Корреспондент: Имперский размах. Реконструкция Большого театра обернулась самым скандальным проектом в современной российской культуре
Реконструкция знаменитого Большого театра и его с помпой обставленное открытие обернулись самым дорогим, самым громким и самым скандальным проектом в современной российской культуре, - пишет Наталья Мечетная в № 46 журнала Корреспондент от 25 ноября 2011 года.
Беспрецедентно большой бюджет работ по реконструкции,уголовное дело о нецелевом использовании средств, билеты стоимостью $ 65 тыс., роскошныедекорации и зрительский зал, по-царски блистающий золотом. Таков итог события номеродин в культурной жизни России этого года - открытия обновленного Большоготеатра, состоявшегося 28 октября.
Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитнойкарточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции,сопровождавшейся многочисленными скандалами. Также скандальный оттенок, помнению обозревателей, имеет и то, что происходит в театре после его открытия.
Главная сцена страны, в свое время считавшаяся визитной карточкой всего СССР, возобновила свою работу после шестилетней реконструкции, сопровождавшейся многочисленными скандалами
По информации очевидцев, по сей день в здании множество недоделок: периодическигаснет свет, ломаются новенькие, только что поставленные лифты, месяц назадвведенное в эксплуатацию оборудование частично уже не работает. Труппа сетуетна репетиционные залы с крайне низкими потолками, а театралы - на строительныеогрехи.
Танцовщик и артист Роман Кузнецов в разговоре с Корреспондентом отмечает,что внешне театр выглядит прекрасно - особенно с подсветкой в вечернее время.Однако, говорит он, если подойти поближе, впечатление убивают "заплатки" наколоннах у парадного входа. Несмотря на выделенные правительством нареконструкцию колоссальные суммы, на покраску колонн денег не хватило.
Деньги и правда немыслимые: у театральной реконструкции неприлично большойбюджет, 21 млрд руб. (около $ 700 млн), - недавняя реконструкция итальянскогоЛа Скала стоила на порядок дешевле. Цифры российской строительной сметыпозволили иностранным журналистам описывать увиденное в Большом театре какмегавеличие и мегакоррупцию одновременно.
Билеты сюда теперь по карману только очень состоятельные людям - в кассе купить их практически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.
И еще одна беда российской оперной сцены номер один: билетысюда теперь по карману только очень состоятельные людям - в кассе купить ихпрактически невозможно, а цены у спекулянтов заоблачные.
Дело приобрело такой размах, что успокаивать негодующихсоотечественников пришлось президенту Дмитрию Медведеву. "Билеты в Большой небудут по 2,5 млн руб. ($ 895 тыс.). Это чушь", - пообещал российский лидер.
О вкусах спорят
"Это большоесобытие", - говорит Корреспонденту оботкрытии главного театра страны москвичка Наталья Горчакова, отмечая, чтоздание давно нуждалось в восстановлении. И действительно, степень изношенности здания,по оценкам специалистов, составляла от 50% до 70%, оно давно требоваломодернизации.
Теперь же построенный еще по приказу Екатерины Второйтеатр не только обновился, но и вернул себе имперский блеск. Так, на главномфасаде здания был демонтирован советский герб, а на его место установлендвуглавый орел - герб России образца 1856 года.
Желая в полной мере восстановить уничтоженный большевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстры и вензеля династии Романовых
Желая в полной мере восстановить уничтоженныйбольшевиками исторический облик театра, в здание также вернули гобелены, люстрыи вензеля династии Романовых.
"Специальная комиссия ЮНЕСКО, которая побывала вМоскве, высоко оценила работу реставраторов в Большом, - рассказывает ВладимирРесин, первый заместитель мэра российской столицы. - Эксперты заявили:реставрация проведена максимально бережно и осторожно, а инженерные системыустановлены с высоким чувством ответственности и с учетом специфики памятникаархитектуры".
Новый образ Большого театра пришелся по вкусу не всем.Известная балерина Анастасия Волочкова, некогда танцевавшая на его сцене, всвоем интернет-блоге в пух и прах раскритиковала внешний и внутренний видобновленного театра. По ее словам, исчезли шикарные люстры и бронзовые ручки, авместо паркета в залах положили кафель.
"Не секрет, что это была не реконструкция, а просторазрушение Большого театра, - убеждает своих читателей Волочкова. - На данныймомент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль ивид".
Ей вторит самая яркая звезда балетной труппы Большого -Николай Цискаридзе. Вместо старинной лепнины, как раньше, теперь интерьерукрашает позолоченная пластмасса, возмущается он.
В репетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднять балерину
"Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм, - отмечаетЦискаридзе. - Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но этосовсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон". Также знаменитый танцор отмечает, что врепетиционных залах сделали такие низкие потолки, что нельзя даже поднятьбалерину - она может удариться.
Слова Цискаридзе вызвали настолько бурную дискуссию вроссийском обществе, что танцовщику ответил даже министр культуры АлександрАвдеев.
"Николай напутал, там ничего пластмассового нет, а вседекорации и весь декор зала сделан так, как этого требует современная акустика,- специальное дерево, специальное папье-маше резонансное. А если и естьпластмасса, то это провода, которые вделаны в стену", - пояснил Авдеев.
Тем не менее внутри театра еще больше недоработок - обэтом говорят все, кто побывал в нем. По наблюдению Кузнецова, до сих пор влифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан иЛюдмила свет в оркестровой яме периодически гас.
До сих пор в лифтах вместе с балеринами ездят гастарбайтеры, а во время спектакля Руслан и Людмила свет в оркестровой яме периодически гас
"То есть оркестр играл в кромешной, именно кромешнойтемноте, из-за чего даже некоторые музыканты быстро доставали свои телефоны исветили в ноты остальным; мне это хорошо было видно, я сидел на втором ярусе",- негодует Кузнецов. Он недоумевает, как такое может происходить в главномтеатре страны.
Обстановку в театре он описывает как очень нервозную.Причин для переживаний предостаточно. К примеру, балет Спящая красавица вплоть до самой премьеры не смогли ни разуполноценно прогнать, так как персонал просто не знал, что делать с новымоборудованием, появившимся в здании после ремонта.
И еще один штрих обновленного Большого: ради тишины в немна время спектаклей в Москве теперь ограничивают работу метрополитена - слишкомблизко пролегают туннели к увеличившимся помещениям театра. Впрочем это временнаямера: чтобы снизить вибрацию в Большом, на Замоскворецкой линии на путяхустановят виброгасящие рельсовые скрепления, а под рельсами уложатвиброизоляционные маты.
Русский размах
21 млрд руб. - баснословная цена реконструкции вызвалагорячие дискуссии в российском обществе, ведь реализация подобных проектов вЕвропе стоила в разы меньше.
Значительно дешевле обошлась британцам капитальнаяреконструкция и модернизация Королевского оперного театра в Лондоне - в 214 млнфунтов стерлингов (около $ 321 млн). Итальянцы вообще поразили экономией. С2002 по 2004 год в Милане полностью была реконструирована Ла Скала, и всего-тоза 61 млн евро.
"Скажите [премьер-министру Владимиру] Путину, что за эти яденьги построю в Москве три таких театра", - подлил масла в огонь ТатеоНакашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям.
Выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект - с нею был заключен контракт на проектирование и восстановление театра
Изначально российские власти планировали потратить нареконструкцию Большого не более 15 млрд руб. "Сумма постоянно менялась,поскольку менялись и цены - в том числе на цемент и на кирпич", - объяснил подорожаниеработ министр Авдеев.
В 2009 году Следственный комитет припрокуратуре возбудил уголовное дело по факту необоснованно израсходованныхсредств, выделенных на реставрацию. Тогда выяснилось, что государственное учреждение Дирекция по строительству, реконструкции иреставрации трижды оплатило одни и те же работы компании Курортпроект - с неюбыл заключен контракт на проектирование и восстановление театра. Чем закончилось разбирательство, по сей день неизвестно.
В то же время и после возбуждения дела овыделении рекордных средств работы продолжались, а в Большом вспыхивали новыескандалы. К примеру, по меньшей мере удивление вызвал объявленный театром насайте госзакупок тендер на создание его сайта, начальная цена которого была определенав сумме 5,4 млн руб. (около $ 174 тыс.).
Информация о конкурсе попала в интернет ивызвала такой резонанс, что тендер был отменен.
Главный театр страны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простым смертным
И наконец - сравниться с суммами, потраченными навосстановительные работы в Большом, могут только цены на его билеты. Причемнаибольший скандал разгорелся вокруг пригласительных на церемонию открытия. Наэто мероприятие официально билеты не продавались, однако в интернете появилисьпредложения купить приглашения по цене от 90 тыс. ($ 2.900) до 2 млн руб. ($65.000).
Это позволило россиянам говорить о том, что главный театрстраны превратился в пафосный дворец, недоступный для посещения простымсмертным. "Туда и раньшебыло трудно попасть, сейчас финансово это нереально", - отмечает Горчакова.
А Кузнецов,чтобы попасть в Большой, прибегнул к услугам спекулянтов. "Я купил у них билетыза 3.000 руб. ($ 100)", - утверждает артист.
Кузнецов уверен,что у перекупщиков есть билеты на любой спектакль и в любом количестве - "хотьроту приводи". Хотя на премьеру балета Спящаякрасавица Кузнецов смог приобрести билет непосредственно в кассе за 1.300руб. ($ 42), для чего четыре часа простоял в очереди.
Официально в кассах билетов может не быть, однако в интернете изобилие предложений - к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб. (около $ 500).
Московскиетеатралы рассказывают, что официально в кассах билетов может не быть, однако винтернете изобилие предложений - к примеру, за место в партере на Спящую красавицу просят 15.000 руб.(около $ 500). Существенно отличающиеся от номинальной стоимости билетов интернет-ценыпредставители сайтов объясняют стоимостью услуг по резервации и доставке.
Спекуляции приобрели такой размах, что теперь билеты вБольшой продаются только по паспортам и не более двух в одни руки.
Возрождение величия
Юрген Райнгольд, немецкий эксперт в области акустики,отмечает, что его первым впечатлением от обновленного Большого театра быловосхищение и шок одновременно. Он вспоминает, что до произведенных работ креслав театре были изношенными, а техника - допотопной. Теперь же театр вернул себецарственный блеск.
Самое главное - театру была возвращена акустика, которойон славился. "В конце XIX века в Большом была лучшая акустика среди крупныхоперных театров мира, - рассказывает генподрядчик реконструкции Михаил Сидоров.- Но после изменений в советский период он не входил даже в число 50".
При советской власти акустику испортили бетоном: чтобыспасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент. Так,резонансную ель и улучшающее акустику папье-маше заменили гипсом, цементом ибетоном.
При советской власти акустику испортили бетоном: чтобы спасти разваливающееся здание, было решено переделать пол и фундамент.
Что касается отреставрированного интерьера театра, то онвоссоздает времена царской России - были восстановлены росписи, возвращенылюстры и гобелены эпохи Николая II. На покрытие золотом 890 кв. м лепнины ушло4,5 кг драгоценного металла.
Новую вращающуюся сцену разрабатывали швейцарскиеспециалисты. В итоге она стала крупнейшей в Европе: ее размеры составляют 21 х22 м, а вес - 40 т.
Площадь помещений театра увеличилась вдвое - до 72 тыс.кв. м, также для большего удобства были объединены подземные и надземныепереходы. В зрительном зале теперь 1.720 мест, как было при императоре, а не 2.200,как сделали в советское время. Последнее обстоятельство также былодополнительной нагрузкой для акустики.
Театральный блеск и любимое в России царское величие гражданестраны, конечно же, замечают. Они хоть и говорят о значительных недоделках иосевших в чьих-то карманах деньгах, однако все же рады открытию Большого.
"Теперь доделывают как могут. Пусть так,главное, чтобы наконец доделали", - заключает Кузнецов.
Большиетеатры
ТОП-10 лучших оперных театров мира
Сан-Карло (Неаполь,Италия)
Открытие:1737 год
Количествозрительских мест: 3.285
Театрбыл возведен по указу короля Карла III, принадлежавшего к династии Бурбонов, ипоэтому отличался королевской роскошью и размахом. Главными цветами в интерьеребыли синий и золотой (официальные цвета династии монархов). Здание театрастрадало от различных ненастий трижды - в 1816, 1943 и 1969 годах. Последниеработы по реконструкции завершились в 2008 году
Ла Скала (Милан, Италия)
Открытие:1778 год
Количествозрительских мест: 2.289
Заболее чем два века с момента открытия театр пережил немало бедствий. Былполностью разрушен во время Второй мировой войны и вновь восстановлен впервоначальном виде в 1946-м. С 2001-го по 2004-й подвергся реконструкции.Первым музыкальным произведением на обновленной сцене стала Признанная Европа Антонио Сальери
Государственный академический Большойтеатр России(Москва, Россия)
Открытие:1780 год
Количествозрительских мест: 1.740
Большойначинался как частный театр князя Петра Урсова и первое время называлсяПетровским театром. Простояв всего четверть века, здание сгорело, а новое,возведенное архитектором К. И. Росси, прожило и того меньше, сгорев в1812-м. Вновь отстроенный театр открылся в 1825 году и был значительно большепредшественника. Очередной пожар настиг театр в 1853-м, но уже через три года онвозобновил работу в новом помещении. В дальнейшем Большой переживалмногочисленные ремонты и реконструкции, последняя из которых длилась шесть лети завершилась осенью 2011 года
Баварская государственная опера (Мюнхен,Германия)
Открытие:1818 год
Количествозрительских мест: 2.100
Построенапо заказу короля Макса I, согласно его пожеланию строилась по образцу парижскоготеатра Одеон. Через пять лет после открытия театр сгорел дотла, однако был быстровосстановлен и уже в 1825-м возобновил работу. Вторая мировая война не пощадилаоперную сцену - после бомбардировок от здания остались лишь внешние стены. Восстановительныеработы завершились в 1963 году
Дрезденская государственная опера (ОпераЗемпера)(Дрезден, Германия)
Открытие:1841 год
Количествозрительских мест: 1.300
Первойоперной постановкой в театре стала Эврианта основателя немецкой романтическойоперы Карла Вебера. Здание театра разрушалось дважды: в 1869 году в результатепожара и в 1945-м во время бомбардировки. Был восстановлен по первоначальномупроекту архитектора Готтфрида Земпера и открыт в 1985 году
Большой оперный театр Лисеу (Барселона,Испания)
Открытие:1847 год
Количествозрительских мест: 2.292
Возведенныйна средства богатых семей города театр дважды за свою историю страдал из-закрупных пожаров - в 1861 и 1994 годах. Открыт после реконструкции в 1999 году.Известен как одна из крупнейших оперных сцен Европы. Именно здесь начала своюблестящую карьеру оперная дива Монтсеррат Кабалье
Венская государственная опера (Вена, Австрия)
Открытие:1869
Количествозрительских мест: 2.200
Выполненноев стиле неоренессанса здание оперы не сразу полюбилось публике. Критика быланастолько жесткой, что ответственные за проект архитекторы, не выдержавнападок, покончили жизнь самоубийством. Тем не менее спустя годы оперу призналиодной из красивейших в мире. Во время Второй мировой войны здание было полностьюразрушено. Открыто после восстановления в 1955 году
Опера Гарнье (Париж,Франция)
Открытие:1875 год
Количествозрительских мест: 1.979
Возведенныйпо проекту архитектора Шарля Гарнье театр известен эклектичностью стиля ироскошным внутренним убранством. Примечательно, что не менее знамениты, чемвыполненный в форме подковы зрительный зал, мраморная парадная лестница театраи фойе. C 1994 по 2007 год театр пережил серьезный ремонт - техническоеоснащение модернизировали, а отделку отреставрировали
Театр Колон (Буэнос-Айрес,Аргентина)
Открытие:1908 год
Количествозрительских мест: 2.478
Крупнейшийоперный театр Южной Америки открылся постановкой Аиды Дж. Верди. Пережил триреконструкции, последняя из которых завершилась в 2010-м году и обошласьАргентине в $ 100 млн
Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США)
Открытие:1966
Количествозрительских мест: 3.816
Основанныйеще 1883 году театр Метрополитен-опера обосновался в своем нынешнем здании,расположенном в Линкольн-центре, в 1966 году. Стены театра украшенымонументальными фресками авангардиста Марка Шагала, зал обладает одной излучших в мире акустик, сам театр оснащен по последнему слову техники
Данныеинформационно-справочной службы Корреспондента
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 25 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь