Перезапуск Йонбена: КНДР на острие ядерной игры
Если власти Северной Кореи реализуют эту угрозу, КНДР сможет получить сразу два компонента, необходимых для ядерного оружия: у нее будет и плутоний и высокообогащенный уран.
Небольшое число ядерных бомб и боеголовок - от четырех до 10 - которым, как полагают, уже обладает Северная Корея, было произведено на основе плутония, обогащенного на малом 5-мегаваттном реакторе в Йонбене до 2007 года, когда ядерный комплекс там был закрыт.
Неизвестно, есть ли у КНДР ядерное оружие с урановым боезарядом.
Остается загадкой, почему Пхеньян отказался от своей программы по производству плутония и вместо этого сделал своим приоритетом обогащение урана.
Можно высказать два предположения по этому поводу.
Во-первых, комплексы по обогащению урана легче спрятать. Нет сомнений в том, что завод по обогащению урана, о котором стало известно в 2010 году, не единственный подобный комплекс в Северной Корее.
Кроме того, некоторые типы урановых боеголовок производить легче, чем другие виды ядерных вооружений. Северная Корея, вероятно, закупила технологии для производства оружия, основанного на обогащенном уране, у тех же пакистанских поставщиков, которые продали ядерные технологии Ливии и Ирану.
Но почему Северная Корея не возобновила свою плутониевую программу в последние годы, когда она пошла на весьма резкие провокации в ядерной сфере?
Полгода на подготовку
Можно предположить, что реактор в Йонбене полностью выведен из строя в результате шестилетнего бездействия.
Однако по данным ученого-ядерщика из Стэнфордского университета Зигфрида Хекера, в 2010 году ядерные установки в Йонбене поддерживались в рабочем состоянии.
Вызывает мало сомнений утверждение Хекера о том, что для возобновления работы реактора потребуется полгода.
Для этого в Йонбене придется построить новую охладительную башню или ввести новую систему охлаждения. Также придется подготовить новое топливо для реактора. Это можно сделать, если изменить размер и покрытие топливных стержней, которые были подготовлены для другого проекта много лет назад.
Вполне возможно, что Пхеньяну удалось скрыть от систем спутникового наблюдения подготовку новых топливных стержней. Однако работу над созданием новой системы охлаждения скрыть трудно, и сообщений о таком строительстве пока не поступало.
Тайны урана
Еще меньше известно о том, в каком состоянии находится программа по обогащению урана в Северной Корее.
Когда в ноябре 2010 года Зигфриду Хекеру показали центрифуги по обогащению урана, он не смог точно определить, работает ли этот завод, не говоря уже о том, производится ли на нем низкообогащенный уран.
Последнее заявление Пхеньяна может означать, что реактор в Йонбене будет производить обогащенный уран, хотя общепризнано, что в Северной Корее есть другие установки для обогащения урана.
До сих пор Пхеньян поддерживал видимость мирного назначения своей ядерной программы.
Если Пхеньян реализует свои последние угрозы запустить реактор в Йонбене, его программа по обогащению урана и плутониевая программа обеспечат производство достаточного количества ядерного материала для одной или двух бомб в год, а, может быть, и больше (это зависит от масштабов заводов по обогащению, которые Северная Корея прячет от мирового сообщества).
Опасная изоляция
Но все может быть еще хуже.
Прототип ядерного реактора на легкой воде, который Северная Корея строит в Йонбене и для которого требуется обогащенный уран, уже к концу этого года сможет увеличить количество ядерного материала в распоряжении Пхеньяна.
Этот тип реактора не самый лучший способ производить оружейный плутоний, однако на любом реакторе можно произвести плутоний в количестве, достаточном для ядерного взрыва.
Санкции ООН против Северной Кореи, а также более жесткие меры, введенные США, ЕС и некоторыми другими странами, частично нацелены на то, чтобы предотвратить закупку материалов и компонентов для северокорейской ядерной программы.
Если учесть, что Китай несерьезно относится к соблюдению этих санкций, вряд ли удастся полностью остановить этот процесс.
В любом случае, Пхеньян теперь ни от кого не зависит в большинстве аспектов своей ядерной программы.
Если 5-мегаваттный реактор в Йонбене полностью не выведен из строя, Пхеньян сможет возобновить его работу без чьей-либо помощи.
Одновременно с заявлением о намерении запустить реактор власти Северной Кореи также пообещали форсировать экономическое развитие страны.
Однако развитие экономики невозможно без внешней торговли и помощи из-за рубежа, необходимые для того, чтобы вывести страну из нищеты.
Будем надеяться, что годы, проведенные нынешним северокорейским лидером Ким Чен Ыном в Швейцарии, научили его основам экономики.
Источник: Русская служба Би-би-си