Корреспондент: Сделанные в Украине. Страна стала кузницей новых граждан для многих стран мира
Чтобы зачать ребенка, 45-летний аргентинец Мариано с женой отправился буквально на край света - в Украину. Харьковские врачи при помощи матери-украинки подарили супругам сразу двоих малышей - девочек.
Радость заокеанской паре, не назвавшей Корреспонденту свою фамилию, стоила около $ 20 тыс., тогда как в Аргентине то же мероприятие стоит вдвое дороже. К тому же разрешение на него пришлось бы спрашивать у социальных служб, врачей и представителей церкви.
"Поначалу было много сомнений. Пугало огромное расстояние, - рассказывает счастливый отец Мариано. - Но оно того стоило".
Так же как и он, в Украину за потомством сегодня едут бесплодные пары из самых разных уголков мира, где процедура суррогатного (или заместительного) оплодотворения либо запрещена, либо накладна и не покрывается медстраховкой. К примеру, в США и странах Западной Европы цены на нее стартуют от $ 80-100 тыс.
Между тем клиенты украинских клиник могут уложиться в $ 20-30 тыс., из которых $ 4,5-7,0 тыс. - вознаграждение за услуги сурматери (так на медицинском сленге называют женщин, вынашивающих чужих детей).
По оценке врачей-репродуктологов, за минувшие два года с целью лечения бесплодия в Украину обратились около 2,0-2,5 тыс. иностранных пар - годом раньше было около 1 тыс. клиентов.
В Украину за потомством сегодня едут бесплодные пары из самых разных уголков мира, где процедура суррогатного (или заместительного) оплодотворения либо запрещена, либо накладна и не покрывается медстраховкой
Не для всех из них лечение завершилось рождением младенца от суррогатной матери, но, по словам Валерия Зукина, директора клиники Надія, только в его учреждении из 27 случаев применения технологии сурматеринства в 17 родителями-заказчиками являлись соотечественники, тогда как в десяти случаях - иностранцы.
Согласно общепринятой в медицинских кругах точке зрения, суррогатный способ зачатия среди прочих репродуктивных услуг является штучным товаром - в Украине ежегодно совершается до 150 таких операций (или 1-2% от общего числа репродуктивных операций в стране). Для сравнения: в Великобритании проводят 20-30 суррогатных зачатий в год, в Финляндии - одно-два, в других странах Европы - в среднем до десяти.
За минувшие два года с целью лечения бесплодия в Украину обратились около 2,0-2,5 тыс. иностранных пар
Даже в США, мировом центре заместительного материнства, на него приходится лишь 1% всех репродуктивных операций. За десять лет таким образом здесь родилось около 4 тыс. детей.
Многие пары из-за рубежа получают в Украине то, что запрещает закон в их странах: к примеру, в Германии и Франции использование сурматеринства карается тюремным заключением сроком до трех лет. В то время как украинское законодательство, которое четко не регламентирует процедуру заместительного материнства, гуманно и справедливо относится к женщинам, неспособным самостоятельно выносить ребенка, считает Вадим Настоящий, директор юридической компании Евроконсалтинг.
Благоприятному имиджу страны - кузницы младенцев для всего мира способствует также высокий уровень отечественной репродуктологии, отмечает Александр Юзько, глава Украинской ассоциации репродуктивной медицины. "Да и проживание, питание в нашей стране гораздо дешевле", - перечисляет он немаловажные аргументы.
Made in Ukraine
Гарри Гордон, 45-летний американец из Лас-Вегаса, и его жена ищут суррогатную мать для своего будущего ребенка на других континентах. Пара уже было нацелилась на Индию, известную низкими ценами на такие услуги и либеральным законодательством, а потом переориентировалась на Украину.
"В Индии это [процедура сурматеринства] дешевле, чем у вас, но у украинских женщин очень хорошие гены", - сыплет комплиментами в разговоре с Корреспондентом американец.
Репродуктивные клиники и центры, которых сегодня в стране более трех десятков, расположенных в крупнейших городах страны - Киеве, Харькове, Львове и Донецке, - предмет активного обсуждения на форуме немецкого сайта eizellspende.de, посвященного проблемам бесплодия. Отдельная ветка посвящена одной из дорогих акушерско-гинекологических клиник столицы - Исиде.
Получить помощь в Украине согласно рекомендациям Украинской ассоциации репродуктивной медицины (УАРМ) могут далеко не все иностранцы, а только супружеские пары, состоящие в официальном браке.
Так, немка Ариадна, сделавшая там операцию по искусственному оплодотворению, вовсю ругает квартиру, которую снимала в центре Киева, зато не скупится на похвалы в адрес клиники и рекомендует ее своим собеседникам на форуме.
Заплатив за процедуру 5 тыс. евро (в Германии это стоило бы не меньше 12 тыс. евро), она осталась довольна качеством украинского частного медсервиса. И, как косвенное подтверждение высокого уровня клиники, Ариадна добавляет: "Такого количества автомобилей Porsche Cayenne, Range Rover, Lexus, как возле Исиды, я не видела нигде".
Тем временем число пациентов-иностранцев в частных столичных клиниках репродуктивной медицины растет: к примеру, в Надії их количество ежегодно увеличивается на 10%, а в клинике Виктория за последние пять этот показатель стал на 25% выше.
По словам Зукина, отечественную репродуктологию в лице его Надiї успели оценить клиенты из США, Израиля, Великобритании и Швеции. Однако получить помощь в Украине согласно рекомендациям Украинской ассоциации репродуктивной медицины (УАРМ) могут далеко не все иностранцы, а только супружеские пары, состоящие в официальном браке.
Правда, медики зачастую закрывают глаза, как на рекомендации, так и на тот факт, что в некоторых государствах суррогатное материнство запрещено законами. В результате граждане этих стран, чьи дети были рождены в украинских клиниках с помощью заместительной технологии, не могут перевезти потомство к себе на родину.
Так, 39-летний француз Патрис Лерок, которому украинская сурмама в январе родила двойню - девочек Вики и Ким, - в марте был задержан на украинской границе при попытке провезти малышей в мебельном ящике кемпинг-фургона. У Лерока не было необходимого проездного документа - детского паспорта, который в случаях рождения французов на территории другой страны выдает консульство Франции. Дело в том, что консул отказал Лероку, поскольку суррогатное материнство по французским законам является преступлением.
В результате граждане этих стран, чьи дети были рождены в украинских клиниках с помощью заместительной технологии, не могут перевезти потомство к себе на родину.
Теперь согласно решению украинского суда малышки до выяснения обстоятельств остаются с отцом в Ужгороде, причем за нарушение пересечения границы француз заплатит штраф в сумме 15 тыс. грн. Тем временем Орелия, жена Лерока и генетическая мать девочек, пытается легализовать детей во Франции.
Для 27-летнего гея Лорана Гиляйна и его бойфренда из Бельгии, где также запрещено заместительное материнство, процесс легализации затянулся на два года. Поначалу бельгийское консульство отказывалось выдать документы на их сына Самуэла, рожденного суррогатной матерью в Харькове, и пара пыталась вывезти ребенка по поддельным документам с помощью нанятых агентов, которые были задержаны на границе.
В итоге все кончилось хеппи-эндом - для мальчика удалось получить необходимые проездные документы. "Бельгийцев изначально неправильно сориентировали украинские юристы - заранее не предупредили обо всех возможных сложностях, - отмечает адвокат Георгий Раданович, представлявший интересы гей-пары в Украине. - Поэтому в итоге они потратили много денег и нервов".
Незаконнорожденные
20 лет назад в Харькове родилась Екатерина Кулева - первый ребенок из пробирки в странах бывшего СССР. С тех пор отечественные репродуктологи заслужили признание в Западной Европе: по оценкам специалистов, эта сфера украинской медицины не отстает от мировых тенденций.
"Многие иностранцы приезжают в Украину ради репродуктивных технологий", - констатирует Элен Лефевр-Шоле, директор международного проекта Здоровье матери и ребенка, реализуемого USAID, а затем в разговоре с Корреспондентом высоко оценивает украинские частные клиники, квалификацию их персонала и оборудование.
Однако этот имидж отечественных врачей-репродуктологов легко испортить, к примеру, такими инцидентами, как с вышеупомянутыми французами или бельгийцами, замечает народный депутат Катерина Лукьянова. По ее мнению, украинские врачи не должны браться помогать бесплодным парам при помощи сурматеринства в тех случаях, когда заказчики - граждане стран, где оно запрещено. Мол, на Западе никто не будет разбираться в нюансах инцидента, а негативное впечатление о стране останется.
Украинские врачи не должны браться помогать бесплодным парам при помощи сурматеринства в тех случаях, когда заказчики - граждане стран, где оно запрещено
Депутат подготовила законопроект, согласно которому для граждан государств, где данная процедура под запретом, на нее накладывается табу и в Украине. Кроме того, Лукьянова предлагает запретить заместительное оплодотворение гомосексуальным парам, в том числе и украинским, а также всем парам, где оба супруга старше 49 лет.
В Минздраве тоже ждут усовершенствования законодательства. Валентина Коломейчук, начальник отдела акушерско-гинекологической помощи Минздрава, считает важным оговорить социальный и семейный статус будущих родителей, а также их национальность, место проживания и возраст.
Четкий регламент важен не только в отношении сурматеринства для иностранцев, полагает Настощий и советует парламентариям принять отдельный закон, подробно регулирующий репродуктивную медицину в целом. Пока такого в отечественном законодательстве нет.
В то же время в проблеме зачатия ребенка за деньги в утробе постороннего человека, помимо юридического, есть еще этический и религиозный аспекты. Например, с позиции как христианства, так и ислама появление на свет ребенка от наемной матери считается грехом. Это искажает само понятие материнства, полагает Евстратий Зоря, епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата. Мол, в случае бесплодия уж лучше паре усыновить брошенного ребенка.
С позиции как христианства, так и ислама появление на свет ребенка от наемной матери считается грехом.
В разных странах мира к сурматеринству относятся в зависимости от строгости нравов и законов. В большинстве государств Западной Европы оно запрещено в той или иной степени. Например, в Великобритании такая процедура допустима лишь на некоммерческой основе: сурмама не имеет права получать за свою миссию деньги, а программы заместительного материнства действуют на государственном уровне.
В США этот способ зачатия разрешен лишь в отдельных штатах, например, в Калифорнии, которая считается мировой Меккой суррогатного материнства. Свободнее других себя чувствуют Индия, Таиланд, Мексика и Бразилия, где процедура не ограничена законом.
В этом же ряду стоит сегодня Украина. И хотя, по мнению Зукина, она никогда не сравнится с Индией ни по доступности цен (там "ребенок по заказу" стоит до $ 2 тыс., на порядок дешевле, чем в Украине), ни по либеральности законодательства, зато обладает другим достоинством.
"В Украину едут не из-за дешевизны, а потому что здесь хорошие врачи и высокие технологии", - подчеркивает главврач клиники Надiя.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.