Билецкий: Иловайск запомнился полным хаосом и командованием операцией по туристическим картам
Народный депутат, экс-комбат полка Азов Андрей Билецкий рассказал bigmir.net о трагедии в Иловайске, в которой погибли сотни украинских военных.
Читай также: Парасюк: Освободив Иловайск, мы могли взять и Донецк
Андрей, прошел год после вашего участия в боевой операции в Иловайске. Что вы никогда не забудете о тех страшных событиях?
Лично я не забуду смерти Аксена и Хомы. Аксена еще более ярко, потому что он умер у меня на руках. Мы надеялись его спасти, а он умер уже в больнице в Старобешево. Иловайск запомнился полным хаосом, командованием операцией по туристическим картам, отсутствием любой координации, отсутствием внятной связи, дикой чехардой и мешаниной частей и подразделений. Иловайск запомнился как наибольший хаос за весь период войны. Были в последующем большие и масштабные бои, как 4-5 сентября и зимняя контрнаступательная операция, но такого хаоса я не видел ни разу.
Читай также: Котел под Иловайском: кто остался в окружении и кого смогли вывезти
- Вы вышли первыми из Иловайска. Почему вы так решили и какими были потери подразделения?
За время боев в Иловайске “Азов“ потерял семерых убитых: Березу, Сокола, Светляка, Маджахеда, Аксена, Хому и Дерзкого. Это были семь человек из первого призыва – наш костяк. Это для нас были огромные и тяжелые потери. Что касается вывода Азова – тут все крайне просто. Господин Муженко цинично врет, когда утверждает, что якобы Азову была дана команда на вход в Иловайск. Дело в том, что нет элементарных вещей – ни распоряжения, ни любых письменных приказов на вывод Азова из сектора М и на переход в сектор Б, под командование Хомчака. Другим добровольческим подразделениям, как Днепр или Донбасс, действительно давался такой приказ. Касательно нас же – обсуждалась данная возможность, но она не вылилась в форму приказа. Когда в первые дни боев, при попытке взять Иловайск в кольцо, начались огромные потери, офицерской радой было принято решение отправиться на помощь в Иловайск другим добровольцам и збройникам. Мы были решающим элементом захлопывания кольца вокруг Иловайска – взятие Грабского. Мы воевали там со второго дня наступления на Иловайск. Наши разведгруппы были главными разведчиками, думаю, генерал Хомчак еще помнит Севастополя, Боцмана – командиров разведгрупп, и, собственно, наша пехота заходила в город, не смотря на то, что мы были посланы в лоб – на основной укрепрайон, находящийся в восточной части города.
Смотри также: Журналист показал россиян под Иловайском
Мы провели там несколько суток, не имея ни артиллерийского, ни броневого прикрытия, при том, что наши возможности были несравнимы с возможностями даже батальона Донбасс, который имел на тот момент ЗУ, ПТУРы, какое-то количество бронетехники, АГС-ы. Азов не имел даже подствольных гранатометов. Самым тяжелым вооружением были несколько пулеметов калибра 12,7 мм. Мы провели несколько суток, уничтожили несколько единиц бронетехники, в это время через границу, как в секторе М, так и в секторе Б, началось перемещение войск. Я с самого начала был ярым противником данной операции и писал доклады министру обороны и министру внутренних дел и генералу о том, что данная операция может привести элементарно к котлу украинских войск и тотальному разгрому. В определенный период стало понятно, что дальнейший штурм Иловайска не приведет ровным счетом ни к чему, и войска окажутся в котле. Так как приказа ни на вход, ни на выход, мы не умели, а в это время резко обострилась ситуация под Новоазовском, та рота (между прочим, большая часть батальона все это время находилась в секторе М и выполняла свои военные обязанности) “Азова“, которую я заводил в Иловайск, была отправлена, на Новоазовское направление. Через несколько дней, как мы и предупреждали, в этом нет никакого злорадства, ловушка захлопнулась и украинские войска оказались в котле. Суть моей записки была такова: “Чем больше мы запихиваем войск в Иловайск, тем большее количество солдат окажется в плену“.
Смотри также: Иловайский котел: как это было
- Кто, по-вашему, виноват в том, что образовался котел?
Иловайск был порочен изначально, как концепция. Не расширив основания клина, которым мы входили в Иловайск, не заняв укрепрайон Моспино, не укрепив достаточно основания выступа в сторону границы, не имея нормальных разведданных, такая вещь изначально была обречена на провал. Было понятно, что это идеальная конфигурация для создания котла. Украинские войска узким клином уходят на север, и сосредотачиваются большой численной массой вокруг Иловайска. Порочной, по факту, была сама операция.
Можете ли вы сравнить Иловайский котел с другими масштабными боями (ДАП, Широкино, Дебальцево)?
Читай также: Опубликованы приказы командования АТО о штурме Иловайска
Нет. По моральному удару личного состава армий мира, “котел“ несравним ни с каким иным поражением. Массовое пленение, бойня во время движения колонны, якобы по договору – мы слышим все время, как наш Генштаб говорит, что “мы же договорились с русскими“. Тогда, пожалуйста, назовите человека, персонально ответственного, не только с русской стороны, а и с украинской, за договор, который принял решение и ответственность за вывод колонны. Такого человека нам называть не хотят, потому что в Генеральном штабе действует принцип коллективной безответственности. Иловайск, кроме жертв физических и материальных (то есть, бронетехники, убитых солдат и плененных) произвел абсолютно опустошающий и чудовищно деморализующий эффект на армию. Ни аэропорт, ни Дебальцево, ни тем более, абсолютно успешное Широкино, к такому эффекту не привело.
Читай также: Выжившие. Интервью с бойцами “Донбасса“, воевавшими в Иловайске
Напомним, Семен Семенченко, чей батальон Донбасс потерял достаточно много бойцов в Иловайске, также рассказал bigmir)net о тех событиях.
Читай на bigmir)net полное интервью с Андреем Билецким.
Смотрите также видео - Иловайск - репортаж из ада: