Страны БРИКС: больше различий, чем сходства
Полтора десятилетия назад, в 2001 году, Бразилию, Россию, Индию и Китай роднили, прежде всего, открывавшиеся перед ними огромные экономические перспективы. Именно поэтому главный экономист американского инвестиционного банка Goldman Sachs Джим О'Нил и придумал тогда термин БРИК (BRIC): он хотел привлечь внимание международных инвесторов к четырем самым крупным развивающимся рынкам на планете.
Быстрорастущие перестали быстро расти
В 2009 году инвестиционную идею превратили в политическую структуру: в России, в Екатеринбурге, состоялся первый саммит БРИК. В 2011 году лидеры четверки на своей третьей ежегодной встрече расширили группу за счет Южной Африки - страны далеко не столь крупной и экономически мощной, но играющей важную роль в качестве плацдарма для освоения африканского континента. Так появился акроним БРИКС (BRICS).
Однако к этому моменту государства пятерки уже начали утрачивать то главное, что их первоначально объединяло: чрезвычайно высокую динамику народнохозяйственного развития. Быстрый рост ВВП замедлился как в результате всемирного финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, так и вследствие специфических проблем каждой отдельной страны.
Так что 15 июля 2014 года в бразильском городе Форталеза на шестом саммите БРИКС соберутся лидеры уже не пяти самых быстрорастущих крупных экономик планеты, а руководители весьма непохожих друг на друга государств. "Индия остается развивающейся страной. Россия таковой, несомненно, не является. Китай вот-вот станет великой индустриальной державой. Я пока просто не представляю себе, как эти государства можно подвести под общий знаменатель", - отметил в беседе с DW вице-президент Института мировой экономики в Киле (IfW) Рольф Лангхаммер (Rolf Langhammer).
Единого блока пока нет
Профессор Лангхаммер указал на то, что страны БРИКС до сих пор практически не выступали на мировой арене в качестве единого блока. Общие позиции время от времени отстаивают разве что отдельные члены группы, образующие временные союзы. Так, в 2008 году Бразилия и Индия стали главными выразителями позиции развивающихся стран на проходившем в рамках ВТО Дохийском раунде переговоров о либерализации мировой торговли.
Год спустя Китай и Индия совместно заблокировали договоренность о всемирном соглашении по борьбе с изменением глобального климата, поскольку сочли, что оно не соответствует их интересам. Самый свежий пример - заключенный в мае этого года газовый контракт между Россией и Китаем, призванный продемонстрировать Евросоюзу и всему Западу, что российский газ можно продавать и в Азию.
Однако за столь демонстративным единством между Москвой и Пекином кроются глубокие противоречия и очевидная напряженность в отношениях между двумя соседями, указал собеседник DW. Так, Россия недовольна растущим влиянием Китая в Центральной Азии и опасается дальнейшего массового заселения китайцами слабо освоенных регионов Сибири и Дальнего Востока. Одновременно у Китая из-за пограничных конфликтов весьма напряженные отношения с Индией.
Страны с совершенно разными проблемами
А вот общих экономических интересов у членов БРИКС на самом деле не так уж и много, убежден Рольф Лангхаммер. Поэтому он считает, что эти страны "воспринимают друг друга, скорее, как конкурентов в борьбе за сырье, ресурсы и территории, чем как партнеров". Экономическая мощь КНР не просто создает очевидные диспропорции в группе, но и откровенно пугает других ее членов. Все пять стран очень непохожи друг на друга, а потому вынуждены решать совершенно разные проблемы.
"У Южной Африки, к примеру, на протяжении целого ряда лет были самые низкие темпы экономического роста в рамках БРИКС", - отметил в беседе с DW эксперт консалтинговой компании Shifting Wealth профессор Хельмут Райзен (Helmut Reisen), в прошлом - научный директор организации индустриальных стран ОЭСР. В Индии, напомнил он, "значительная часть населения продолжает пребывать в крайней бедности". В Бразилии остро чувствуется растущий бюджетный дефицит. Кроме того, здесь существенно замедлились темпы экономического роста. Все это угрожает хрупкому благополучию бразильского среднего класса, многие представители которого могут вновь впасть в бедность, предупредил Хельмут Райзен.
Банк развития как вызов МВФ
Но больше всего по темпам роста ВВП отличаются сейчас друг от друга Россия и Китай. Если российская экономика в этом году топчется на месте и в лучшем случае покажет прирост в половину процента, то китайская, даже после некоторого замедления, вполне может рассчитывать более чем на 7 процентов.
Ключевым событием нынешнего саммита пятерки должно стать учреждение Банка развития БРИКС. Профессор Рольф Лангхаммер считает, что его создают главным образом из политических соображений. "Страны БРИКС хотят избавиться от диктата, как они выражаются, Международного валютного фонда и региональных банков развития, где по-прежнему доминируют старые индустриальные державы", - отметил ученый и в качестве примера привел Азиатский банк развития, где ключевую роль играет Япония.
Впрочем, государства БРИКС сегодня сами доминируют в своих регионах, отметил ученый. Если им удастся использовать такое положение для укрепления добрососедских отношений в своих частях света, то "я вполне допускаю превращение БРИКС в ядро движения, к которому может подключиться намного больше стран с развивающимися рынками", - заявил Рольф Лангхаммер и в качестве возможных кандидатов упомянул Индонезию, Турцию и Нигерию.
Источник: Русская служба DW