Итоги сессии парламента России: запретить и наказать
Совет Федерации примерно за пять с половиной часов последнего пленарного заседания перед каникулами пробежал 92 пункта повестки. На каждый пункт, таким образом, в среднем пришлось около трех с половиной минут. Примерно в том же темпе работала на своем последнем заседании перед каникулами нижняя палата парламента России, Государственная дума - депутаты приняли около 60 законов.
Этот стиль работы дал критикам российской власти дополнительный повод для зубоскальства на тему того, что парламент больше "не место для дискуссии", и депутаты с сенаторами по команде штампуют законы без раздумий и рассуждений.
На самом деле это, конечно, не совсем так: просто размышления и дебаты давно перенесены в администрацию президента, правительство и комитеты парламента. Дискуссии в зале пленарных заседаний Госдумы тоже случаются, но носят, как правило, ритуальный характер, поскольку судьба законопроектов решается до того, как они оказываются в повестке.
Пресса и блогосфера в рунете обращают внимание прежде всего на "политические" законы, касающиеся прав и свобод. В нынешних российских условиях речь обычно идет об ограничении этих прав и свобод. В течение весенней сессии, с января по июль, было принято несколько таких резонансных законов.
Пять лет за демонстрации
В последние дни ударного труда обе палаты парламента утвердили, например, поправки к знаменитому закону о митингах 2012 года, ужесточающие ответственность за нарушения на митингах.
Теперь за неоднократные - более двух раз в течение полугода - нарушения порядка проведения митинга или другой публичной акции можно получить штраф до миллиона рублей или даже до пяти лет колонии.
Заодно депутаты увеличили срок административного ареста с 15 до 30 суток.
Доработали власти и еще один из принятых "после Болотной" важных законов - закон о некоммерческих организациях - "иностранных агентах". Причем эти поправки вызвали намного меньше медийного шума, чем сам закон. Между тем они значительно упрощают для властей охоту на "иностранных агентов": министерству юстиции дано право самостоятельно, без прокурорских проверок и судебной волокиты, включать организации в соответствующий реестр.
Депутат от "Единой России" Ирина Яровая, соавтор многих "шумных" законов, на этой сессии отметилась законом "о реабилитации нацизма".
Минюст сразу воспользовался этим правом и в начале июня включил в реестр пять организаций: ассоциацию "В защиту прав избирателей "ГОЛОС" (которая, впрочем, уже ликвидируется именно из-за закона об агентах), региональную общественную организацию в защиту демократических прав и свобод "ГОЛОС" (это часть сложной новой структуры "Голоса"), фонд "Костромской центр поддержки общественных инициатив", "Центр социальной политики и гендерных исследований" и союз "Женщины Дона".
В последние дни весенней сессии парламент утвердил и ужесточение закона об ответственности за то, что власти сочтут призывами к сепаратизму.
Выборочное назначение "прессой"
Наказание за "призывы к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности России" было введено еще в ходе предыдущей сессии: президент подписал внесенные коммунистами и принятые парламентом поправки к Уголовному кодексу в декабре 2013 года. Теперь же по предложению сенатора Андрея Клишасамаксимальный срок за такие призывы увеличен с трех до четырех лет, а действие закона распространено на призывы в интернете.
Еще в конце апреля Госдума приняла закон, почти приравнивающий популярные блоги к средствам массовой информации.
Теперь блогеры, чья аудитория составляет более трех тысяч человек в сутки, должны будут соблюдать те же требования, что и зарегистрированные средства массовой информации, - например, проверять достоверность информации, не размещать материалы, которые власти могут счесть экстремистскими, не допускать раскрытия государственной тайны, призывов к терроризму, пропаганды "порнографии, культа насилия и жестокости".
За нарушение этих требований предусмотрен штраф - до 50 тыс. рублей для физических лиц и до полумиллиона для юридических.
Критики этого закона говорят, что его невозможно выполнять в полном объеме: власти не имеют возможности подсчитывать суточную аудиторию всех популярных блогов. Поэтому, делают вывод критики, закон придуман для того, чтобы выборочно наказывать неугодных.
Неприкасаемый СССР
В начале мая президентом Путиным был подписан закон об уголовной ответственности за "реабилитацию нацизма" - точнее, новая статья 354.1 в Уголовном кодексе.
С подачи Андрея Лугового в эту сессию был принят закон о штрафах за сокрытие двойного гражданства
Большие штрафы или три-пять лет колонии только за "отрицание фактов", установленных Нюрнбергским трибуналом у общественности особых возражений не вызвали бы: о разумности уголовного наказания за дискуссию об исторических фактах и интерпретациях можно спорить, но, в конце концов, похожие законы есть и в европейских странах.
Но депутат Ирина Яровая с товарищами вписали в закон "о реабилитации нацизма" еще и запрет на "распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны".
Критики российских властей, указывая на нынешние официальные взгляды на историю Второй мировой, на "культ Победы", опасаются, что при помощи этого закона власти просто смогут репрессивными методами оборонять советский, сильно приукрашенный и упрощенный взгляд на "деятельность СССР в годы Второй мировой войны".
Как потенциально "политический" оппозиционеры расценили и закон о хранении персональных данных российских пользователей интернета на серверах на территории России. Он тоже был принят в последние ударные дни сессии.
Власти и авторы закона объясняли эту меру беспокойством о том, что данными российских граждан могут во вред им и российскому государству воспользоваться те, кто контролирует заграничные серверы - поэтому надо перевести данные туда, где их смогут контролировать российские власти.
Борьба с заграницей
В связи с этим законом появилось много мрачных предположений: говорили, что добиться его выполнения власти смогут, лишь закрыв доступ на территории России к иностранным сервисам вроде Google, Facebook или Twitter, что из-за этого россияне не смогут покупать билеты иностранных авиакомпаний и бронировать гостиницы за рубежом.
Пока четких подтверждений этим опасениям не появилось. Закон вступит в силу только 1 сентября 2016 года, а до того времени еще очень много может измениться, в том числе и сам закон.
В поисках направлений и способов контроля над гражданами российские власти дошли и до обладателей паспортов других стран.
Депутат Андрей Луговой, формальный автор также нескольких других охранительных законопроектов, внес проект поправок к закону о гражданстве, предусматривающий уголовное наказание за сокрытие двойного гражданства. Максимальные санкции - штраф в 200 тыс. рублей или до 400 часов обязательных работ.
Это был как раз один из тех случаев, когда депутаты Госдумы устроили нечто похожее на политическую дискуссию в зале пленарных заседаний.
Но вопросы-возражения официальной оппозиции в духе "чиновникам и так запрещено второе гражданство, зачем же выявлять его еще и у простых граждан" эффекта не возымели. "А затем, чтобы государство и спецслужбы могли оперативно реагировать на изменение обстановки внутри государства", - простодушно ответил ветеран спецслужб Луговой, парламентское большинство завизировало проект, Совет Федерации его утвердил, а президент подписал - всё очень быстро, как обычно бывает с политическими, изначально утвержденными "наверху" законами.
"Убили кабельное ТВ"
Совершенно "неполитическим" на первый взгляд, но потенциально имеющим последствия для свободы прессы и слова оказался пакет поправок к закону о рекламе, срочно принятый в числе десятков других в последние дни весенней сессии.
Госдума отменила инициированный Медведевым переход на "вечное" летнее время
Одна часть пакета отменяла после двухлетнего запрета рекламу пива в спортивных трансляциях и на стадионах - это объясняется тем, что в России в 2018 году будет чемпионат мира по футболу, а международные футбольные организации разрешают такую рекламу.
Вторая же часть без всякой логической связи с первой запрещает рекламу на платных телеканалах. Теперь зарабатывать деньги на рекламе разрешено только эфирным каналам, которые все без исключения подконтрольны государству. Автор закона, депутат Игорь Зотов объяснял, что таким образом будто бы устраняется неравноправие на рынке: платные каналы получают и абонентскую плату, и деньги за рекламу, а эфирные - только деньги за рекламу. Эксперты объясняли, что это, мягко говоря, не так, и очевидно, что кабельные каналы вовсе не наслаждаются привилегированным положением.
"Ну вот и все. В России только что убили кабельное телевидение", - так в своем микроблоге прокомментировал утверждение поправок интернет-телеканал "Дождь".
"Политические" законы привлекают больше всего внимания, и многие озабоченные исключительно политикой читатели и интернет-пользователи часто обвиняют Госдуму в том, что она только тем и занимается, что вводит новые запреты и ограничения.
Ложка в бочке
Это, конечно, искаженное представление. Достаточно посмотреть повестку последних заседаний весенней сессии Госдумы и Совета Федерации, чтобы убедиться, что среди десятков пунктов "политических" законов - единицы.
Среди остальных есть и такие, которые вполне могут понравиться очень многим. Например, парламент только что запретил несанкционированные абонентами рассылки по мобильным сетям, проще говоря - мобильный спам.
Небессмысленным можно признать и решение перейти с этого октября на "зимнее", то есть нормальное время и больше никуда часы не переводить. Оппозиционеры, и не только они, много язвили по поводу манипуляций властей со стрелками часов, но сарказм в основном касался прежнего решения президента Медведева "навечно" остаться в летнем времени. По мнению оппонентов, Медведев в том числе таким неубедительным способом демонстрировал активную деятельность и политическую самостоятельность.
Репутация российского парламента временами начинает жить своей жизнью и формироваться помимо действий самого парламента. Один из мемов этой весны - "запрет на кружевные трусы" - наверняка запечатлелся в памяти многих невнимательных читателей новостей как некий закон о запрете на кружевное белье, вероятно, принятый Госдумой.
Власти и пресса давно разъяснили, что это не закон, а пункт технического регламента Таможенного союза, утвержденного комиссией ТС еще 3 года назад, что речь не о кружевах, а об определенных синтетических материалах, что это не совсем полный запрет, что министерство промышленности и торговли России уже давно обещает добиться отмены этого пункта техрегламента и, по всей видимости, добьется. Но кто же в эпоху соцсетей и "140 знаков" станет читать эти скучные разъяснения? Очень немногие.
Источник: Русская служба Би-би-си