Обзор прессы Британии: Шотландия показала пример демократии

Все британские газеты много пишут о референдуме в Шотландии по вопросу о независимости.

 

Пример для всего мира

Daily Telegraph в своей редакционной статье заявляет, что каким бы ни оказался результат референдума, Великобритания никогда не будет такой, как прежде.

Да, единение корон Англии и Шотландии останется в силе, так как королева Елизавета II останется главой государства в Шотландии даже в случае, если та выберет независимость.

Но, продолжает газета, отделение Шотландии приведет к расколу в институтах создававшимися веками, и к разделу собственности. Как и в любом разводе, это будет болезненный процесс.

Но если Шотландия скажет "нет" независимости, в особенности если это будет сделано лишь с небольшим перевесом, то это тоже принесет серьезные проблемы.

Independent считает, что если Шотландия проголосует за независимость, то это будет последним примером британской демократии.

Развитие демократии в Великобритании было совместным английским и шотландским процессом с тех пор, как в 1797 году был заключен Акт об унии.

Процесс заключения этого акта был сам по себе полностью демократическим по стандартам того времени. Переговоры велись между представителями парламентов обеих стран, а затем оба парламента приняли необходимое законодательство.

"Это – лучший пример демократии"

Independent

То, что демократия оказалась именно англо-шотландским достижением, можно продемонстрировать с помощью такого примера: с 1797 года 12 британских премьер-министров либо родились в Шотландии, либо были шотландского происхождения.

И процесс роспуска унии, если того захотят шотландцы, также начался именно в парламенте, принявшем необходимые законы для проведения референдума.

Ожидается, что явка избирателей на шотландском референдуме будет необычайно высокой. Рекордные 97% людей старше 16 лет зарегистрировались для голосования.

Опросы общественного мнения указывают, что как минимум 90% "твердо намерены" проголосовать. Этот процент практически не меняется в зависимости от возраста или социального класса.

Это – лучший пример демократии. Именно поэтому, то, как был организован и проведен шотландский референдум, окажет большое влияние на весь мир, вне зависимости от его результата.

Если процесс может быть организован с соблюдением всех законов, мирно и с максимальным участием граждан, как это было сделано в Шотландии, то почему каталонцы, или баски, или бретонцы, или корсиканцы, или фламандцы, или даже венецианцы, не могут также подвергнуть испытанию свои надежды, задается вопросом Independent.

Как помочь Украине

 

Financial Times публикует статью Юджина Румера, директора программ по России и Евразии Фонда Карнеги в Вашингтоне, под заголовком "Украине нужны деньги, а не оружие".

В четверг в Вашингтон на встречу с президентом Бараком Обамой прибывает украинский президент Петр Порошенко. Этот визит наверняка приведет к призывам предоставить его стране оружие, с тем, чтобы она могла защитить себя от российской агрессии. Подобные призывы неправильны, пишет автор статьи.

Украине не нужно новое оружие для того, чтобы вести войну, которую она не может выиграть, и которая лишь продолжит ее мучения. Украине нужна экономическая помощь.

"Друзья Украины могут ей помочь. Они должны предложить ей гораздо более щедрый пакет экономической помощи. Если, как многие заявляют, от этого зависит судьба единой и свободной Европы, то эту цену стоит заплатить "

Юджин Румер в Financial Times

Армия Украины, давно уже охваченная коррупцией и плохим управлением, как и весь остальной государственный сектор, - не чета военной машине России. Дополнительное оружие тут не поможет, считает Юджин Румер.

Украине необходимо создать новую армию, профессиональную, хорошо подготовленную, с современным командованием и управлением, разведкой и логистикой. Для этого потребуются деньги, международная помощь и годы, если не десятилетия.

Отправлять оружие существующей смеси плохо обученных регулярных войск, волонтеров и частных армий, финансируемых олигархами, лишь продолжит агонию. С другой стороны, Украине жизненно необходима экономическая помощь, подчеркивает Румер.

Согласно оценкам Международного валютного фонда, в этом году экономика Украины сократится на более чем 6%. Инфляция достигнет 19%. Безработица уже достигла 9% и продолжает расти. МВФ предупреждает, что к концу 2015 года Украине может понадобиться еще 19 млрд долларов помощи, в случае если конфликт на востоке страны продолжится.

Украине нужен мир для того, чтобы восстановить страну, что гораздо важнее сопротивления российской агрессии, считает автор.

У Украины нет никакого выбора, кроме как признать грустную реальность того, что она не может в военном отношении соперничать с Россией. Перед Порошенко стоит лишь один единственный выбор – позволить Донецку и Луганску, находящимся под контролем пророссийских сепаратистов, получить автономный статус, а самому сконцентрировать свои усилия на восстановления страны и на реформах.

Друзья Украины могут ей помочь. Они должны добиваться создания миротворческих сил под эгидой ООН для поддержания прекращения огня на востоке Украины. И они должны предложить ей гораздо более щедрый пакет экономической помощи.

Если, как многие заявляют, от этого зависит судьба единой и свободной Европы, то эту цену стоит заплатить, пишет Юджин Румер в Financial Times.

Продавать акции

 

Financial Times продолжает обсуждать арест владельца АФК "Система" Владимира Евтушенкова.

По мнению инвесторов и аналитиков, этот арест означает возникновение нового порядка в Москве, встревоженной усиливающейся международной напряженностью. Многие также опасаются, что и другие аполитичные, или даже близкие к Кремлю миллиардеры могут быть так же агрессивно принуждены к расставанию со своей собственностью.

"Большинство инвесторов надеются, что Евтушенков будет освобожден вскоре после того, как разрешится история с "Башнефтью", однако его арест привел к опасениям, что власти в России могут захотеть еще большего"

Financial Times

Аналитики считают, что позиция президента Путина по вопросу о принадлежащей на данный момент Евтушенкову "Башнефти", видимо, объясняется слабеющими позициями "Роснефти".

Как и другие компании и лица, пострадавшие из-за санкций США и ЕС, "Роснефть" считает, что государство должно ей помочь. Летом компания обратилась к правительству России за финансовой помощью в размере 42 млрд долларов. Во вторник вице-премьер Аркадий Дворкович дал понять, что "Роснефть" может получить какую-то помощь из Фонда национального благосостояния.

За первые шесть месяцев этого года объем добычи нефти "Роснефти" не изменялся, в то время как "Башнефть" увеличила добычу на 9%.

Интерес главы "Роснефти" Игоря Сечина к "Башнефти", судя по всему, объясняется прагматическими экономическими интересами, а также его аппетитом в том, что касается расширения своей компании, считает FT.

Большинство инвесторов надеются, что Евтушенков будет освобожден вскоре после того, как разрешится история с "Башнефтью", однако его арест привел к опасениям, что власти в России могут захотеть еще большего.

В отдельной статье на ту же тему Financial Times напоминает о том, что арбитражный суд в Гааге постановил, что Россия должна выплатить 50 млрд акционерам ЮКОСа - за конфискацию имущества этой компании.

Эти деньги вряд ли будут выплачены, пишет газета. Но решение суда, занимающее 615 страниц, является очень хорошим учебником.

В нем подробно описываются абсолютно законные механизмы, которые используются в России для передела собственности.

Оно также демонстрирует, что должны сделать инвесторы с акциями российской компании, принадлежащей какому-либо олигарху, которой вдруг заинтересовалось либо государство, либо "Роснефть". Такие акции следует продавать, пишет Financial Times.

Источник: Русская служба Би-би-си