BBC

"Коллеги Насирова": рекордные залоги в украинских судах

В последние годы суды все активнее применяют к подозреваемым меры пресечения с сотнями миллионов гривен залога.
"Коллеги Насирова": рекордные залоги в украинских судах

Однако пока таких сумм в Украине никто не платил. Наибольшая сумма, которую вносили за выход на свободу, не превышает полутора десятков миллионов гривен.

Поэтому арестованный 6 марта с правом залога в 100 млн гривен Роман Насиров может стать первым подозреваемым, который вышел на свободу за такую ​​значительную сумму.

Принятый еще 2012 году новый Уголовно-процессуальный кодекс ввел ряд альтернативных содержанию под стражей мер. В том числе и предусмотрел широкое использование залога.

По многим преступлениям, в том числе и экономическими, судьи обязаны признать залог в качестве альтернативы аресту.

Закон предусматривает, что сумма залога должна учитывать сумму ущерба и материальное положение подозреваемого.

Мы попытались собрать самые большие залоги последних лет, которые либо выплачивались, или заставили подозреваемых сидеть за решеткой.

Залоги на сотни миллионов

Механизм залога начали чрезвычайно широко использовать в последние годы, и особенно популярным он стал в 2016 году.

Тогда и Генпрокуратура, и Национальное антикоррупционное бюро начали задерживать бывших высокопоставленных должностных лиц и бизнесменов по обвинению в коррупции.

Силовики просили судей назначать залоги в миллиарды гривен.

Часто суд первой инстанции уменьшал их до нескольких сотен миллионов, а апелляционный - до нескольких миллионов.

Однако все же есть несколько бывших чиновников и бизнесменов, которые в итоге получили астрономические суммы залога.

“Схемы Курченко“

Сейчас рекордсменом по сумме залога можно назвать задержанного ГПУ по делу о злоупотреблениях на энергетическом рынке Александра Кацубу.

Все дело прокуроры назвали “схемами Курченко“.

В июне 2016 года силовики задержали бывшего заместителя руководителя “Нафтогаза“ Александра Кацубу.

Его назвали одним из ключевых фигурантов коррупционной схемы, а суд определил ему арест с возможностью залога до 450 млн гривен.

Адвокат Кацубы Игорь Степанов подтвердил ВВС Украина, что его подзащитный сидит в СИЗО и не платил залог.

Немного меньший залог в 365 млн суд применял в декабре 2014 года к директору “Укринтерэнерго“ Владимиру Зиневичу. Однако почти сразу залог отменили, и его отправили под домашний арест.

В “деле Курченко“, одним из организаторов которого ГПУ называет прежнее руководство Украины во главе с Виктором Януковичем, есть еще несколько значительных залогов.

В частности, летом 2016 года силовики задержали бывшего топ-менеджера компании СЕПЕК Сергея Курченко Андрея Кошеля.

Ему определили залог в 200 млн, и он до сих пор находится в СИЗО.

По обвинению в участии в схемах хищений средств, якобы организованных Виктором Януковичем, также задерживали бывшего руководителя аукционного комитета Минэкономики Александра Сухомлина и заместителя руководителя налоговой Андрея Головача.

Первому назначили залог 100 млн, второму - 200 млн.

Залоги они не платили, но, как заявил военный прокурор Анатолий Матиос, дали показания против Януковича, заключили соглашение со следователями и оплатили 152 миллиона в бюджет.

Урожай НАБУ

Вторым по величине актуальным залогом может быть сумма в 250 млн гривен для подозреваемого в организации схемы махинаций на рынке газа, которую расследует НАБУ.

Детективы назвали ее “схемой Онищенко“.

Валерий Постный был представителем фирмы, которую подозревают в организации схемы хищения. Сначала он получил залог в миллион гривен, однако затем его увеличили до 250 млн.

В специализированной антикоррупционной прокуратуре сообщили ВВС Украина, что залог до сих пор актуален и Постный его не платил.

По этому же делу НАБУ задержала еще одного подозреваемого с рекордным залогом - Олега Рябошапку.

Рябошапка, которого обвиняют в создании фиктивных фирм для вывода средств, получил залог 100 млн до сих пор находится в СИЗО.

В начале 2017 года НАБУ задержало ряд руководителей ОАО “Объединенная горно-химическая компания“.

28 января его руководителя Руслана Журило арестовали с возможным залогом 100 млн гривен. Еще один из его заместителей получил залог в 80 млн. Эти суммы так и не были уплачены.

Миллионы банкира

Одним из самых известных банкиров, которые оказались за решеткой, является бывший руководитель банка “Михайловский“ Игорь Дорошенко.

ГПУ обвиняет его в причастности к хищению средств, за что суд в августе 2016 года арестовал его с залогом в 138 млн, хотя впоследствии залог был поднят до 160 млн.

Сколько реально платят

Закон предусматривает, что деньги, которые вносят в качестве залога, должны проверять на законность происхождения.

Как сообщили ВВС Украина в специализированной антикоррупционной прокуратуре, по делам НАБУ самым большим уплаченным залогом стали 10 млн гривен.

Эту сумму в феврале 2017 года внесли за бывшего заместителя председателя правления компании “Укргаздобыча“ Вадима Шленчака.

Его также обвиняют в участии в схеме хищения газа, которую якобы организовал Александр Онищенко.

Сначала ему установили залог в 50 миллионов, но впоследствии в апелляции уменьшили до 10 млн.

Еще 10 млн вносили за бывшего руководителя ГАИ Полтавской области Петра Блаживского в начале 2015 года. Бывшего чиновника подозревали в коррупции.

Однако наибольшим уплаченным залогом, информацию о котором удалось найти, является 14 млн гривен.

Такую сумму 27 июля 2016 года заплатили за свободу известного киевского застройщика Анатолия Войцеховского. Его обвиняют в уклонении от уплаты налогов, махинациях и строительных аферах.

В начале осени ходили слухи о бегстве подозреваемого в Россию, которые тогда опровергли в прокуратуре. Там утверждают, что все подозреваемые сотрудничают со следствием, и дело передают в суд.

В случае побега подозреваемого, который находился в залоге, средства поступают в пользу государства.

Мелкие залоги

Больше подозреваемых выходят под немалые, однако значительно меньше суммы залога.

Например, обвиняемые в коррупции экс-заместитель министра здравоохранения Роман Василишин заплатил 2 млн залога, бывший заместитель губернатора Николаевской области Николай Романчук - 5,5 млн, а мэр Вышгорода Алексей Момот - 5 млн.

Получить точные данные по количеству и размерам залогов, в том числе уплаченных, в открытых реестрах достаточно сложно.

По крайней мере, как пояснили эксперты в сфере противодействия коррупции, по этому критерию поиск в реестрах практически невозможен - только искать вручную. Поэтому подобных исследований пока мало.

В специализированной антикоррупционной прокуратуре предоставили предварительные данные по самым большим залогам, а в ГПУ пообещали изучить соответствующий запрос ВВС Украина.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK