Корреспондент: Дурное дело. Афганистан стремительно увеличивает площади маковых посевов

Афганистан - первый производитель героина в мире - стремительно увеличивает площади маковых посевов. Опиаты здесь производят на экспорт, а с недавних пор и для себя: 1 млн афганцев превратились в наркоманов, - пишет Наталия Мечетная в № 17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года.

Корреспондент: Дурное дело. Афганистан стремительно увеличивает площади маковых посевов
АР

В Афганистане, стране, раздираемой войной, единственным победителем оказывается мак, шутит местный журналист Азил Ахмад. Этот цветок стал настоящим полевым командиром, отвоевывающим себе все новые территории, продолжает Ахмад абсолютно серьезно.

С ним нельзя не согласиться: Афганистан идет впереди всей планеты по производству наркотиков, превращаясь в сплошное маковое поле, - уже около 90 % мировых опиатов производится именно в этой стране. Более того, в 2013 году здесь, по данным ООН, ожидается рекордный урожай опиума.

Афганистан идет впереди всей планеты по производству наркотиков, превращаясь в сплошное маковое поле, - уже около 90 % мировых опиатов производится именно в этой стране.

Эксперты не берутся предположить, каков точный объем итогового урожая афганского наркотика, но сообщают, что общая посевная территория на данный момент превышает 154 тыс. га. В 2011 году она была меньше - 131 тыс. га. Уже в 20 из 34 регионов страны, в которой запрещено выращивание опийного мака, обнаружены засаженные им поля, тогда как три года назад таких регионов было всего 14.

По мнению Жан-Люка Лемайо, руководителя афганского бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, выращивая культуру, из которой производят героин, крестьяне “пытаются застраховать себя на случай наступления неспокойных времен”. Многие боятся, что после того как Афганистан покинет американский военный контингент, он погрузится в хаос. За 1 кг мака местные жители выручают около $ 100, и это огромные деньги в бедной стране. Афганистан стал не только главным экспортером героина в мире, но и его потребителем. По данным ВВС, из 35 млн афганцев уже около 1 млн принимают героин. Тяжелый наркотик достать легко, а стоит он всего около $ 6 за 1 г.

В целом же, по оценкам специалиста Рурского университета в Бохуме Вильгельма Левенштайна, в афганском наркобизнесе занято примерно 10 % населения государства, то есть порядка 3 млн человек.

Многие боятся, что после того как Афганистан покинет американский военный контингент, он погрузится в хаос

Остановить производство и распространение наркотиков в Афганистане, по мнению аналитиков, будет крайне сложно. Ситуация усугубляется еще и выводом международного контингента войск в 2014-м. На данный момент здесь находятся более 60 тыс. иностранных военных, однако Белый дом не исключает полного вывода войск к концу следующего года.

Халиль Нури, президент New World Strategies Coalition Inc, исследовательского центра, занимающегося поиском невоенных решений афганской проблемы, в разговоре с Корреспондентом отмечает, что пра вительство Афганистана сегодня представляет собой кучку продажных коррупционеров, которые сами вовлечены в наркобизнес.

“Предположительно, когда войска НАТО уйдут, ситуация [с распространением наркотиков] в стране усугубится”, - рассуждает Нури.

Опиум для народа

40% афганцев живут за чертой бедности, а еще у 20% доходы ненамного выше, рассказывает Корреспонденту о своей родине Гейас Садат, офисный служащий из Кабула. При этом почти каждый второй афганец не имеет работы и доступа к основным товарам и услугам. В свою очередь правительство, несмотря на обширную финансовую помощь международного сообщества, не смогло снизить уровень бедности и найти возможности для трудоустройства населения.

В таких условиях жителям Афганистана ничего другого не остается, кроме как либо примыкать к повстанческим группам, либо выращивать мак, констатирует Садат.

Правительство, несмотря на обширную финансовую помощь международного сообщества, не смогло снизить уровень бедности и найти возможности для трудоустройства населения

На самом деле силы Альянса пытались бороться с посевами мака, потратив сотни миллионов долларов на распыление химикатов на полях. Как альтернативу крестьянам раздавали тысячи тонн зерна, чтобы те вместо мака выращивали пшеницу. Однако у наркотического растения значительно короче цикл созревания, а по рентабельности оно куда выгоднее, чем пшеница, поэтому, использовав зерно, крестьяне вновь принялись за выращивание опиатов.

Понимая тщетность своих попыток по борьбе с огромными площадями, засеянными маком, иностранные военные попросту умыли руки.

“НАТО не отвечает за проблему наркотиков в России, Афганистане или Иране. За это отвечают власти этих стран и соответствующие государственные структуры”, - заявил представитель Альянса Роберт Пшель.

С другой стороны, боевики Талибана, которым необходимы средства на ведение войны, сами принуждают крестьян сеять мак, говорит Саид Мустафа Махмуд, афганский тележурналист. “Экономика находится в плачевном состоянии, поэтому фермеры выращивают мак, чтобы элементарно выжить в военное время”, - отмечает он.

Как альтернативу крестьянам раздавали тысячи тонн зерна, чтобы те вместо мака выращивали пшеницу

Опиум в основном производится в четырех южных провинциях - Гельманде, Кандагаре, Фарахе и Урузгане, однако теперь, по данным ООН, значительные посевы обнаружены и на севере страны - там, где мак никогда не выращивался. Эксперты ООН отмечают: за один только прошлый год на афганских полях было собрано 3,7 млн т опиумного мака.

В целом в мире около 16,5 млн человек употребляют опиаты, создавая огромный рынок, оцениваемый в $ 68 млрд в год. Доходы от экспорта афганских опиатов могут достигать $ 2,4 млрд, что соответствует 15 % ВВП страны.

В то же время Ахмад обращает внимание на то, что производство наркотиков не является сугубо внутренним делом Афганистана. Для получения героина необходим ангидрид уксусной кислоты, который доставляется сюда контрабандой.

“Афганские опиаты - дело рук огромной международной мафии”, - отмечает Ахмад.

Транспортировка же наркотиков налажена здесь едва ли не официально. Так, в начале года США внесли в черный список крупнейшую в Афганистане частную авиалинию Kam Air, заявив, что ее самолетами при осуществлении пассажирских рейсов в Таджикистан вывозился опиум. Центральное командование вооруженных сил США запретило передавать Kam Air подряды военного ведомства.

Боевики Талибана, которым необходимы средства на ведение войны, сами принуждают крестьян сеять мак

“США не будут вести дела с теми, кто поощряет нелегальный бизнес, - заявил американский генерал-майор Ричард Лонго. - Kam Air слишком крупная компания, чтобы не знать о том, какие вещи происходят внутри нее”.

В ходе проведенного американцами расследования в отношении авиалиний появилось больше вопросов, чем ответов. К примеру, афганские власти так и не смогли объяснить, как наркотики миновали таможенный контроль, и этот факт позволил американской прессе сделать вывод о коррумпированности афганского правительства и причастности его к наркотрафику.

“В Афганистане правительство не функционирует, и ничто не сделает государство жизнеспособным, пока ведущие ключевые персоны совершают преступления и вовлечены в незаконный оборот наркотиков”, - говорит Нури.

Лекарство от войны

Курение опиума внутри Афганистана становится повальным. К примеру, почти половина населения деревни Сараб в северо-восточной провинции Бадахшан - наркоманы. Не имея доступа к медицине, афганцы утверждают, что их единственным доктором стал опиум. Им пользуются, чтобы заглушить боль, успокоить кашель и снять стресс.

“Курение помогает от моей астмы”, - уверена Ян Берум, 18 лет употребляющая наркотик.

Ее страна уже более четверти века находится в состоянии перманентной войны.

“Люди разочарованы, не имеют работы, не имеют достаточной квалификации, - перечисляет Ахмад беды своих соотечественников. - Плюс проблемы в семьях, потери близких при бомбовых ударах”.

Не имея доступа к медицине, афганцы утверждают, что их единственным доктором стал опиум

С помощью наркотиков афганцы уходят в собственный мир, в котором меньше боли, объясняет Ахмад. Журналист говорил со многими принимающими наркотики и уверяет Корреспондент в том, что передает их рассуждения слово в слово.

Между тем Афганистан является религиозной мусульманской страной, в которой употребление и производство наркотиков - грех, в свою очередь напоминает Махмуд. Быть наркозависимым здесь по-прежнему позорно, и нередко селяне выгоняют наркоманов из своих деревень.

По наблюдениям Махмуда, многие афганцы все еще не приемлют наркотики и искренне хотят очистить от них свою страну, однако война и пресс Талибана делают свое дело.

Вначале Талибан успокаивал местное население, акцентируя внимание на том, что производить наркотики необходимо только на продажу, но в последние годы все больше афганцев пристращаются к их употреблению.

“Мы по привычке склонны утверждать, что спрос рождает предложение, - отмечает Лемайо. - Но мы забываем, что в данном случае само появление этого продукта на рынке вызывает у населения спрос”.

Между тем Афганистан является религиозной мусульманской страной, в которой употребление и производство наркотиков - грех

Говоря о будущем Афганистана, аналитики полны пессимистичных прогнозов. Единственной возможностью справиться с производством наркотиков, по мнению Левенштайна, является развитие альтернативных источников доходов крестьян, хотя, как показала практика, переходить на выращивание пшеницы и хлопка для них нерентабельно.

Согласно планам Белого дома, к концу 2014 года в стране останутся в лучшем случае 10 тыс. военных. И то, что вывод войск из Афганистана может привести к росту производства героина, признает даже Россия, на которую приходится 21% потребления героина в мире.

Так, директор Федеральной службы России по наркоконтролю Виктор Иванов, однажды выступая в ООН, заявил: выводя войска из Афганистана, НАТО оставит слабеющее государство один на один с глобальной наркомафией, и тогда планету может накрыть настоящее наркоцунами.

В свою очередь, американцы говорят о том, что Афганистану необходимо новое, не настолько коррумпированное правительство. По мнению Людвига Адамека, профессора из Центра изучения Среднего Востока при Аризонском университете (США), афганские власти недостаточно сильны, чтобы контролировать большую часть территории страны и подавить производство наркотиков.

“Местные общины и полевые командиры пользуются отсутствием центрального управления, чтобы участвовать в наркобизнесе, - констатирует Адамек. - А его ликвидация - медленный и долгосрочный проект”.

***

Этот материал опубликован в №17-18 журнала Корреспондент от 3 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK