Луценко признался, что книги были лучшим способом "побега из тюрьмы"
"В тюрьме я понял, что чтение - единственный способ не дать украсть у себя значительную часть жизни. Книги были лучшим способом побега из тюрьмы. Поэтому-то я и читал их так много", - заявил Луценко в интервью программному координатору Украинской школы политических студий Светлане Матвиенко.
Он также заявил, что читал в среднем по 150-200 страниц в день. "Имею привычку читать сразу две, а то и три книги одновременно - некий "микс" из художественной и научной литературы. Дольше читал Джойса и Хайдеггера - непростые книги, требуют определенного осмысления и отстаивания мыслей. Был еще Лексикон интимных городов Андруховича, его я специально растягивал дней на 15 для кайфа", - сообщил Луценко.
Экс-министр также заявил, что в день увольнения читал Диалоги с Бродским Соломона Волкова. "Иосиф Бродский в ней предстает живым и интересным. Я и раньше любил Бродского-поэта (особенно он спасал во время голодания: венецианские строфы в тюремном лазарете как-то перебивали вой наркоманов в ломке за стеной). А Диалоги открыли еще и Бродского-рассказчика. Его воспоминания о Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама очень интересны", - отметил политик.
Луценко объяснил, почему называет книги "витаминами для души". "...у меня, как и у каждого человека, бывают периоды депрессии. Особенно тяжело это пережить в каменном мешке, где есть 5 шагов от двери до окна среди ядовито-зеленых стен с росписями грибка. В такие дни я спасался книгами - "витаминами": В наше время Хемингуэя, Летнее утро, летняя ночь Брэдбери, Придорожный собачка Милоша, Сандро из Чегема Искандера. Такие книги дают мощную инъекцию оптимизма, возвращают вкус к жизни. Хандра отступает и ты понимаешь, что в любом возрасте и в любых условиях в каждом сердцебиении есть Вселенная возможностей", - заявил экс-глава МВД.
Он отдельно отметил, что любит хорошую художественную литературу и за эти годы открыл для себя Дж. Фаулза, Сола Беллоу, Кена Кизи, С. Беккета. "Историческая тематика - вторая по приоритетности, но, как правило, я читаю не художественное формы, а скорее научные работы. В тюрьме было время и вдохновение перечитать научно-популярные произведения Р. Фейнмана, М. Каку, Ст. Хокинга, связанные с физикой. Это - моя университетская специальность, считаю, что понимание физики и ее новейших достижений помогает искать ответы и на прошлое и на будущее", - признался Луценко.
Отвечая на вопрос, как можно оценить состояние современной украинской литературы, Луценко заявил, что единственной проблемой украинской книги является ее малый спрос. "Конечно, хотелось бы больше актуальных переводов западных новинок, но в целом процесс живой и дает пищу и наслаждение голове. Приятно, что кроме классиков Костенко, Андруховича, Забужко, Куркова, Прохасько появляются новые имена: Лис, Гербиш, Зинченко, Гончарова", - заявил политик.