КНДР и Куба: партнеры по изоляции в поисках оружия - Би-би-си
В начале июля северокорейское агентство новостей опубликовало короткое сообщение о визите на Кубу военной делегации КНДР.
В нем говорилось о переговорах союзников по укреплению дружеских отношений между вооруженными силами двух стран.
Это сообщение длиной всего в несколько строчек не привлекло к себе большого внимания, но сейчас оно представляется весьма интересным.
Недавнее обнаружение груза кубинского оружия на борту северокорейского судна стало для многих неожиданностью и вновь поставило вопрос о тщательно скрываемых связях между Кубой и КНДР.
Между ними немало общего - оба эти репрессивных режима пережили развал Советского Союза, оба успешно прошли через процесс передачи власти в рамках правящих династий и оба существуют, несмотря на экономические санкции со стороны США.
Американский историк Кэтрин Уэтерсби, доцент в Университете Джонса Хопкинса, говорит, что между двумя этими странами существуют давние и очень тесные отношения.
"Они остались последними социалистическими странами в мире, обе они сталкивались с американской интервенцией в прошлом, что сближает их еще больше", - говорит она.
Обзор публикаций в средствах информации КНДР позволяет установить наличие отношений, которые проявляются в лозунгах солидарности.
В этих публикациях то и дело упоминаются Кубинский комитет в поддержку объединения Корей и Корейский комитет солидарности с Кубой, а также приводятся цитаты из кубинских газет в поддержку Пхеньяна во время его недавнего противостояния с США.
Немало сообщений о контактах в области культуры и об экономическом сотрудничестве.
В 2013 году обе страны подписали протокол о развитии связей в области науки и техники, который предусматривает также "обмен товарами".
Андрей Ланков, который преподает в Университете Кукмин в Южной Корее, бывал в КНДР в 80-е годы, а сейчас занимается исследованием внешней политики КНДР в те годы.
По его словам, обе стороны придают большое символическое значение этим связям, но на самом деле они не слишком масштабны, так как "Северная Корея хочет торговать за деньги, а у Кубы особых средств нет".
"Объем торговли между ними пренебрежимо мал, - говорит историк. - Северная Корея не нуждается в кубинском сахаре, а Куба не стремится закупать большое количество сушеных кальмаров".
"Куба даже не входит в первую десятку внешнеторговых партнеров КНДР, а огромное расстояние между этими странами делает морские перевозки слишком дорогостоящими".
По оценкам ООН, доход в КНДР на душу населения составлял 500 долларов в 2011 году. На Кубе этот показатель выше - около 6 тысяч долларов, но ее население невелико, всего 11 млн человек.
Однако когда речь заходит о военных связях между двумя странами, дело обстоит несколько иначе.
Куба признала, что оружие, найденное на борту северокорейского сухогруза "Чонг Чон Ганг", принадлежит ей и что это несколько устаревших ракет советского производства, зенитные орудия и самолеты МИГ.
Эксперты лондонского журнала Jane's Defence Analysis опознали среди скрытого в тайнике груза компоненты радарного комплекса СНР-75 по управлению артогнем северокорейского производства.
По их предположению, этот груз следовал в КНДР либо для ремонта или обмена, как утверждают кубинские власти, либо же Северная Корея намерена использовать его для укрепления собственной обороноспособности.
Вооруженные силы КНДР и Кубы всегда использовали советскую боевую технику, и в последние годы обслуживание этой технике становится все более трудным делом, говорит профессор политологии в университете Йонсей в Южной Корее Мун Чун Ин.
"Это может быть признаком того, что Пхеньян сталкивается с проблемами в обслуживании своей техники, - считает профессор. - Он до сих пор шел на всякие ухищрения в преодолении этого дефицита, но ему нужны запасные части к самолетам МИГ и другой технике, и с этой целью режим обращается за помощью к таким странам, как Сирия и Куба".
По словам Кэтрин Уэтерби, Пхеньян активно ищет возможности военного сотрудничества с конца 80-х годов.
"СССР прекратил гарантированные поставки военной техники после установления дипломатических отношений с Южной Кореей в 1990 году, - говорит она. - А недавние американские санкции против КНДР еще больше осложнили положение с обслуживанием советских вооружений".
Андрей Ланков указывает, что Пхеньян стремится наладить экспорт своих собственных вооружений, которые являются дешевыми и низкокачественными копиями старых советских и китайских образцов.
По его словам, спрос в мире на это оружие невелик, но Куба не имеет особого выбора. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что Куба просто пытается найти способ обслуживания своих систем вооружений за приемлемые для нее средства, возможно, в обмен на поставки излишков техники.
Любая поставка вооружений в КНДР, кроме стрелковых, запрещена тремя отдельными резолюциями Совета Безопасности ООН, которые были приняты после проведения режимом испытаний ядерного и ракетного оружия.
Таким образом, в качестве члена ООН Куба нарушает эти санкции.
Сотрудник Международного научного центра имени Вудро Вильсона в Вашингтоне Джеймс Персон считает, что Куба сыграла существенную роль в развитии военной промышленности Северной Кореи, хотя и косвенным образом.
Карибский ракетный кризис 1962 года стал ведущим фактором, побудившим Пхеньян задуматься о необходимости производства в стране ракетной и иной боевой техники.
Когда в Пхеньяне проанализировали историю этого кризиса, а кроме того, столкнулись с сокращением военных поставок из СССР, руководство страны приняло решение о развертывании в стране военной промышленности.
Результатом стал обладающий ядерным оружием сталинистский режим, население которого голодает.
Люси Уильямсон
Би-би-си, Сеул
Источник: Русская служба Би-би-си