще, если Турция будет принята в Шанхайскую организацию сотрудничества.

И если некогда вступление в ЕС стояло в Турции на повестке дня, то теперь это вряд ли возможно

Несмотря нато что к турецким событиям приковано внимание мира, Эрдоган демонстрирует невозмутимость:после нескольких высокомерных заявлений по протестам он отправился в международноетурне. С осторожными извинениями в адрес пострадавших от рук полиции“защитников окружающей среды” от лица правительства выступил вице-премьерБюлент Арынч.

Впрочем,действия властей не мешают демократическому миру в целом положительно оцениватьпробуждение гражданского общества в Турции. А Пайпс называет “турецкий бунт”замечательной новостью. По мнению аналитика, наконец-то Партии справедливости иразвития, лидером которой является Эрдоган, ясно дали понять, что она ведет странув неверном направлении.

В своюочередь, Толстякова вспоминает свой недавний разговор с 37-летним гражданином Турции,человеком обеспеченным и много путешествовавшим по миру. Он признался: еще неделюназад был уверен, что через 20 лет Турция станет непригодной страной для такихлюдей, как он, но уже сегодня появился шанс все изменить.

Наступающийисламизм нивелирует экономические успехи страны, считает и Сатановский. “Амбицииэтого человека [Эрдогана]по превращению Турции в региональную сверхдержаву угрожают стране банкротством -политическим и экономическим”, - предостерегает аналитик.  

***

Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 7 июня 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .