Корреспондент: Конец карнавала. После стремительного роста Бразилия оказалась перед кризисом

Из лидера латиноамериканского региона Бразилия рискует превратиться в страну с букетом экономических и социальных проблем, пишет Павел Сивоконь в №34 журнала Корреспондент от 29 августа 2014 года.
АР

Карлос Монторо работает в одном из частных банков Бразилии. «Я тот самый средний класс, на котором, по словам наших властей, держится страна», — говорит он Корреспонденту.

Но поводов для гордости у Монтере мало. «Зарплаты начали падать, а свою консалтинговую компанию я так и не смог открыть — слишком много надо заплатить за разрешения. И так сейчас везде», — сетует банкир.

По его мнению, ситуация пока не критичная, но признаки застоя видны во всех сферах жизни. Особенно огорчает Монторо бездействие властей — реформы остановились несколько лет назад, и положение не меняется.

Ещё год назад казалось, что поколебать стабильность Бразилии невозможно. Экономика страны стремительно росла и даже в условиях мирового кризиса показывала неплохие результаты. В 2012 году ВВП государства вырос на 2,5%, в то время как общий показатель по Латинской Америке не превышал 1%.

Это поддерживало и политическую власть президента Дилмы Руссефф, которая обоснованно рассчитывала на то, что станет главой Бразилии и во второй раз, в 2014-м. Наконец, страна готовилась провести такой долгожданный чемпионат мира по футболу: в последний раз Бразилия принимала первенство в 1950 году, ещё под властью военной диктатуры.

Но сейчас, с началом предвыборной гонки (голосование пройдёт 5 октября), ситуация не столь однозначная. Экономика, подорванная масштабными расходами и оттоком иностранных инвестиций, начинает переживать кризис. Из государства — лидера Латинской Америки Бразилия превращается в рядовую республику региона со всеми характерными проблемами — высоким уровнем коррупции, недоверием к власти и низкими доходами населения.

Из государства — лидера Латинской Америки Бразилия превращается в рядовую республику региона со всеми характерными проблемами — высоким уровнем коррупции, недоверием к власти и низкими доходами населения

«Реформы, которые принесли нам развитие в 2000-х, сейчас уже исчерпывают себя. Нужно искать новые стимулы, иначе страна не сможет идти дальше», — говорит Корреспонденту Марсела Санчес из Отдела внешних связей Латинской Америки и Карибов.

По мнению Санчес, чтобы опять не опуститься до уровня небольших стран континента и победить на выборах, Русеф должна предложить избирателям нечто большее, чем обещания.

Кроме того, все страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) в последние годы испытывают значительные экономические трудности. Эксперты даже считают, что с постепенным возрождением экономической мощи США позиции этих государств ухудшаются.

По данным Всемирного банка, их доля в мировом ВВП упала до 20%, хотя ещё несколько лет назад дотягивала до четверти. Волна индустриализации в этих странах заканчивается, и им нужно думать над тем, как двигаться дальше.

В случае Бразилии первым шагом должно стать преодоление коррупции во власти. В этом и состоит проблема Руссефф, которая теперь сама ассоциируется с нечестным режимом. Поэтому её победа на выборах становится очень сомнительной, особенно учитывая, что Бразилия всё ещё переживает разгромное поражение на чемпионате мира.

Президент и конкуренты

Сейчас для Русеф главное победить; задача получения более 50% голосов, как ранее, уже не стоит. И тут ей может помочь только отсутствие сильного лидера в рядах оппозиции.

Глава социалистической партии Эдуарду Кампуш несколько недель назад погиб в автокатастрофе, а его ближайший соратник Аэсио Невес не имеет такой поддержки среди населения. Невес в своё время был обвинён в связях с властью штата Сан-Паулу, которым он помогал получать выгодные подряды на строительство инфраструктуры. И сейчас непонятно, насколько он готов к борьбе за власть.

Другой политический лидер, бывший министр экологии Мариана Сильва, пока также не стала достаточно популярной в масштабах всей страны. Хотя эксперты считают, что сейчас Сильва, у которой сложился нехарактерный для Бразилии образ честного политика, может побороться за власть, если договорится с крупным бизнесом.

В итоге Русеф придётся не конкурировать со своими противниками, а доказывать бразильскому народу, что она нужна ему. И пока экономические показатели не в пользу президента.

Реформы, начатые её предшественником Лулой да Сильвой, увенчались успехом — в начале 2000-х валовый продукт Бразилии рос со скоростью 5-8%. И главным секретом успеха был отказ от социализма и упор на развитие собственной промышленности

Реформы, начатые её предшественником Лулой да Сильвой, увенчались успехом — в начале 2000-х валовый продукт Бразилии рос со скоростью 5-8%. И главным секретом успеха был, по мнению аналитика Банка международных расчётов Карлоса Монторо, отказ от социализма и упор на развитие собственной промышленности.

«На 60% эта индустриализация опиралась на добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство, но и этого было достаточно для ускорения», — говорит Монторо.

В то же время высокий спрос на ресурсы и продовольствие в мире поддерживал приток валюты в страну. Бразилия одной из первых стала поставлять развитым государствам сахарный тростник и рапс как сырьё для биодизеля. За последние 20 лет количество машин с гибридным двигателем только в США выросло втрое, а значит, увеличился и спрос на новое топливо.

Также Бразилия начала отказываться от политики популизма и постаралась создать собственный средний класс.

«До этого в Южной Америке или подкармливали бедных перед голосованием, или устанавливали военную хунту. Другого пути развития не было», —говорит Джон Негропонт из Йельского университета.

В Бразилии же впервые смогли создать аналог капиталистического общества. Но сейчас именно это и создаёт проблемы для страны.

Ловушка среднего дохода

Средняя зарплата в Бразилии, по данным The Economist Intelligence Unit, составляет примерно $ 400 — втрое больше, чем у соседей по континенту. И значительная часть роста зарплат пришлась на последнее десятилетие. Но теперь рост доходов будет постепенно падать.

«Бразилия попала в классическую «ловушку среднего дохода», когда продажа ресурсов не даёт больше ускорения экономике, а промышленность ещё не может выпускать высокотехнологические товары», — считает Санчес.

За последние несколько лет экономическое развитие «бразильского чуда» начало постепенно замедляться. Между тем государственный аппарат, на содержание которого уходит до 5% бюджета, мог иметь большие аппетиты в период роста, но теперь его коррумпированность всё чаще раздражает избирателей.

Поэтому неудивительно, что вначале 2014-го по стране прокатились протесты против проведения чемпионата мира по футболу. В крупных городах считали преступлением тратить огромные деньги на стадионы, пока нет нормальных дорог и школ. Тогда полиция разогнала манифестантов, но в течение года забастовки постоянно повторялись.

Популярность власти могла бы поднять хорошая игра сборной Бразилии на чемпионате, но команда проиграла немцам со счётом 7:1. При этом только на строительство стадионов к первенству потратили $ 2,3 млрд, и чиновников обвиняли в том, что значительная часть этих денег была просто похищена. По оценкам ООН, всего страна израсходовала на проведение футбольного турнира $ 10 млрд.

Кроме того, бразильцы не очень рады международным амбициям своих лидеров, особенно в рамках БРИКС. В начале прошлого года этот союз заявил о намерении создать Банк развития и Фонд национальных валют. Бюджет Банка развития — $ 100 млрд — будет формироваться за счёт взносов каждой страны. Больше всего должен внести Китай — $ 41 млрд, еще $ 18 млрд — Россия. Столько же внесут вместе Индия и Бразилия. Взнос ЮАР составит всего $ 5 млрд.

По мнению лидеров БРИКС, новые банк и фонд в будущем смогут заменить МВФ и Всемирный банк в международной финансовой системе.Эксперты считают, сейчас у Бразилии нет средств на этот проект, но Москва и Пекин толкают страну на участие в нём.

Таким образом, чтобы удержаться при власти и не привести Бразилию к длительному экономическому застою, у Русеф есть два варианта: начать проводить политику популизма, как уже не раз делали её предшественники, или решиться на новый этап реформ. Во втором случае страна сможет вырваться из рецессии, но для этого нужно будет побороть коррупцию и отказаться от амбициозных международных проектов.

***

Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 29 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.