Корреспондент: Большая распродажа
Оксана Хоменко знает о конфискованном имуществе практически все. "Зачем платить больше", - совсем как герой рекламы, рассуждает она. Настольная книга Хоменко - распечатка с адресами магазинов-складов, где продается конфискат. "Если успеть на открытие склада, то можно с огромной скидкой купить практически новую вещь", - объясняет покупательница, которая не далее как в октябре этого года таким образом купила плазменный телевизор за 4 тыс. грн. Точно такой же в обычных магазинах стоит все 6 тыс. грн.
Практически вместе с телевизором Хоменко выкупила долги его бывшего владельца, должника по кредиту, которого судебные исполнители навестили месяцем раньше и заставили заплатить по счетам - если не деньгами, то нажитым добром.
Сегодня сотни тысяч арестованных автомобилей, квартир, бытовой техники и тонны задержанного импорта, пройдя через руки банкиров, налоговиков и таможенников, получают статус конфиската и одновременно - мечты покупателя: арестованные товары обычно перепродаются с существенной скидкой.
Что касается "поставщиков" товара, то на первом месте - банкиры, стремящиеся таким образом вернуть деньги, данные в кредит. По информации Ассоциации украинских банков, за время кризиса в финансовых учреждениях накопилось отобранное у должников имущество на немалую сумму - 6 млрд грн. А за девять месяцев этого года на баланс банков-кредиторов поступили около 0,5 млн квартир и 350 тыс. автомобилей. По словам президента Ассоциации частных инвесторов Украины Сергея Десяка, это делает украинских финансистов крупнейшими в стране торговцами недвижимостью и автомобилями.
В целом, по словам экспертов, объем отчужденного банками и госорганами имущества достиг рекордного в истории объема 10 млрд грн., что в пять раз превышает прошлогодний показатель.
Меньше банкиров, но тоже на грани исторического максимума, собрали конфискат таможенники, налоговики и прочие госорганы. Таможенные зачистки потенциальных контрабандистов, спецоперации налоговиков и работа судебных исполнителей с должниками за 2010 год наполнили склады арестованным товаром на 2,8 млрд грн. - в три раза больше, чем в 2008-м.
В целом, по словам экспертов, объем отчужденного банками и госорганами имущества достиг рекордного в истории объема 10 млрд грн., что в пять раз превышает прошлогодний показатель. По большей части конфиската уже приняты судебные решения по его реализации: коммерческие и государственные конфискаторы намереваются вернуть свои деньги, продав арестованное судом имущество с молотка.
Процесс не оставляет равнодушным изрядно просевший во время кризиса частный бизнес. Если в прошлые годы заявку на продажу конфиската в Министерство юстиции подали только несколько государственных предприятий, то уже в 2010-м в тендере на его продажу кроме госкомпаний участие приняли два десятка частных компаний.
Процесс не оставляет равнодушным изрядно просевший во время кризиса частный бизнес.
"Кризис [кризисный год] с его многочисленными личными банкротствами и корпоративными дефолтами стал самым урожайным годом по объему собранного конфиската, который уже стал самым выгодным предложением на рынке, - уверен предприниматель Валентин Цисарчук, пятый год торгующий арестованным имуществом. - Сейчас у продавцов конфиската можно найти практически все - от элитных квартир и автомобилей до мебели и продуктов".
Прием товара
Пару лет назад Цисарчук твердо решил закрывать свой бизнес: на рынке залогового имущества и конфиската, где он пытался заработать, делать было нечего - объемы потребительского кредитования росли, а заемщики исправно платили по счетам. Спас загрустившего было предпринимателя грянувший кризис. "В начале прошлого года мне стало понятно, что возврат назад в банки товаров, взятых в кредит, будет просто колоссальным, - вспоминает Цисарчук. - Просто нужно было немного подождать".
Интуиция бизнесмена не подвела. Его надежды оправдались в начале 2010 года, вместе с началом масштабных кампаний крупнейших банков по возврату залогового имущества заемщиков. К примеру, как сообщил Корреспонденту заместитель председателя правления банка Финансы и Кредит Игорь Копертехин, только его финучреждение в 2010 году подало более 18 тыс. исков на взыскание залогового имущества. Несмотря на то что большинство банков учредили специальные торговые департаменты по сбыту своего кризисного возврата, часть залогового имущества, выбитая судами и коллекторами, попала на реализацию к Цисарчуку и его коллегам. За последние два месяца компания Цисарчука продала семь залоговых автомобилей и дом в Сумах.
Под лозунгом борьбы с контрабандой за первый месяц спецопераций таможенники изъяли из оборота этих сетей товаров больше чем на 200 млн грн.
"Это, конечно, хорошо, но мизер по сравнению с общим количеством конфиската на рынке", - отмечает бизнесмен. Он имеет в виду изъятое имущество, которое появилось на складах государственных исполнителей после масштабных совместных операций таможенной и налоговой служб. В середине года в орбиту проверок фискальных ведомств попали магазины драгоценностей и товаров роскоши, в том числе принадлежащие крупным международным компаниям.
Под лозунгом борьбы с контрабандой за первый месяц спецопераций таможенники изъяли из оборота этих сетей товаров больше чем на 200 млн грн. В итоге только во втором квартале 2010 года фискальные службы провели больше 1 тыс. подобных проверок и конфисковали товара на 400 млн грн.
Теперь же продавцы ожидают поступлений конфиската после таможенных проверок в крупнейших Одесском и Ильичевском морских портах. Оттуда торговцам уже доставляются контейнеры с арестованной мебелью и брендовой одеждой - последнюю пытались ввезти в Украину как китайский ширпотреб. В результате с начала года по настоящее время таможенники собрали конфиската на 0,8 млрд грн. Часть его сегодня проходит оценку и скоро попадет на аукционы к официальным продавцам.
В целом, как сообщили Корреспонденту в Министерстве юстиции, государственные исполнительная служба в 2010 году собрала конфиската на 2,8 млрд грн., который уже передан аккредитованным при Минюсте торговым компаниям и готов к продаже.
В целом, как сообщили Корреспонденту в Министерстве юстиции, государственные исполнительная служба в 2010 году собрала конфиската на 2,8 млрд грн., который уже передан аккредитованным при Минюсте торговым компаниям и готов к продаже.
Львиная доля арестованного имущества попадет на отечественные товарные биржи. По словам участников рынка, именно туда стекается основной массив самого разного товара. Так, например, на универсальной бирже Миранда можно купить практически любой конфискат - от копеечной тушенки до бриллиантов. Там же продаются двухэтажные особняки и элитные автомобили.
"После кризиса наш ассортимент расширился, и теперь на этом рынке можно купить практически все что угодно", - говорит управляющий биржей Александр Радченко.
В 2010 году наибольшим спросом у торговцев конфискатом, по словам Радченко, пользуются залоговые автомобили и просроченная кредитная недвижимость. Причем лотами последней категории, по словам Сергея Костецкого, специалиста по маркетингу консалтинговой компании SV Development, интересуются, прежде всего, международные инвестиционные фонды, тесно связанные с украинскими банками.
"Они массово выкупают самую привлекательную недвижимость у своих же банков по ее остаточной стоимости, - утверждает Костецкий, - а когда рынок недвижимости восстановится и цены поднимутся, то этот актив будет продан, но уже по другим ценам".
Дешево и сердито
В то же время торговля конфискованным товаром не всегда является кристально чистым предприятием. Нередко изъятое имущество по низким ценам продается посредникам, которые в свою очередь перепродают его уже по рыночным ценам.
Это выгодно бизнесменам, но не госбюджету: по словам Валентина Симоненко, председателя Счетной палаты Украины, сейчас от продажи конфиската на сотни миллионов гривен в казну попадает немного. "Реализация конфискованного имущества - это кормушка для бизнеса и чиновников, которая с каждым годом совершенствуется с помощью новых схем", - считает Симоненко.
Причем цены на арестованное имущество перед продажей занижают - для этого используются вполне законные правила организации проведения аукционов. Согласно им, если товаром никто не заинтересовался, он выставляется на продажу с 20%-й скидкой.
В любом случае, с использованием схем или без них, по словам Цисарчука, товары этой категории обычно продаются дешевле, а магазины, ими торгующие, популярны среди потребителей.
"Например, на имущество ценой в $ 100 тыс. есть покупатель, но ему говорят: давай сделаем вид, что это никому не интересно, выставим на повторный аукцион за $ 80 тыс., а ты дополнительно заплатишь нам $ 10 тыс. за участие в схеме, - расшифровывает схему Роман Марченко, старший партнер юридической фирмы Ильяшев и Партнеры. - Таким образом и покупатель экономит $ 10 тыс., и продавец внакладе не остается".
В любом случае, с использованием схем или без них, по словам Цисарчука, товары этой категории обычно продаются дешевле, а магазины, ими торгующие, популярны среди потребителей.
"Я понимаю, что они зарабатывают на таком товаре кучу денег, но даже с их накрутками мне дешевле купить тут, чем в соседнем супермаркете", - признается Корреспонденту Хоменко, одна из завсегдатаев магазина Цисарчука, который находится в столице неподалеку от Дворца Украина.
Долговые обязательства
Пик продаж арестованного имущества придется на следующий год, полагают эксперты. Именно тогда, утверждает Десяка, проблемная задолженность в украинских банках достигнет своего максимума, и активные продажи залогового имущества станут реальным шансом уменьшить колоссальные суммы проблемных кредитов.
Пик продаж арестованного имущества придется на следующий год, полагают эксперты.
К освобождению от такой задолженности банкиров подгоняет и Национальный банк Украины. Глава совета НБУ Петр Порошенко заявил о необходимости помочь отечественным банкам освободиться от кредитной задолженности всеми возможными способами.
Выброс залогового имущества на рынок, по словам Десяка, может начаться по инициативе наибольших системных банков страны, у которых крупные портфели проблемных кредитов. Прежде всего это Райффайзен Банк Аваль, ПриватБанк, Укрсиббанк, Проминвестбанк и Кредитпромбанк. Причем в крупнейшем из них, в Райффайзен Банке Аваль, по итогам трех кварталов текущего года портфель проблемных кредитов достиг 33%, что существенно превышает допустимые в Украине 26%.
Согласно прогнозам финансистов, по итогам 2010 года рост проблемной задолженности украинских банков в среднем может составить до 15% от банковского кредитного портфеля, то есть повысится с нынешних 65 млрд грн. до 80 млрд грн. А в результате, уверен Десяка, банкиры будут активнее продавать имущество должников.
Впрочем, бизнесмены, реализующие конфискат, этому только рады. К примеру, Цисарчук уже планирует расширять свой бизнес: в его планах переключиться на залоговые автомобили, которые особенно хорошо продаются этой зимой. "Некоторые из банков уже сами начали зондировать почву, сколько им придется заплатить за организацию продаж своего возврата, - объясняет торговец, - остается лишь дождаться, когда они откроют свои закрома".
Сдаем добро
Чем украинцы расплачивались по кредитам и долгам после кризиса*
1. Автомобили - 700 млн грн.
2. Недвижимость (жилищная) - 1,2 млрд грн.
3. Недвижимость (коммерческая) - 1 млрд грн.
4. Товары ширпотреба - 400 млн грн.
5. Конфискат государственной исполнительной службы - 1,5 млрд грн.
* Конфисковано по решению суда в пользу кредиторов или госбюджета
Данные ннформационно-справочной службы Корреспондента, портала UA makler, ГНАУ, Государственной исполнительной службы, Счетной палаты Украины
***
Эта статья опубликована в №48 журнала Корреспондент от 17 декабря 2010 года.
Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.