Крым, ядерное оружие РФ. Лукашенко пошел ва-банк
На этой неделе, сначала на совещании по вопросам военной безопасности, а затем и в интервью МИА Россия сегодня, Александр Лукашенко сделал несколько громких заявлений. Крым - российский, и он готов туда приехать. Ядерное оружие РФ может вернуться на территорию Беларуси (если НАТО разместит свое в Польше).
Читай также: Украинские военные предложили России "спасти Крым" – Лукашенко
А при возникновении российско-украинского конфликта он поддержит Москву: "Если только Украина попробует развязать конфликт с Россией, в стороне Беларусь не останется". Но что после таких обещаний он надеется получить от Кремля взамен? Рассказывают эксперты.
Деньги от России и эскалация с Западом
"Говорить о том, что Лукашенко пообещал все что угодно, с моей точки зрения, преждевременно, - считает Аркадий Мошес, директор исследовательской программы по европейскому соседству ЕС и по России Финского института международных отношений. - Он не пообещал вхождения Беларуси в состав России, политической интеграции. Он пообещал поездку в Крым, но не политическое признание с соблюдением всех процедур. А даже если и это когда-нибудь произойдет, то не знаю, насколько будет серьезным эффект. С учетом того, сколько раз Беларусь в ООН голосовала за резолюции против территориальной целостности Украины, это будет небольшая юридическая подвижка".
Эксперт считает, что Лукашенко продолжает свою прежнюю политику: обещает что-то, чтобы привлечь к себе лишний раз внимание - и прежде всего международных СМИ: "Тут более широкий контекст - давления на Запад, проблем, которые он все еще может создать Западу через якобы размещение российского ядерного оружия, через признание Крыма и так далее".
Читай также: Лукашенко пообещал "делать все, чтобы Украина стала нашей"
По мнению Мошеса, сейчас Лукашенко добивается, двух вещей: "Одна очевидная - это деньги, увеличение финансовой подпитки. То, что ему удалось получить в течение последних 15 месяцев, его не устраивает".
Вторая - повышения уровня эскалации в отношениях с Западом таким образом, чтобы это автоматически повышало и уровень эскалации в отношениях Запада с Россией.
"Россия, конечно же, поддерживает режим в Минске, но, тем не менее, мы неоднократно видели сигналы, что не каждая война Лукашенко с Западом - Варшавой, Вильнюсом или Берлином - автоматически становится войной, которая непосредственно затягивает Россию. Вот он и пытается сейчас добиться, мне кажется, именно того, чтобы Россия с большей энергией вписывалась за него, а не маневрировала заявлениями, что конституционный референдум - это хорошо, и диалог с оппозицией - тоже было бы неплохо", - поясняет Аркадий Мошес.
Читай также: Среди организаторов доставки мигрантов были чеченцы - Лукашенко
"Нужно согласие Москвы на три миллиарда"
Белорусский политический аналитик Артем Шрайбман считает, что подобные высказывания Лукашенко стали возможными, потому что он больше не получает бонусов от прежней нейтральной позиции в российско-украинской конфронтации.
"Он больше не миротворец, не посредник, не медиатор, больше никто не обращается за минской площадкой, по крайней мере, за проведением в Минске каких-то переговоров. Никаких бенефитов он от этого уже не видит, и ему легче пойти на полное присоединение к российской позиции", - отмечает Шрайбман.
При этом, по его мнению, взамен Лукашенко ожидает от Кремля кредита в три миллиарда долларов от Евразийского банка развития: "Банк контролируется Россией, поэтому нужно будет согласие Москвы, чтобы дать эти деньги".
Аналитик говорит, что Лукашенко в следующем году надо выплачивать более трех миллиардов долларов внешнего долга: "И ему надо тратить почти все свои ликвидные резервы либо рефинансировать (кредиты - ред.) за счет России. Вот он сейчас, очевидно, хочет рефинансировать их за счет России, поэтому пытается ее каким-то образом ублажить в момент принятия этого решения".
Артем Шрайбман также напомнил, что недавно Путин выступил "со странным заявлением о том, что Лукашенко надо поговорить с оппозицией".
"Я думаю, что это был тревожный звоночек для Минска, и поэтому возникла потребность в каких-то уступках. И, выбирая, в чем уступать, - глубже интегрироваться или признать Крым, - Лукашенко сделал выбор в пользу Крыма, потому что это уже, повторюсь, для него не так принципиально", - полагает Шрайбман.
Читай также: Лукашенко мог выдать "вагнеровцев", Украина не дала документы, - Ермак
"Это не капитуляция перед Россией"
Политический аналитик из Беларуси Петр Кузнецов пишет, что после протестов 2020 года режиму так и не удалось полностью стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, она контролируется исключительно силовым путем.
При этом последние заявления Лукашенко Кузнецов рассматривает не как капитуляцию перед Россией, а, наоборот, как нежелание выполнять ее условия.
"Все это - одновременно борьба с Россией и выдвигаемым ею сценарием и попытка предотвратить либо разрушить (если таковой уже есть) сговор Евросоюза и Москвы относительно того, что белорусскую власть посредством продвигаемого Путиным референдума и предполагаемых новых механизмов контроля будут "нормализовывать" - вплоть до полной замены", - считает он.
Читай также: Лукашенко заговорил о ядерном оружии в Беларуси: "Предложу Путину"
Москва, по словам аналитика, теперь делает ставку не на одного человека, а на "изменение институциональных условий, на усложнение самой политической системы с последующим ползучим проникновением в белорусскую политику на всех уровнях".
И Кремль, добавляет Кузнецов, "дожимает" тему конституционного референдума в Беларуси как пути выхода из политического кризиса: "Заявлен референдум на февраль, собственно, сроки уже поджимают, надо проводить, а еще не был даже опубликован предварительный вариант (поправок в конституцию - ред.)".
Сейчас же, по выражению аналитика, "речь идет об информационно-смысловой атаке, единственное предназначение которой - путем шантажа и ультиматумов принудить Запад к диалогу и разблокировке (западного - ред.) "вектора" (белорусской внешней политики - ред.), чтобы получить возможность "соскочить" с рокового референдума, навязываемого Москвой".