Мнение: Тяжесть кредита

Мнение: Тяжесть кредита
Фото Дмитрия Никонорова/Журнал Корреспондент

Кризис еще не начался - однако мы уже проигрываем борьбу с ним. Ну очевидно же, что турбулентностям в мировом финансовом пространстве нет конца, и что такого типа кризисов, как сейчас, история ранее не знала, и что никому не известно, сколько лет потребуется, чтобы все вернулось на свои места.

Тем не менее украинское правительство действует так, как будто через полгода, максимум - год, все образуется, снова вернутся высоченные цены на металл и химудобрения, украинские банки снова будут наперебой расхватывать иностранцы, предлагая за них миллиарды.

Кризис еще не начался - однако мы уже проигрываем борьбу с ним

Увы, не вернутся. Все разваливается к черту, и никто не знает, где дно. Не знают об этом ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни тем более в Киеве, где политики по уши погрязли в продуктах собственной жизнедеятельности. Они не видят происходящего в стране, что уж говорить о положении в мире.

Впору испугаться - но не кризиса, а неадекватности слов и действий, которые продуцируют политики. Украина сейчас в положении пациента, которого готовят к операции и которому удалось подслушать разговор хирургов, которые спорят, что отрезать - правую руку или левую ногу (причем не факт, что не отрежут и то и другое). Именно так выглядит ситуация, когда власть собирается взять $ 16,5 млрд в долг накануне кризиса, а оппозиция - потратить эти деньги на поддержку материального состояния отдельных, "особо важных" предприятий.

Украина усилиями хозяев этих особых предприятий оставалась низкокачественным промышленно-сырьевым придатком более развитых стран. Когда в США и Европе снова начнется строительная лихорадка, до недавних пор обеспечивавшая заказами отечественных металлургов? Когда цены на нефть снова подберутся до уровня $ 150 за баррель, возродив перспективы, например, рапса - из которого делают топливо для авто и благодаря которому дорожала продукция сельского хозяйства? Когда цены на зерновые снова будут расти, двигая вверх спрос на украинские удобрения?

Впору испугаться - но не кризиса, а неадекватности слов и действий, которые продуцируют политики

Ответа не знает никто - но все знают, что точно не в ближайшие два, или три, или пять лет. Ведь кризис только начался, а действия властей в США и ЕС лишь отсрочили наступление его более жесткой фазы.

Поэтому набирать кредиты и бросать их в разверстые пасти олигархов (банкиров или металлургов) - это означает грабить украинцев еще до того, как их ограбит кризис. Впрочем, что еще ждать от правящего класса, который сколотил свои состояния именно на грабеже?

Заметим, что Международный валютный фонд - это такая структура, которая занимается лечением больных стран (правда, нечасто такое лечение помогает). То есть нормальные инвесторы сейчас оценивают Украину как бесперспективное место и выводят (либо уже вывели) отсюда свои капиталы. МВФ же - это нечто вроде скорой помощи, которую вызывают в экстренной ситуации. А размер кредита - $ 16,5 млрд - это на самом деле очень существенная часть тех приблизительно $ 200 млрд, которыми располагает фонд для всех (!) стран мира. Другими словами, Украине пригнали не обычную скорую, а целый реанимобиль…

Проблема лишь в том, что ресурсы МВФ уже делят, сглатывая слюну и выбирая, кого поддерживать - валящиеся банки или заводы? Банки, которые будут трещать оттого, что физлица и предприятия массово перестанут возвращать кредиты, а предприятия, издыхающие от отсутствия заказов, - массово увольнять работников.

Набирать кредиты и бросать их в разверстые пасти олигархов - это означает грабить украинцев еще до того, как их ограбит кризис

Отвлекаясь, можно спрогнозировать, что в этой ситуации, скорее всего, выберут банки - потому что электорат "привластной" группировки более зависим от банковской системы, - и рабочими заводов, голосующими за Партию регионов, пожертвуют без сожаления.

Увы, опыт выхода из кризиса 90-х сейчас не поможет. Коренное отличие тех времен - царившее в мире благополучие, за которое Украина в результате все-таки ухватилась и сумела занять место обслуживающего персонала возле могучих экономик западных стран. Сейчас кризис везде - и за рубежом, и внутри.

И в этих условиях стране необходимо вспоминать, как работать на себя, - а это за годы, прошедшие со времен крушения СССР, Украина делать разучилась. Импорт, в особенности за последние годы, стал вытеснять отечественные товары. Превышение ввозимых товаров над экспортируемыми достигло астрономических цифр.

Проблема в том, что через год Украина может столкнуться с реальностью еще более грустной, чем резкий спад производства и безработица

Еще в начале сентября, до того как факт кризиса проник в головы чиновников, они признавали, что в 2009-м превышение импорта над экспортом составит $ 25 млрд. Внешний же долг Украины - $ 100 млрд. В такой ситуации никакие дополнительные $ 16 млрд не будут спасением, а ухудшить положение дел вполне смогут.

Но суть даже не в том, куда именно в рамках так называемого антикризисного плана растратят средства - то есть те ресурсы, которые удалось аккумулировать от налогоплательщиков и занять у разного рода международных доноров (ЕБРР, Международная финансовая корпорация). Проблема в том, что через год Украина может столкнуться с реальностью еще более грустной, чем резкий спад производства и безработица. Это будет спад производства и безработица, умноженные на необходимость всей страной скрести по сусекам и отдавать долги. Или - объявлять себя страной-банкротом.

***

Эта колонка опубликована в №42 журнала Корреспондент от 25 октября 2008 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kppublications.com


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK