Как выигрывали кандидаты от партии власти: репортаж наблюдателя
Приводим репортаж безизменений:
"28-й округ г. Днепропетровска – это Ленинский район, городская окраина на правом берегу Днепра и кусочек Амур-Нижнеднепровского района на противоположном берегу. По соседству – проблемный округ №24, в котором в Верховную раду баллотировались ставленник бизнесмена Виктора Пинчука Яков Безбах и кандидат от Партии регионов – заместитель мэра Днепропетровска Анатолий Крупский. Из всех округов города только в этом борьба велась до последнего. Победил Безбах – единственный кандидат в области, который прошел в Раду не от Партии регионов, хотя он и ее член.
Анархисты Партии регионов
Корреспондент Forbes.ua зарегистрировался наблюдателем от общественной организации в 28-м округе, чтобы увидеть, как проходят выборы в провинции. Фаворит гонки был известен заранее. Это член партии власти, председатель бюджетной комиссии Днепропетровского горсовета Евгений Морозенко. Занимаемый пост позволил кандидату накачать деньгами свой округ и сообщить об этом на билбордах и в подконтрольных горсовету СМИ. Теперь жители Ленинского района шутят: даже река Днепр течет по инициативе кандидата Морозенко.
Важным ресурсом для лидера гонки стала возможность сформировать "под себя" окружную избирательную комиссию. Чтобы обойти норму закона "О выборах народных депутатов", люди Морозенко зашли туда от мелких партий. В составе избирательной комиссии разрешено присутствие лишь одного представителя от конкретной партии, так что депутат Ленинского райсовета от ПР Виктория Железная стала членом окружкома от "Союза анархистов Украины". А ее коллега по фракции Алла Панченко вошла в состав комиссии как представитель малоизвестного объединения "Единая Родина".
Агитационный шепот
В день голосования любая агитация запрещена. И буква закона строго соблюдалась в Ленинском районе. Зато в одном из дворов по улице газеты "Правда" мы увидели "региональную" детскую площадку. Финансировалось ее строительство не из партийной кассы, а из городского бюджета Днепропетровска, в управлении которым активно участвовал Морозенко.
Не поскупился город и на другие полезные мероприятия. В июле-августе Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Днепропетровского горсовета после проведения тендеров подписал договор c ЧП "Нова" на выполнение работ по защите территории улиц Вильямса и Андрейченко в Ленинском районе от подтопления (стоимость – 4,8 млн грн.). А с ОАО "Свемен-Днипро" – на улучшение водоснабжения микрорайона Таромское, опять же в Ленинском районе, за 1,5 млн грн.
За три дня перед выборами и в день голосования по району была расставлена дорожная техника. Кандидат от власти в течение всей кампании рассказывал, что ремонтирует дороги в районе. Но, по рассказам местных жителей, технику они увидели лишь ближе к выборам, а улучшения качества дорог так и не почувствовали.
Одним из самых креативных ходов ПР была скрытая агитация, представленная в виде коммерческой рекламы. Например, в день выборов в районе можно было встретить такой вот щит, сообщавший, что в местном парке появился бесплатный доступ к интернету. Чтобы подключиться, требовался "политкорректный" пароль.
Одна из немногих проблем, которая беспокоила регионалов, – низкая явка. Несмотря на теплую погоду 28 октября в Днепропетровске весь день моросил мерзкий дождь. По данным Центризбиркома на 16.00 средняя явка по округу составила 39%. Еще до выборов кандидат от "Свободы" Андрей Денисенко заявил, что губернатор Днепропетровской области взял на себя обязательства принести родной партии не меньше 40% в городе и 70% голосов в области. Но если бы эти результаты были достигнуты при низкой явке, губернатора вряд ли погладили бы по голове. И регионалы старались вовсю. Плакаты на партийном бело-голубом фоне, призывающие прийти и проголосовать, расклеили по всему городу, а в день голосования возили по улицам на машинах.
Читайте также на Forbes.ua:
Еще одна схема, противоречащая не букве, но духу закона, – доставка избирателей на участки. В частном секторе, у 84-й средней школы, в которой работали три участковых комиссии, корреспондент Forbes.ua встретил два микроавтобуса Mercedes Sprinter, которые подвозили избирателей пожилого возраста к самому участку. При появлении наблюдателей бабушки, шедшие с участка, поспешно загрузились в транспорт. "Никто нас не возит, мы сами пришли", – отреагировала одна из избирательниц на вопрос, кто помогает им добраться до участка. Как рассказал позже один из членов окружной комиссии, не пожелавший называть себя, этим способом пользовались многие кандидаты, чтобы доставить к участкам изначально лояльных к себе избирателей. Закону о выборах такое не противоречит. Но как быть с волеизъявлением избирателей, которые решили голосовать за кандидата, не имеющего возможности организовать подвоз?
Мертвые души
Глобальных фальсификаций корреспондент Forbes.ua не увидел, однако мелких подтасовок было достаточно. На участках в частном секторе в избирательных списках часто встречались адреса, по которым оказались прописаны по 8-10 человек. Все они как один пожелали реализовать свое право на волеизъявление. А на участке №121379 в списке нашлась избиратель 1911 года рождения. Она не проголосовала, что и неудивительно – когда мы приехали по указанному адресу, оказалось, что ее давно нет в живых. "Да что ж я могу сделать? Списки нам сверху прислали, из реестра избирателей. Не будем же мы по каждому адресу ходить", – пожала плечами председатель 379-й участковой комиссии.
В этом же округе на спецучастке в городской больнице №11 наблюдатели выявили, что все заявления о голосовании в медицинском учреждении написаны одним и тем же почерком. Проследить за процессом голосования оказалось непросто. Медицинские работники, состоящие в участковой комиссии, сами ходили по палатам и собирали бюллетени у пациентов.
Последний аккорд голосования в этом округе прозвучал на следующий день после выборов, в окружной комиссии. Члены-регионалы начали бурно реагировать на требования оппозиционных кандидатов пересчитать бюллетени одной из участковых комиссий. Там цифра, указанная на пакетах с бюллетенями, не совпала с цифрой в протоколе. Оппозиционные члены окружкома настояли на пересчете всех бюллетеней, как того требует закон. В итоге пересчета у кандидата от "Свободы" Галилея стало на два голоса больше. Но на результат это не повлияло.
Ко дню выборов мало кто в 28-м округе сомневался в их исходе. Ближайший соперник Морозенко, кандидат от "Свободы" Анатолий Галилей собрал вдвое меньше голосов, чем победитель (14,7% против 33,9%). Евгений Морозенко победил задолго до дня голосования. Победил с использованием городского бюджета, чиновников районного уровня и преподавателей средних школ, которыми в большинстве своем были укомплектованы участковые комиссии и которые вынуждены быть лояльными к местной власти.".
Автор: Сергей Головнев