Корреспондент: Биеналле, сер. Интервью с куратором украинской выставки современного искусства Дэвидом Эллиоттом
В группе чиновников-украинцев встрогих костюмах, представлявших проект первой украинской биеннале современногоискусства в столичном музейном комплексе Мистецький арсенал, известногобританского куратора и искусствоведа Дэвида Стюарта Эллиотта можно быловычислить безошибочно.
Организаторграндиозных арт-проектов вроде XVII Международной биеннале в Сиднее, бывшийдиректор музеев современного искусства в Стокгольме и Стамбуле выделялся артистичнымвидом - черные джинсы, цветастая, в розах, рубашка, черный пиджак и ярко-желтоекашне. Его пальцы были унизаны массивными перстнями.
Приэтом в разговоре Эллиотт, известный также как теоретик искусства мировогоуровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен инацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Эллиотт, известный также как теоретик искусства мирового уровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен и нацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Этот самый результатему нужно представить международной публике уже 17 мая 2012 года. Именно на этудату назначено открытие Arsenale- первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставкисовременного искусства международного уровня.
Это событие вУкраине предвкушают многие - от министра культуры до художников: подобныепроекты сродни спортивным мундиалям и олимпиадам, они не только вписывают искусствостраны-организатора в международный контекст, но и приносят нешуточные дивидендыв виде туризма.
Открыть Arsenale замесяц до Евро-2012 решили специально, чтобы привлечь как можно большуюаудиторию, иностранную в том числе, - как туристов, которые приедут смотретьматчи, так и официальных гостей и журналистов.
Arsenale- первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставки современного искусства международного уровня
"С помощью биенналемы решим сразу две задачи - представим Украину в мире и мир в Украине", -подчеркнул искусствовед Александр Соловьев.
Темой первойукраинской биеннале Эллиотт выбрал строки "Лучшее время, худшее время" из книгиклассика британской литературы Чарльза Диккенса о французской революции, а вподзаголовке поясняет, что речь пойдет о возрождении и апокалипсисе в современномискусстве.
"Проект будетисследовать цикличную природу современного искусства и его влияние насегодняшнюю жизнь", - кратко обрисовал свои планы куратор.
Именно он составиткомпозицию, которая разместится в Арсенале - с ним у Эллиотта, по его же признанию,случилась любовь с первого взгляда: британцу понравилась атмосфера здания, аживущие здесь духи, пошутил он, симпатичны и дружелюбны.
Организаторы планируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биеннале в Москве"
Организаторыпланируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биенналев Москве" - как выразилась генеральный директормузейного комплекса Мистецький арсенал Наталья Заболотная. Точную сумму онапока назвать не решается - идет поиск спонсоров и меценатов.
Покаукраинская сторона изыскивает средства, Эллиотт озабочен заполнением пространстваАрсенала - весьма удачной, по его мнению, локации для подобного проекта. Обэтом он сообщил Корреспонденту.
- Как вам площадка будущей биеннале - места не мало?
- Нет, вовсе не мало, 50 тыс. кв.м - это очень большое пространство. К тому же для первого раза вовсе необязательно делать огромную биеннале, такую, как в Венеции.
Впрочем, кураторскаяэкспозиция [в Арсенале] будетприблизительно такой же по объему, как на Венецианской биеннале. Я имею в виду,если не считать того, что представляют там национальные павильоны.
Ия надеюсь, мы используем также второй этаж [Арсенала],если будет достаточно средств. Ну а если нет, мы сделаем шоу меньше, но лучше.(Смеется.)
- Вам задали какие-то ограничения?
- Только финансовые. Но точнойцифры я пока не знаю, мы как раз выясняем, насколько большой [биеннале] будет, сколько будет проектоввне Арсенала, в публичных пространствах, на улицах города, кто [из общественных и культурных организаций]захочет участвовать. Мы пока что этого всего не знаем, мы ведь в самом начале процесса.
- Но биеннале открывается 17 мая, то есть осталось чуть большеполугода. Вам хватит времени?
- Да, времени в обрез, но я бы невзялся за проект, если бы не был уверен, что могу его сделать. Я ведь уже давноорганизовываю выставки, только в этом году у меня уже открылось несколько, вот13 сентября еще одна, в Лондоне.
Для меня этонормально - я организовываю более 15 экспозиций на протяжении года, то есть наподготовку одной уходит, считайте, меньше месяца. Я работаю быстро. Настолько быстро,насколько быстро работают со мной. (Улыбается.)
- Будут ли принимать участие в выставке украинские художники? И ктобудет заниматься отбором - вы или ваши украинские коллеги-кураторы?
- Да, украинцы будут обязательно.У меня вовсе нет цели исключить местных художников из проекта. К тому жеАлександр Соловьев [искусствовед,заместитель директора Мистецького арсеналу]будет делать свое шоу [как куратор].Я буду его консультировать.
- Что заставило вас принять приглашение от Украины? Чем вас соблазнили?
- Ну, тем же, чем и обычно.(Смеется.) Нет, конечно же, не только это [деньги].Мне очень интересен город, к тому же для меня это великолепная возможность вплане времени и других дел, которыми я занят. А еще мне очень понравилосьздание [Арсенала]. Я уверен, мы сделаемздесь великолепный проект.
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь